Что такое закрытый ящик для сабвуфера: разновидности корпуса, особенности установки

Что такое закрытый ящик для сабвуфера: разновидности корпуса, особенности установки

Закрытый ящик это самое простое и широко применяемое оформление сабвуфера. Представляет из себя герметичный короб, то есть название его говорит само за себя.

Для какой музыки подходит ЗЯ

Сабвуфер ЗЯ отличается быстрым и собранным басом, хорошо панчит, почти не имеет задержек и имеет относительно ровную и плавную АЧХ.

Исходя и этих характеристик, закрытый ящик хорошо подойдет для многих и разнообразных направлений — это популярная, клубная и рок музыка, классическая и разнообразная инструментальная — джаз, акустические композиции и т.п.

ЗЯ мало подходит жанрам, в которых много баса, там где низкие частоты являются основой композиции. Не стоит выбирать его для дабстэпа, рэпа, r&b и подобного.

Выбор динамика

Для подбора сабвуферного динамика в закрытый ящик нужно отталкиваться от параметров Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas). Обычно эти данные указываются в сопроводительной документации, но если у вас ее нет, то параметры всегда можно отыскать в сети.

Для того, что бы понять подходит ли динамик для ЗЯ, достаточно провести простые вычисления. Нужно Fs поделить на Qts и если значение получилось меньше 80, то такой саб подходит для ЗЯ и будет оптимально звучать в таком корпусе.

Например, у того же динамика RE Audio SX PRO 15D2 Fs = 27.8 Гц, а Qts = 0.38.

Fs / Qts = 27.8 / 0.38 = 73.2 Такой саб вполне подходит для закрытого ящика.

Если значение для вашего динамика получилось больше 80, то стоит подыскать ему другое оформление с помощью этой очень полезной таблички.

Особенности изготовления закрытого ящика

Для этого корпуса в первую очередь требуется герметичность и отсутствие вибраций. В качестве материала для изготовления выбирайте фанеру или МДФ толщиной от 18 мм. Если стенки тонкие, то будут греметь и вибрировать, из за чего распространять в салон не нужные волны, которые смешиваясь с звуковыми волнами играющего динамика в итоге ухудшат чистоту и качество баса. Это одна из причин, по которой готовые сабвуферы с тонкими корпусными стенками из некачественного материала даже не рассматриваются к покупке.

Заднюю стенку корпуса рекомендуется делать скошенной для правильного отражения и рассеивания внутренних волн.

Проверенные объемы для ящика смотрите в таблице.

Чистый объем для ЗЯ это внутренний объем корпуса минус объем, занимаемый динамиком.

Более точные результаты нужно рассчитывать по параметрам конкретной модели. Чем герметичнее сабвуфер ЗЯ, тем выше его КПД и лучше качество звучания.

При установке динамика в корпус не рекомендуется крепить корзину через карпет или подобный воздухопроницаемый материал. Многие сабы для этого имеют в комплекте резиновые прокладки, а в случае отсутствия такой можно воспользоваться герметиком.

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • простота расчета (нужно вычислить только объем);
  • относительная простота конструкции и изготовления;
  • небольшие габариты;
  • широкий спектр музыкальных жанров, быстрый и четкий бас без задержек.

Минусы:

  • низкий КПД (громкость);
  • не подойдет, если вам нужно много баса.

Нюансы

Не смотря на высокие требования к герметичности, некоторые аудиофилы просверливают в корпусе отверстие не больше 2 мм. для выравнивания внутреннего давления воздуха при различных температурах.

Звучание сабвуфера в ЗЯ можно дополнительно смягчить, поместив в короб наполнитель (шерсть, синтепон, вата). Изменения в звучании происходят за счет смягчения и дополнительного рассеивания волн внутри корпуса. При правильном объеме и форме корпуса это нужно далеко не всегда. Для того чтобы узнать как будет лучше — проэксперементируйте, послушайте с наполнителем и без. Сделайте так, как вам больше понравится.

Если вы любите слушать музыку, то вы наверняка задумывались, как увеличить громкость низких частот или проще говоря «как сделать больше басов»? Под выражением «как сделать больше басов» понимается усиление звука низкой частоты и ослабление звуков высоких и средних частот. Убираются средние и высокие частоты с помощью схемы «фильтр низких частот» или с помощью эквалайзера. Схему фильтра низких частот и схему эквалайзера можно найти на сайте. Чем отличаются эти схемы? Во первых, это два самых наилучших варианта получить звук низкой частоты.

Давайте начнем с эквалайзера. Эквалайзер может быть двух- трёх- пяти- десяти- полосной (и так до бесконечности). Например, возьмем в пример трех полосной эквалайзер. Что значит три полосы, спросят новички? Так вот каждая так сказать полоса отвечает за свои частоты. И получается, одним резистором мы регулируем низкие частоты, вторым мы регулируем средние частоты, а третьим регулируем высокие частоты. Мы их можем то усиливать, то наоборот убрать полностью и можно это сделать с каждой полосой регулирования частот. Но, а лучше всего для сабвуфера собрать схемку фильтра низких частот, потому что она специально адаптирована для усиления низких частот.

Т.е. главная задача фильтра низких частот усилить низкие частоты и убрать высокие частоты, а в более качественных схемах сделать басы хорошо четкими. Схему фильтра низких частот вы так же можете найти на сайте. Собираем эту схему, на вход подаем сигнал, а к выходу подсоединяем низкочастотный динамик. Но дальше начинается самое интересное, у вас есть два пути: либо пойти на рынок и купить готовый сабвуфер, либо взять динамик и сделать ящик самому (подключив все к своей схеме и т.д.) при этом сэкономив деньги.

Если вы выбираете второй вариант, то читайте дальше. Сейчас пойдет речь о том, как рассчитать коробку, из чего сделать ящик для акустической системы, какой динамик лучше поставить и многое другое. Давайте рассмотри варианты конструкций ящиков.

Варианты

    Уже готовый сабвуфер – Это самый простой вариант. Хорошего качества звука ожидать не стоит. Отдельные компоненты с ящиком заводского исполнения – у вас появляется возможность установки тех или иных компонентов и выбора ящика. В этом варианте качество звука может быть лучше, чем у первого варианта.

Ящик, который вы сделаете сами – Если вы знаете как работать с деревом, то вы без особого труда сможете изготовить ящик для сабвуфера определенной длинны и высоты, что позволит вписаться в нужное вам место. Например, под сидение в машине.

Нет корпуса – самая простоя конструкция. Динамики можно установить в багажнике автомобиля, тем самым багажник и будет являться как бы коробкой сабвуфера. Но т.к. багажник не герметичен и пространство не рассчитано, то качество будет значительно хуже, чем сабвуфер в ящике.

Герметичный корпус – собрав такой ящик, можно добиться глубокого мягкого баса при не больших размерах ящика

Портативный ящик – может обеспечить частоты на октаву ниже, чем герметичный ящик. Конечно же, такой ящик будет иметь большие размеры по сравнению с герметичным ящиком.

Узкополосный ящик – По сравнению с герметичным ящиком требует больших размеров. Узкополосный ящик – это значит что этот ящик ограничивает выходные частоты, т.е. он может выдавать узкий круг частот.

Лабиринтный ящик – ящик, в котором сделаны своеобразные перегородки (лабиринты для звука). Звук пройдя через эти лабиринты становится ниже.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях