Тосол или антифриз делаем правильный выбор

Содержание

Начинающие автовладельцы отечественного автопрома, познавая азы владения автомобилем часто задают разнообразные вопросы по обслуживаю и ремонту ВАЗов. Один из самых частых вопросов, касающихся системы охлаждения: что лучше – Тосол или антифриз для ВАЗ?

Вопрос достаточно интересный и звучит он часто, особенно от владельцев, которые приобрели авто, а добиться четкого ответа от бывшего хозяина, что же залито в систему охлаждения так и не смогли.

А перед зимним периодом, когда требуется подготовка авто, этот вопрос всплывает и заставляет задуматься. Попробуем же разобраться в нем.

Особенности тосола и антифриза

Начнем с того, что Тосол – это разновидность антифриза, разработанная в СССР. Но как часто у нас бывает, название стало нарицательным и многие жидкости для систем охлаждения авто называют Тосолом.

В основу антифриза и Тосола входит этиленгликоль (реже – пропиленгликоль), дистиллированная вода и разнообразные присадки. И основная разница между ними как раз и сводиться к пакету присадок.

Тосол изготавливается из равных частей воды и этиленгликоля по традиционной технологии, которая включает присадки на основе солей неорганических кислот.

А вот антифриз включает в себя уже карбоксилатные присадки (из солей органических кислот).

Благодаря присадкам данные жидкости обладают антикавитациоными, противопеннными и антикоррозионными свойствами.

Но традиционная технология изготовления, которая применяется в производстве Тосола уже несколько устарела из-за присадок. Присадки из солей неорганических кислот со временем перестают выполнять свои функции. У антифриза же ресурс присадок больше.

При этом сами же присадки работаю по-разному. Антикоррозионная присадка в Тосоле покрывает тонким защитным слоем все металлические элементы системы. Но этот же слой и затрудняет отвод тепла.

В антифризе же этот слой намного тоньше, чем у Тосола, и при этом он покрывает только те элементы системы, которые подвержены коррозии.

Если в общем посмотреть, то в споре – антифриз или Тосол для ВАЗ, по своим эксплуатационным свойствам антифриз побеждает. Но не все так просто и многое зависит от самой модели ВАЗ.

Дело в том, что большинство отечественных авто в первую очередь рассчитаны на работу с Тосолом. Он является основной жидкостью, хотя зачастую в инструкции по эксплуатации указывается, что возможно и использование антифриза.

Тосол или антифриз для ВАЗ-2107

Рассмотрим все нюансы на конкретных моделях. Вначале разберемся, что лучше для ВАЗ-2107 – Тосол или антифриз. Основной жидкостью для данного авто является все тот же Тосол 40 или Тосол 65. Но возможно и применение антифризов. Причем разницы в системе питания – инжекторная она или карбюраторная – нет.

И вот здесь кроется загвоздка. Если принято решение залить антифриз в систему, то подбирать его нужно строго по рекомендации завода-изготовителя. Применение несоответствующего антифриза может привести к разрушению патрубков и элементов системы, поскольку присадки могут быть агрессивными для них.

Следует отметить, что антифриз и Тосол между собой несовместимы. Попытка их смешать зачастую приводит к образованию в жидкости продуктов реакции присадок, которые могут запросто закупорить небольшие по сечению каналы.

Поэтому, если владелец точно не знает, что было залито в систему, то перед сменой жидкости лучше провести промывку системы хотя бы дистиллированной водой, а после уже заливать в ВАЗ-2107 инжектор Тосол или антифриз.

Замена жидкости на ВАЗ-2107

Произвести все работы на данном авто не так уж и сложно. Из инструментов понадобиться:

  • Ключ на 13;
  • Ключ на 30 (возможно);
  • Отвертка;
  • Емкость для слива;

Следует также позаботится и о приобретении новой жидкости. В данном авто ее количество в системе должно составлять 8,65 л.

Работы проводятся в таком порядке:

  1. Авто ставится на площадку, и дается ему время остыть (если двигатель разогрет);
  2. С заливной горловины радиатора и расширительного бачка снимаем крышки. Также в салоне на панели управления отопителем переводим рычаг на обогрев, тем самым открыв кран радиатора отопителя;
  3. Откручиваем сливную пробку внизу на радиаторе. На старых моделях такой пробки нет, поэтому на них откручивается ключом на 30 температурный датчик. Также имеется на двигателе сливная пробка, которую тоже снимаем. Вытекающую жидкость собираем в подготовленную емкость;
  • После слива устанавливаем все пробки на место;
  • Производим помывку системы. Для этого в нее заливается дистиллированная вода или специальное моющее средство. Для того, чтобы полностью заполнить систему и вытеснить воздух, снимаем патрубок, идущий на впускной коллектор. Как только из него пойдет вода или жидкость, устанавливаем его на место;
  • Запускаем двигатель, чтобы он за счет циркуляции промыл систему;
  • Сливаем воду через пробки. Заливаем новую охлаждающую жидкость. Запускаем мотор для циркуляции. После интересуемся количеством жидкости в системе и при надобности доливаем ее в расширительный бачок до необходимого уровня.
  • Тосол или антифриз для ВАЗ-2109 и других моделей

    Теперь рассмотрим данную ситуацию на более современных авто. Итак, что лучше – Тосол или антифриз для ВАЗ 2109. Сюда же можно и отнести аналогичные вопросы: ВАЗ-2114 – Тосол или антифриз, ВАЗ 2115 –Тосол или антифриз.

    Читайте также:  Где нужно менять права по истечении срока

    Ситуация с этими авто аналогичная модели ВАЗ-2107. То есть, штатным для этих авто является Тосол, но возможно и применение антифриза, но только определенных марок.

    Замена жидкости на ВАЗ-2110

    Что касается процедуры по смене, то рассмотрим, как заменить Тосол на антифриз ВАЗ-2110 или наоборот:

    1. Авто устанавливается на площадку и охлаждается;
    2. Снимается крышка расширительного бачка, открывается кран печки, выкручиваются пробки на радиаторе и картере, сливается в емкость отработанная жидкость;
    3. Пробки устанавливаются на место и в систему заливается промывочная жидкость или дистиллят. Запускается двигатель для циркуляции жидкости;
    4. Промывочная жидкость сливается, а затем заливается свежий антифриз или Тосол;

    На других указанных моделях операция производится аналогично.

    И итоге отметим, что антифриз все же лучше Тосола по своим свойствам, но и стоит он дороже. Если хочется получше заботится о своем авто – то следует заливать антифриз, но только соответствующей марки. Но особенностью нашего автопрома является возможность протечки системы, и восполнять уровень может антифриза может оказаться накладным.

    Тосол тоже неплохо справляется со своей работой, но менять его нужно чаще, зато и стоит дешевле.

    Видео — Что лучше тосол или антифриз

    При работе каждой из частей мотора вырабатывается большой объем тепловой энергии и, если не предусмотреть надежного теплоотвода, то даже самый современный и качественный силовой агрегат быстро выйдет из строя. Эту функцию выполняет система охлаждения двигателя и охлаждающая жидкость, которой данная система заправляется. Для охлаждения современных моторов сегодня существует два вида таких жидкостей, поэтому у водителей часто возникает вопрос: «Что лучше тосол или антифриз?». Об этом мы сегодня и поговорим, рассмотрев их отличия, а также достоинства и недостатки каждой категории ОЖ.

    Почему вода не подходит в качестве ОЖ

    Перед тем, чем начать разбираться, что лучше использовать из современных охлаждающих жидкостей, необходимо выяснить, а для чего вообще нужно их использовать. Казалось бы, самым простым и малозатратным вариантом является обыкновенная вода – она обладает способностью перемещать энергию между различными средами, кроме того, у нее хороший показатель удельной теплоемкости. И стоит отметить, что воду, в качестве охлаждающей жидкости, используют довольно многие автомобилисты, особенно летом. Но у воды имеется один большой минус, сводящий к минимуму ее доступность.

    Охлаждающие жидкости

    Как известно, вода начинает замерзать при минусовой температуре, при этом она расширяется. Расширяясь, она начинает «убирать» со своего пути все преграды – и под мощью ее распирания не могут устоять ни резиновые шланги, ни алюминиевые трубки, ни даже агрегаты из более серьезных металлов, в том числе, корпус силового агрегата. По этой причине те автомобилисты, кто летом применяет воду в качестве ОЖ, еще до приближения морозов старается освободить систему от ее присутствия, дабы оградить себя от огромнейших неприятностей (капитальный ремонт двигателя).

    Другие разновидности охлаждающих жидкостей

    И все-таки, что заливать в охлаждающую систему автомобиля? Вода для этого не подходит, но существуют иные жидкости, применение которых допустимо, как ОЖ. К примеру, метанол, имеющий огромнейший минус – он разрушает силовой агрегат, провоцируя сильнейшие коррозийные процессы. Это последствия реакции метилового спирта и алюминия. Но главное, данное вещество наносит вред здоровью человека, оно практически не выводится из организма, копясь в нем. Из-за этого во многих европейских государствах метиловый спирт находится под запретом.

    Что выбрать — тосол или антифриз

    Еще одно вещество, пригодное для использования в системе охлаждения – глицерин. Бесцветное вещество, относящееся к классу простейших трехатомных спиртов и имеющее соответствующие свойства. Но в наши дни глицерин почти не используется, как теплоноситель. Это вещество имеет повышенную вязкость, из-за которой циркуляция жидкости в охладительной системе крайне затруднена. К тому же, глицерин начинает замерзать при недостаточно для этих целей низких температурах.

    Тосол и антифризы

    Далее мы разберемся, в чем отличие тосолов от антифризов. Делаем правильный выбор в пользу одного из них.

    Тосол – рожденный в СССР

    В 70-е годы прошлого века в Советском Союзе уже использовались «незамерзайки» импортного производства. Но со строительством нового автозавода, тольяттинские инженеры приступили к разработке собственной ОЖ. Одним из подразделений ВАЗа стал отдел ТОС (Технологий Органического Синтеза), где и была создана новая жидкость для употребления в охладительной системе, получившая название ТОСол.

    В составе большинства охлаждающих жидкостей содержатся солевые растворы (моноглики).

    Моноэтиленгликоль (MEG) – вещество, которое имеет довольно высокую стоимость и практически не применяется в чистом виде. Перед использованием оно разводится водой в пропорциях 6/4. В таком виде MEG имеет низкую (минус 50ºС) температуру замерзания. Именно в нем скрывается ключевое отличие тосола от антифриза: тосол содержит MEG, а в составе антифриза данное вещество отсутствует.

    Тосол синий

    Тосола, помимо воды и MEG содержит особые присадки неорганического характера и вещества, препятствующие вспениванию. Современный тосол может различаться цветами – это указывает на температуру его замерзания:

    • ОЖ синего цвета рассчитана на замерзание при температуре –40ºС;
    • тосол красного цвета ориентирован на –65ºС.

    Подразделение по цвету не случайно, так проще различается температурный порог.

    Несколько слов о присадках, добавляемых в тосолы. В них используются присадки 1-го поколения либо химические. К таким веществам относятся фосфаты, силикаты и прочее. Главной задачей тосола является защита патрубков внутри от воздействия коррозии, которая возникает от реакции воды с этиленгликолем. Тосол необходимо полностью заменять раз в 24-36 месяцев.

    Уточним, что состав отечественной ОЖ, не изменяется много лет, его производят по формуле, выведенной советскими учеными. Работ по ее усовершенствованию практически не ведется. Тем не менее нельзя сказать, что тосол слишком устарел и не годится для использования. Имеется целая линейка транспортных средств, для которой эта ОЖ является идеальной. Сегодня тосол стоит до 250руб. за 1л (стоимость зависит от изготовителя и магазина, где осуществляется продажа).

    Читайте также:  Датчик педали газа приора

    Современные антифризы

    Термин «антифриз» происходит от anti freeze (англ.) — от замерзания. Антифризы – жидкости на основе карбоксилатов. Это весьма объемный подвид охлаждающих жидкостей. Причем антифризы значительно различаются между собой. На сегодняшний день производится несколько категорий этой охлаждающей жидкости G11, G12, G13 и такая же маркировка с обозначением «+». Иногда встречаются и вариации с двумя плюсами, но это уже, скорее, следующий класс ОЖ.

    Антифризы

    Теперь следует ответить на вопрос, чем антифриз лучше тосола. Современные антифризы имеют ряд важных преимуществ, в сравнении со своими российскими собратьями:

    • значительная эффективность в охлаждении силового агрегата;
    • продолжительный срок качественной работы;
    • при высоких температурах обеспечивается защита алюминиевых элементов;
    • обеспечивается защита цилиндров мотора от кавитации гильз;
    • обеспечивается увеличение срока службы водяного насоса на 50%;
    • стабильность свойств и качеств;
    • идеальная совместимость с пластиковыми и эластомерными элементами.
    • при употреблении антифризов не появляется отложений в радиаторе;
    • постоянство температурного режима;
    • экологичность.

    Возможность смешивания

    С появлением в продаже приемлемого по цене антифриза у советских потребителей появился обоснованный вопрос по поводу смешивания антифриза с тосолом, который, кстати, не потерял своей актуальности и сегодня. Ответ на него может быть только один — однозначное нет!

    Тосолы и антифризы

    Технология производства и состав по присадкам у жидкостей совершенно различный. Если смешать тосол с антифризом, то результатом этого будут выход из строя охладительной системы и регулярные «закипания» работающего мотора. Жидкости отличаются температурами кипения, при смешении моноэтиленгликолей с карбоксилатами получается коллоидальный состав, дающий нерастворимый осадок.

    При возникновении неблагоприятных ситуаций в функционировании системы он оседает на стенках трубопроводов, из-за чего сужается рабочий объем и происходит кипение жидкости.

    Что выбрать

    Однозначно ответить на такой вопрос нельзя, но нужно понимать, что тосолы разрабатывались под отечественные машины, во-первых, для ВАЗ. Машины иностранного производства предполагают использование европейского антифриза. Хотя в наши дни при сборке российских машин используются импортные комплектующие, кроме того, российский рынок заполняют автомобили корейского и китайского производства, которые могут работать с любым теплоносителем.

    Тосол подлежит замене каждые 30-50 тыс. км, в то время, как антифризы заменяются через 240-250 тыс. К вопросу о смешивании жидкостей – при их смешении рабочую жидкость необходимо будет заменять, ориентируясь на рабочий интервал тосола, в противном случае, машина закипит. Еще одно, для многих очень важное, различие – стоимость: цена антифризов почти в 3 раза больше.

    Выбираем ОЖ — что лучше

    Бытует мнение, что жидкости различаются друг от друга цветами. Но, как мы уже говорили, тосолы могут иметь такие же цвета, как и антифриз (синий/красный).

    Другое заблуждение в том, жидкости одинакового цвета можно мешать без последствий для мотора. Но и это не так! Допустим, зеленые жидкости могут быть не просто различными по составу (имеются в виду присадки), но и произведены с использованием разных технологий.

    А как их отличить? Внимательно смотрите на шильдики канистр! Другие характеристики: цвет, запах и прочие параметры не помогут. А заливать в систему охлаждения вашего автомобиля необходимо ту жидкость, которую рекомендует автопроизводитель (если это новое авто) либо использовал предыдущий владелец (в случае с машиной с пробегом). Во втором случае, лучше вообще очистить систему охлаждения, слив ее содержимое и промыв систему водой, а затем заполнить ее жидкостью в соответствии с техническими требованиями автомобиля.

    Помните! Качественные тосолы работают в системе охлаждения дольше и лучше, чем любые дорогие, но поддельные антифризы.

    Все ведь знают несколько анекдотов, как новичок/блондинка залили в дизельную машину бензин. Все посмеиваются над надписью «путаю педали». Но все ли мы уверены в том, что, когда придет время или, не дай бог, наступит проблема с двигателем, выберем правильный антифриз? Рассказываем, как стать экспертом в этих жидкостях.

    1. У меня красный антифриз — у вас есть красный?

    Антифризы, которые используются автопроизводителями для заливки на заводе, — это жидкости, состоящие из 4 компонентов:

    • деминерализованная вода
    • этиленгликоль (в автомобилях концерна Volkswagen может замещаться глицерином, но не более 20%)
    • пакет присадок, останавливающих сильную коррозию металлов и разъедание полимеров системы охлаждения от этиленгликоля
    • краситель

    Первые 3 компонента — прозрачные. Краситель добавляется, чтобы антифризы разных производителей хоть чем-то внешне отличались, кроме как этикеткой и цветом канистры (многие бренды даже канистру одинаковую используют — например, Volvo, Land Rover, Motul).

    Выбирая антифриз, нельзя ориентироваться на цвет. Надо смотреть только на допуск антифриза, по аналогии с маслами. Поэтому либо оригинал, либо ребренд оригинала.

    2. Мне нужен только G12!

    G11, G12, G12+, G12++, G13 — это спецификации антифризов концерна Volkswagen, которые применимы только к автомобилям этого концерна! Если владелец, к примеру, Kia придет в магазин и попросит антифриз G11 или G12 — это то же самое, как если бы он попросил масло с допуском VAG 507.00. Более того, спецификация G11 не используется VAG с 2012 года, G12 — с 2004! Сейчас в автомобили концерна льются G12+, G12++ и G13.

    Поэтому, если у вас не Audi, Skoda, Seat, Volkswagen, Bugatti, Porsche — спецификация G не имеет к вам никакого отношения. Вам нужен антифриз с допуском именно на ваш автомобиль.

    3. Все антифризы одинаковые

    На сегодня мировые автоконцерны используют в основном три типа антифризов: карбоксилатные, лобридные и гибридные. Например, если взять антифризы компании VAG, то G11 гибридный, G12/G12+ карбоксилатные, а G12++ и G13 — лобриды. Гибриды используют минеральные соли (силикаты, фосфаты, нитраты, молибдаты, бораты) как основу пакета присадок, карбоксилатные — соответственно органические кислоты и их соли. Лобриды — это органические антифризы, в которые до 9% пакета присадок — на основе минеральных солей (силикатов или фосфатов). Отсюда и название технологии, от Low+Hybrid — Lob-rid.

    Читайте также:  Как натягивается ремень генератора на гранте

    Технологии работают по-разному. Гибриды образуют тонкую пленку для защиты от коррозии материалов системы, карбоксилаты — «купируют» только точку коррозии. Для автомобилей Ford, к примеру, силикатная или фосфатная пленка очень вредит радиатору. Поэтому Ford, как и Chevrolet, Land Rover используют чистые карбоксилатные антифризы. А в BMW — напротив, гибридную технологию пока не собираются заменять, несмотря на ее почтенный возраст.

    Поэтому антифризы, если не говорить о контрафакте, очень разные. И, повторимся, нужно выбирать антифриз по допуску, а не по технологии пакета присадок или, тем более, цвету.

    4. Закипел антифриз — долью такой же!

    Если у вас «убежал» антифриз — у вас две возможные проблемы:

    • проблемы в системе охлаждения, как правило, с радиатором
    • проблемы с охлаждающей жидкостью

    Второе — наиболее частая ситуация. И в 90% случаев это происходит с «метанольными» смесями — подделками под антифриз, где дорогой этиленгликоль заменяют на дешевую смесь глицерина и метанола. Последний закипает уже при температуре 85⁰С в системе.

    Поэтому, если вы закипели — дайте системе остыть и долейте воды (лучше — дистиллированной). Разбавленная водой метанольная смесь хуже автомобилю уже не сделает. Однако как можно скорее запишитесь в автосервис и замените жидкость на соответствующую вашему автомобилю.

    5. У меня антифриз Fill for Life, значит менять его не нужно!

    Fill for Life — означает на весь срок службы… того агрегата, который использует данный расходник. Маленькая хитрость. Современные двигатели, радиаторы, помпы и турбины редко «ходят» более 150–200 тыс. км. А это как раз тот срок, который качественный карбоксилатный или лобридный антифриз должен прожить.

    Когда же речь идет о «кустарных» антифризах (не говоря уже о метанольных смесях), написанные на этикетке 250 000 км и даже больше, — это всего лишь плод фантазии маркетологов. Ведь чтобы подтвердить заявленный пробег, антифриз должен пройти ряд сложнейших тестов от автоконцернов, тесты по международным стандартам (например, ASTM 6210).

    В общем если у вас оригинальный антифриз или его ребренд, тогда да — до ремонта любого из элементов системы охлаждения антифриз будет работать так, как должен. Но это правило не действует, как только речь заходит, например, о «российских» разработках, не имеющих официально подтвержденных от автоконцернов результатов испытаний.

    6. Тосол — всегда правильный выбор

    ТОСОЛ — один из примеров того, как торговая марка превратилась в название категории по аналогии с Xerox и «ксероксами», клейкой лентой Scotch и «скотчем» и тд. ТОСОЛ — это торговая марка Института Органического Синтеза, название которой образовано из слов Технология Органического Синтеза «тос-„и типичного окончания органических соединений — „-ол“ (этанол, метилбутанол и т. д.).

    Это рецептура 70-х годов, разработанная в СССР под двигатели тех времен на основе чугуна (блок) и нагрузок, типичных для агрегатов того времени. Если речь идет о любом современном двигателе, где используется алюминий или другой цветной металл или тем более о форсированных двигателях (турбированные системы) — «тосолы» это то, что в таких системах применять просто нельзя. Коррозия, кавитация, отложения в системе — все это ждет того, кто зальет тосол даже в новый автомобиль LADA (в двигателях которых, кстати, используются карбоксилатные антифризы).

    Поэтому забудьте слово «тосол». Неважно, сколько лет вашему автомобилю, — нет смысла покупать «тосолы», когда можно купить на порядки более совершенные продукты — например, карбоксилатные или лобридные антифризы с допуском вашего авто.

    7. Беру самый дешевый, это же антифриз!

    Чтобы серьезно сэкономить на антифризе, производителю нужно «поработать» с самой дорогой его частью — этиленгликолем. Поэтому для удешевления продукта этиленгликоль заменяют на вязкий глицерин, разбавленный метанолом. Глицерин и метанол наносят существенный урон современным системам, разъедая алюминий и полимеры, вызывая кавитацию и выкипание жидкости.

    Метанольные продукты на полке обычно стоят до 300–450 рублей за 5 кг антифриза. До 600 рублей есть также огромная вероятность наткнуться на перекрашенный «тосол», который на этикетке может иметь надписи «Antifreeze», «G11», «G12», «carboxylate», «Recommended for Audi, BMW, Mercedes» и т. д. Эти надписи — исключительно мнение маркетологов компании, которое с правдой не имеет ничего общего, так как рецептура тосола никогда не пройдет испытания мировых автоконцернов.

    Учитывая, что антифриз меняется раз в 3–5 лет, — подумайте! Сэкономив 300–400 рублей 1 раз за 5 лет, вы получите либо одну из этих проблем, либо, возможно, все вместе:

    • замена помпы
    • замена радиатора
    • 5% рост расхода на топливо
    • снижение реального срока действия моторного масла на 10–20%

    Поэтому рекомендуется выбирать продукты, обладающие официальными допусками на антифриз для вашей марки авто (а иногда и конкретного двигателя). К сожалению, выбор не богат — это либо оригинальный антифриз от производителя, либо его ребренд — та же жидкость по химическому составу с официальными подтверждением наличия всех допусков «оригинала». Первое решение — очевидное, но недешевое. Второе — более экономичное, но нужно знать, какие марки и есть те самые ребренды.

    Теперь вы не только не допустите 7 типичных ошибок, покупая антифриз, но и друзьям не дадите это сделать.

    Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компанию «ТЕХНОФОРМ» — производителя антифризов Coolstream , которые поставляются на подавляющее большинство автозаводов России и являются полными ребрендами оригинальных зарубежных антифризов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector