Устройство термостата лада калина

Опытные автолюбители понимают принцип работы термостата. Новички лишь слышали про эту деталь, но не знают, для чего она используется. С термостатом каждый сталкивается рано или поздно, так как узел меняется с той же периодичностью, что и любой другой расходник. Служит он не более трёх лет, а его поломку трудно не заметить.

Характеристики терморегулятора Лады Калины

Термостат – важный системы охлаждения двигателя, он занимает место между радиатором и блоком цилиндров силового агрегата. По своей конструкции это корпус с автоматическим клапаном, который при нагреве охлаждающей жидкости до определенной температуры открывает большой контур циркуляции через основной радиатор охлаждения. Благодаря закрытию большого круга на остывшем двигателе автомобиль прогревается при циркуляции по малому контуру значительно быстрее. Сокращается износ его подвижных частей, исключается перегрев, снижается объем вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду.

Исправный термостат позволяет прогреть мотор до рабочей температуры, которая для Калины составляет 90-95 градусов. С течением времени клапан изнашивается, и обогреватель поддерживает температуру не выше 80 градусов. Исправное устройство способствует быстрому прогреву мотора даже при сильном морозе. Благодаря этому устройству печка на Калине считается одной из самых теплых на автомобилях ВАЗ. По мнению экспертов и автолюбителей, лучшим по соотношению «цена-качество» является штатный термостат производства ДААЗ. Все дело в специальном винте, с помощью которого можно самостоятельно настроить температуру открытия клапана. Нельзя не учитывать надёжность заводских изделий, которые в этом плане выигрывают у большинства аналогов.

Для 8- и 16-клапанных моторов используются одинаковые термостаты.

Принцип работы устройства

Фото 2 (Схема работы клапана обогревателя)

Схема работы клапана обогревателя

Когда двигатель холодный, клапан термостата находится в закрытом положении, и антифриз циркулирует по малому кругу, проходя только через радиатор отопителя и по водяной рубашке блока. Когда мотор прогревается до рабочей температуры, клапан открывается полностью, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор, где охлаждается. Так предотвращается перегрев силового агрегата.

Зимой прогрев занимает меньше времени благодаря термостату – радиатор отопителя нагревается раньше, и в салоне становится тепло уже через несколько минут, при этом экономится топливо. Терморегулятор подлежит замене, если при достижении температуры 95 градусов и более клапан не открывается – двигатель начинает перегреваться. Если мотор наоборот, не может прогреться, значит, прибор не закрывается и также подлежит замене.

По своей конструкции это простое изделие, состоящее из корпуса, основного и байпасного клапанов, чувствительного к температурам элемента, двух впускных и одного выпускного патрубка. В зависимости от производителя термостат изготавливается из меди, латуни или термостойкого пластика. В основе термочувствительного твердотельного элемента – воск технического назначения. При нагреве он плавится и, расширяясь, давит на основной клапан, заставляя его открываться, пропуская тем самым охлаждающую жидкость по большому кругу. Воск тает быстро благодаря порошку из меди, алюминия и графита, который входит в его состав.

Проверить работоспособность нагревателя можно без его установки в систему охлаждения. Для этого нужно поместить устройство в ёмкость с водой и поставить на плиту. По мере нагрева жидкости клапан термостата приоткрывается приблизительно на 3 сантиметра. Так можно убедиться в исправности устройства ещё до его монтажа.

Неисправности термостата

Терморегулятор относится к расходным материалам, а значит, ремонту не подлежит. Замену можно проводить самостоятельно или обратиться с этим вопросом в автосервис. В первом случае в расходы будет включена только стоимость самого устройства. При обращении к специалистам к этой сумме добавится порядка 400 рублей за работу автомеханика. Деталь меняется потому, что ремонтировать в ней нечего. Самая распространенная неисправность – выход из строя твердотельного термочувствительного элемента.

Термостат на Ладе Калине расположен в схеме системы охлаждения между радиатором и блоком двигателя – сразу под воздушным фильтром. Достаточно его отодвинуть, чтобы увидеть устройство.

Прежде чем менять термостат или проверять его на работоспособность, нужно знать, какие неисправности для него характерны. Выделяют три признака, которые говорят о поломке:

  1. Клапан заклинил в открытом положении. В этом случае охлаждающая жидкость циркулирует всегда по большому кругу, даже при запуске холодного двигателя. Мотор прогревается до рабочей температуры значительно дольше. Летом такая поломка не приносит неудобств владельцу автомобиля, а вот с наступлением холодов двигатель может вовсе не прогреваться. Печка не будет работать как положено, увеличится расход топлива.
  2. Клапан заклинил в закрытом положении. Если устройство не может открыться, то охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу. Двигатель будет постоянно перегреваться, появится риск его полного выхода из строя. Длительная эксплуатация автомобиля при такой неисправности запрещена. Для предотвращения перегрева можно включить вентилятор отопителя на максимальную скорость обдува и постоянно контролировать показания указателя температуры двигателя.
  3. Клапан открывается раньше, чем нужно. При открытии клапана на температуре 70-75 градусов двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры и тратит на это больше времени и топлива.

Последняя проблема встречается редко – в основном на устройствах, которые не подходят для использования на этом автомобиле или изготавливаются кустарным способом.

Причины неисправностей и способы их выявления

Самые частые неполадки:

  • появление коррозии на подвижных элементах устройства – случается редко, в основном при использовании вместо антифриза водопроводной воды;
  • попадание в корпус посторонних предметов, загрязнение или образование накипи;
  • антифриз низкого качества;
  • неисправность насоса охлаждающей жидкости.
Читайте также:  Чистка дроссельной заслонки лада калина 8 клапанов

Существует несколько способов проверки термостата. Ниже описан метод тестирования устройства без необходимости его демонтажа:

  1. Запустить двигатель. Так как в исправном терморегуляторе клапан должен быть в закрытом состоянии, то через несколько минут после запуска нижний патрубок радиатора должен быть холодным. Если шланг теплый, это свидетельствует о неплотно закрытом или полностью открытом клапане. Мотор будет дольше прогреваться и расходовать для этого больше горючего.
  2. Если патрубок начинает нагреваться после достижения рабочей температуры, значит, термостат исправен. Либо он заклинил с закрытым клапаном – двигатель будет перегреваться, понадобится срочная замена.

Все действия следует проводить, соблюдая осторожность. В процессе работы СОД патрубки и двигатель сильно нагреваются, случайное прикосновение к ним может стать причиной серьезного ожога. При функционировании малого круга радиатор не задействуется, верхний горячий и нижний холодный патрубок свидетельствуют о проблемах при условии, что мотор прогрет. Если описанные манипуляции не дали полной уверенности в работоспособности узла, можно провести более тщательную проверку, но для этого потребуется снять термостат с автомобиля. Этот способ тестирования выглядит так:

  1. Устройство поместить в металлическую ёмкость, наполненную водой, поставить на плиту.
  2. Дождаться, пока вода достаточно нагреется. При температуре около 60 градусов клапан начнёт приоткрываться. Полностью он откроется при температуре близкой к кипению – 90-95 градусов.
  3. Устройство вынуть из ёмкости и понаблюдать за тем, как по мере остывания клапан начнёт закрываться. В конечном итоге он должен закрыться, полностью перекрыв канал.

Если во время проведения проверки были выявлены сбои в работе клапана – не открывается, открывается не полностью, закрывается неплотно – его следует заменить.

Как можно доработать нагреватель

На новых моделях Лада Калина 2 и Лада Гранта используется схема работы системы охлаждения с параллельным включением радиатора отопителя. Из-за этого рабочая температура снижается до 85 градусов, что несколько ниже, чем на предыдущих моделях семейства ВАЗ. Многие автовладельцы всерьёз полагают, что такая температура не может быть нормальной – налицо повышенный расход топлива, а также снижение ресурса подвижных частей двигателя из-за преждевременного износа. Но по утверждению экспертов никакой связи между сниженной рабочей температурой и ресурсом двигателя нет.

Система охлаждения Лады Калина работает более эффективно благодаря одноконтурной схеме. Подобная модернизация пошла только на пользу двигателю, позволила изменить угол опережения зажигания, в результате экономится топливо. Также снижается инерционность терморегулятора. Недостатком стал посредственный обогрев салона при отрицательных температурах. Выход из ситуации – самостоятельная доработка термостата. Модификация подразумевает два основных способа:

  • укоротить шток твердотельного термочувствительного элемента;
  • заменить термоэлемент.

Для автомобилей с тросиковой педалью газа используется дроссельный узел с подогревом от системы охлаждения. В этом случае добавляется дополнительный круг циркуляции.

Регулировка штока термоэлемента

Укорачивание торца штока термочувствительного элемента позволит отрегулировать рабочую температуру до 90-95 градусов. Подрезка проводится последовательно с шагом не более одного миллиметра. Металл мягкий, поэтому процедуру нужно проводить аккуратно. Желательно после каждого срезанного миллиметра устанавливать термостат на место и проверять, насколько поднимется рабочая температура при движении.

Если результат не оправдал ожиданий, можно регулировать шток ещё, пока стрелка на панели приборов не будет показывать 95 градусов, а воздух в салоне не начнёт прогреваться быстрее. Способ простой, но эффективный. Из недостатков отмечается незначительное повышение износа деталей СОД из-за работы на больших температурах. Если переборщить с укорачиванием, можно испортить устройство.

Замена термочувствительного элемента

Термоэлемент может быть заменен целиком. Для Лады Калины подходит вставка для термостата марки Wahler: 3017.87 D (на 87° C) или 3091.92В (на 90° C). Термоэлемент меняется в сборе с пружиной, при этом устройство придется распилить ножовкой, чтобы извлечь вставку. Более удобный вариант – покупка термостата фирмы BEHR – ничего пилить и подгонять не придется

Также можно воспользоваться аналогами с автомобилей Дэу Нексия или Рено Логан. Термовставка Логана требует подгонки.

Если на Гранте устанавливается термостат LUZAR, то замена чувствительного к температуре элемента не представляется возможным.

Судя по отзывам автовладельцев, сделавших подобную доработку, расход топлива на прогреве двигателя незначительно снизился.

Обогрев дроссельного узла

Ещё один способ модернизировать нагреватель – создать дополнительный контур обогрева дроссельной заслонки. Часть водителей таким образом пытается предотвратить обмерзание узла зимой. Способ явно не для новичков. Он заключается в просверливании отверстия в крышке устройства и приваривания к нему дополнительного штуцера, через который будет отводиться прогретый антифриз. Шпильки крепления термостата придется также удлинять. Процесс трудоемкий, в конечном итоге нецелесообразен. Обмерзание дроссельного узла – скорее, исключение, чем правило, поэтому проводить такую модернизацию нет смысла.

Замена терморегулятора

На рынке автомобильных запчастей можно встретить большое количество термостатов от различных производителей, их стоимость варьируется от 400 до 700 рублей. При выборе лучше остановиться на оригинальных запчастях «АвтоВАЗа». Каталожный артикул штатного термостата на Калине – 1118-1306010. Из аналогов хорошо себя зарекомендовали «Лузар» и «Прамо», но первый часто подделывают, а у второго неважное качество – срок службы в среднем около года. Оригинальное устройство, которое устанавливается с завода, может прослужить более трех лет. Замена термостата на Калине 8 клапанов или 16 оценивается не более чем в 800 рублей вместе с удалением воздуха из системы. Чтобы не платить дважды, можно поменять деталь своими руками. Только перед этим следует проверить устройство на работоспособность описанными способами.

Какие инструменты понадобятся

Для работы потребуется исправный термостат и подходящая ёмкость для слива охлаждающей жидкости из СОД – обычная пятилитровая пластиковая бутылка. Отличия замены на 8- и 16-клапанном двигателе незначительные. На последнем потребуется дополнительно снять стартер, чтобы случайно не залить его антифризом. В остальном порядок действий аналогичный.

Для снятия узла потребуется два накидных ключа, на 13 мм и 12 мм, так как на Калине используются гайки разного размера.

Для уплотнения посадочного места понадобится силиконовый герметик-прокладка. Для снятия хомутов – фигурная отвёртка. Процедура в среднем длится час-полтора.

Инструкция по замене

Процесс замены не отличается сложностью и может выполняться самостоятельно, если следовать инструкции. Сначала нужно отсоединить фишку проводов от датчика на воздушном фильтре и снять его. Чтобы правильно демонтировать фильтр, потребуется несколько минут:

  • два верхних винта откручиваются полностью вместе с гайкой со стороны силовой установки;
  • на корпусе фильтра находится клапан рециркуляции, он тоже должен быть демонтирован;
  • поднять клапан вверх и, не отсоединяя шланги, убрать в сторону;
  • выдернуть клемму с воздушного датчика и, ослабив хомуты, отсоединить воздушный патрубок;
  • покачав фильтр из стороны в сторону, повернуть его корпус и постараться вытащить наружу.
Читайте также:  Выключатель стоп сигнала 2170

Дальнейший порядок действий:

  1. Слить из системы охлаждающую жидкость.
  2. Ключом на 8 мм или фигурной отвёрткой ослабить все хомуты всех соединительных шлангов, затем отсоединить их.
  3. Открутить на термостате гайку на 12 мм, снять провод.
  4. Ключом на 13 мм открутить крепёжную гайку вверху и внизу терморегулятора на шпильках, затем несильным расшатыванием попробовать снять устройство. Для этого не нужно прилагать больших усилий. Учитывайте, что термостат работает в условиях высоких температур, из-за которых корпус буквально «прикипает» к посадочному месту.
  5. Посадочное место очистить от грязи и убрать старую уплотнительную прокладку. Потом место обработки вытереть чистой ветошью, нанести силиконовый чехол тонким слоем и выдержать 5-10 минут.
  6. Новый термостат устанавливается в обратном порядке. Следует обязательно переставить датчик температуры, сняв его со старого устройства, и не забыть подсоединить провод «массы». Для этого он фиксируется гайкой на верхней шпильке.
  7. Соединить все шланги и залить в систему охлаждающую жидкость до максимальной отметки.

После выполнения этих действий нужно запустить двигатель и осмотреть все места, которые отсоединялись. Убедиться в отсутствии утечек можно, несильно надавив на все шланги по нескольку раз. Уровень жидкости в бачке понизится, затем нужно долить антифриз до средней отметки и плотно закрутить крышку.

Контрольная проверка

После выполнения работ по замене детали проблема с перегревом или долгим прогревом должна исчезнуть. Остаётся проконтролировать правильное функционирование термостата. Для этого периодически нужно обращать внимание на стрелку указателя температуры. Если она не поднимается выше 90-95 градусов, то система работает нормально. При замене следует учитывать особенности температурного режима изделий – он может быть как ниже, так и выше средних показателей.

При проведении технического обслуживания автомобиля термостат должен осматриваться в том числе, несмотря на то, что это не входит в регламент. Своевременная замена неисправного устройства предотвратит преждевременный износ деталей двигателя и не допустит перегрева силовой установки. Небольшое устройство с одним клапаном способно влиять на функционирование всей системы отвода тепла от ДВС.

Термостат – это один из важнейших элементов системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Он предназначен для регулирования направления движения охлаждающей жидкости (ОЖ) в зависимости от степени ее нагревания.

При запуске холодного мотора исправный термостат закрыт, что заставляет ОЖ двигаться по малому кругу, не проходя через радиатор охлаждения. Это нужно для того, чтобы двигатель быстрее нагрелся.

Когда температура ОЖ достигнет 85-90 градусов, клапан термостата откроется, и антифриз или тосол поступят в радиатор для охлаждения.

Неисправности термостата

Конструкция термостата состоит из корпуса с патрубками и чувствительного элемента с клапаном, который собственно, и перекрывает трубопровод. Сам корпус выходит из строя крайне редко, и лишь по причине механического повреждения.

Чаще всего ломается чувствительный элемент. Он представляет собой герметичный цилиндр, заполненный твердым веществом на восковой основе. В цилиндре имеется поршень со штоком. Нагреваясь, вещество плавится и расширяется, толкая поршень. Последний, выдвигается и закрывает клапан.

Самыми распространенными причинами выхода из строя термостата:

  • отложения продуктов коррозионных процессов на подвижных частях чувствительного элемента;
  • попадание в корпус термостата грязи, накипи или посторонних предметов;
  • некачественная охлаждающая жидкость;
  • нарушения в работе водяного насоса (помпы).

Одним из симптомов неисправного термостата является перегрев двигателя. Он свидетельствует о том, что ОЖ (охлаждающая жидкость) движется по малому кругу, не проходя через радиатор. Может случиться и наоборот, когда жидкость будет двигаться постоянно по большому кругу. В этом случае мотор будет очень долго прогреваться.

Способы проверки

Определить работоспособность термостата можно двумя способами. Первый способ подразумевает проверку без демонтажа. Для этого нужно запустить холодный двигатель, прогреть его до рабочей температуры (примерно 90 градусов), и потрогать нижний патрубок радиатора охлаждения.

Холодный нижний патрубок при такой температуре свидетельствует, что термостат по каким-то причинам не открылся. Если же он горячий – термостат работает в нормальном режиме.

Для более точной проверки нужно будет снять крышку термостата с чувствительным элементом. Поместите ее в металлическую емкость с чистой холодной водой, и поставьте ее греться на кухонную плиту. Когда температура воды достигнет 85-90 градусов, элемент должен сработать, выдвинув шток клапана вперед. Если этого не произошло – термостат неисправен.

Цена термостата

Примерная цена крышки термостата с чувствительным элементом в наших магазинах составляет 450 — 700 рублей. Выбирая запчасть, лучше отдать предпочтение фирменным ВАЗовским моделям. Каталожный номер термостата Лада Калина 1118-1306010.

Стоимость работ по замене этого узла колеблется в пределах 500-800 рублей.

Чтобы не переплачивать за работу, термостат можно заменить самому, но перед этим не забудьте его проверить описанным выше способом с нагреванием воды.

Замена

Необходимые средства и инструменты:

  • емкость с широким горлом объемом не менее 5 л;
  • рожковый или накидной ключ на 13;
  • шестигранный ключ на 5;
  • отвертка с крестовой битой;
  • чистая тряпка.

1.Установив автомобиль на эстакаде или на автомобильной «яме», поднимаем капот, отключаем минусовую клемму на аккумуляторе.

Читайте также:  Как разобрать блок предохранителей шевроле нива

2.Открываем пробку заливной горловины на радиаторе и пробку на расширительном бачке.

3.Перебираемся под машину, находим на нижней части блока цилиндров сливную пробку в виде болта на 13. Подставив под нее емкость, откручиваем ее, и дожидаемся, пока стечет вся ОЖ. После этого закручиваем пробку.

4.Снимаем корпус воздушного фильтра.

5.Справа на головке блока находим термостат. Отверткой ослабляем хомуты патрубков термостата. Снимаем все шланги. Тряпкой удаляем остатки охлаждающей жидкости.

6.Шестигранником на 5 откручиваем три винта крепления крышки термостата.

7.Снимаем нерабочий термостат.

8.Проверяем целостность резинового уплотнителя. Если на нем есть следы повреждения, меняем его на новый.

9.Устанавливаем новый термостат. Подключаем шланги и зажимаем хомуты их креплений, предварительно смазав герметиком стыки шлангов.

10.Заливаем охлаждающую жидкость.

Теперь проверяем, все ли правильно мы сделали, и как работает новый термостат. Запускаем двигатель, даем ему нагреться до рабочей температуры. Касаемся нижнего патрубка, определяя его температуру. Если он горячий, значит, термостат работает, как ему и положено.

Не забудьте проверить герметичность соединения патрубков и корпуса термостата.

В системе охлаждения мотора в автомобиле Лада Калина с движком 8 клапанов, а также 16 клапанов, термостату отведена немалая роль, ведь он является регулирующим звеном, благодаря которому в контуре поддерживается рабочая температура, необходимая для нормального осуществления процесса сгорания. Основными признаками выхода из строя этой детали являются:

  • перегрев агрегата;
  • невозможность достижения мотором своей рабочей температуры.

Рассмотрим, как заменить такой важный компонент, как термостат на примере мотора Лада Калина 8 клапанов, аналогично работы выполняются и на движке 16 клапанов. Самостоятельное выполнение данной работы позволит обрести завидный опыт и сэкономить немалые средства.

Особенности замены термостата на Калине

Как заменить термостат? Для успешного осуществления обозначенной процедуры владельцу потребуется придерживаться нижеуказанных этапов действий.

  1. Сначала отсоединяем разъем датчика, подключенного к блоку фильтрующего элемента впускного воздушного тракта.
  2. Для обеспечения лучшего удобства рекомендуем полностью извлечь из подкапотного пространства корпус воздушного фильтра. Он удерживается на трех крепежных точках, 2 из которых основаны на резинках, а третья расположена в районе АКБ.
  3. Перед сливом антифриза из контура охлаждения определяемся со способом осуществления этой манипуляции. Здесь выделим два наиболее удобные методы.
  4. Первый способ представляет собой процедуру, позволяющую выполнить слив посредством обычного воздушного компрессора, служащего для накачки шин. Этот вариант исключает потребность в яме или подъемнике, а сама работа может быть выполнена в любом подходящем месте.
    Теперь вы знаете, как поменять, но добавим, что неоспоримым преимуществом данного метода является отсутствие потребности в снятии патрубков и откручивании пробок, расположенных на моторном блоке и радиаторе.
  5. Перед процедурой запасаемся пустой емкостью, вместимость которой эквивалентна 4-6 литрам жидкости, а также непосредственно компрессором с приспособлением.
  6. Открываем крышку на расширительном бачке, с которого также снимаем шланг небольшого диаметра. «Оголенный» штуцер бачка заклеиваем с помощью липкой ленты.
  7. В заранее приготовленную тару помещаем данный шланг и надежно удерживаем его внутри емкости.
  8. Шланг, ведущий от нагнетательного патрубка компрессорной установки, заводим в отверстие расширительного бачка (уплотняем).
  9. Кратковременными включениями компрессора заставляем сжатый воздух проникать внутрь системы. Воздух вытесняет жидкость из контура, и она вытекает в тару.
  10. Процедуру осуществляем до полного удаления антифриза из системы LADA Kalina.
  11. Вторым распространенным способом, является слив через открытые пробки на радиаторе и блоке мотора.
  12. Для этой цели также готовим подходящую емкость и указанными манипуляциями осуществляем полный слив жидкости. Не забываем завинтить пробки обратно.
  13. Теперь, воспользовавшись удобной отверткой, производим ослабление крепежа всех подходящих к термостату патрубков с последующим их снятием.
  14. Для демонтажа непосредственно термостата вооружаемся шестигранным ключом, размер которого «5», и откручиваем 3 винта.
  15. Если после откручивания узел не «желает» отсоединяться от магистралей, то применив ту же отвертку, расшатываем его, запуская наконечник между прилегающими поверхностями.
  16. Сопрягаемые участки магистральных патрубков с термостатом LADA Kalina очищаем от образований накипи и одновременно заменяем уплотняющие прокладки.
  17. На прежнее место устанавливаем новое изделие, закрутив надежно болты.
  18. После этого все демонтированные патрубки подсоединяем на прежние места, не забывая обтянуть крепежные хомуты.
  19. Проверяем надежность закрученных пробок и заливаем внутрь системы антифриз. Производим это через горловину в расширительном бачке LADA Kalina.
  20. В некоторых случаях удобным действием будет попутная замена термостата, если его срок службы предполагает это действие или приближается к такой необходимости.
  21. По завершении заливки устанавливаем корпус с воздушным фильтром и коммутируем ранее отключенный датчик. Теперь вы знаете, как поменять термостат в своем автомобиле, поэтому замена термостата не составит для вас большого труда.

Важные моменты замены термостата

Когда осуществляется замена термостата исключайте риск попадания антифриза на разъемы датчиков и в воздушный тракт Лада Калина. Для предотвращения таких ситуаций рекомендуем обернуть электрические разъемы и компоненты целлофановыми пакетами. Ввиду невысокой стоимости термостата более рациональным действием будет замена термостата целиком. Приобретать лучше оригинальные изделия, поскольку аналоги могут не соответствовать своими крепежными характеристиками (диаметрами отверстий и пр.). Это позволит избежать затруднительных моментов во время монтажа.

Проверка правильности установки

Проверить корректность монтажа и функционирования термостата в Лада Калина весьма просто. Здесь потребуется прогреть мотор, после чего сразу заглушить. Далее открываем капот и нащупываем нижний патрубок, идущий от радиатора в рубашку охлаждения моторного блока. Если он нагрет, то термостат раскрывается, и риск перегрева двигателя Лада Калина отсутствует. Когда такового явления не происходит, компонентам системы требуется тщательное диагностирование. Поэтому, нелишней будет проверка работоспособности нового термостата перед монтажом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector