Техническое обслуживание прерывателя распределителя

Прерыватель-распределитель системы зажигания

Прерыватель-распределитель применяется в системе зажигания двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси и предназначен для размыкания первичной цепи катушки зажигания, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя, и необходимой последовательности установки начального угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.
Среди технических специалистов и водителей часто упоминается сленговое название прерывателя-распределителя — трамблер.

По мере технической эволюции системы зажигания двигателей прерыватели-распределители делегировали свои функции датчикам положения коленчатого вала и коммутирующим блокам модулей зажигания, используемым в автомобильных двигателях с электронной системой управления работой двигателя — ЭСУД. Такие конструкции выгодно отличаются отсутствием подвижных элементов, а также возможностью высокоточного распределения искрообразующих импульсов по свечам зажигания.
Тем не менее, в эксплуатируемых по настоящее время автомобилях (особенно карбюраторных грузовиках и автобусах), широко используются классические системы зажигания с применением катушек зажигания и прерывателей-распределителей разных типов и конструкций.

Конструктивно прерыватель-распределитель объединяет два устройства – прерыватель низковольтной цепи системы зажигания, предназначенный для формирования импульсов, преобразуемых впоследствии в импульсы высокого напряжения, и распределителя этих высоковольтных импульсов между свечами зажигания.
В целом прерыватель-распределитель зажигания классической конструкции представляет собой единый узел из таких конструктивных элементов: прерывателя, собственно распределителя, центробежного регулятора опережения зажигания, вакуумного регулятора опережения зажигания, октан-корректора и конденсатора.

Обычно распределитель имеет простую конструкцию и состоит их распределительного бегунка с распределительной пластиной, крышки с высоковольтными контактами, и специального угольного контакта, размещенного между пластиной бегунка, центральным и боковыми высоковольтными выводами крышки. Конструкция прерывателя различных прерывателей-распределителей может существенно отличаться.

Конструкция классического прерывателя-распределителя по мере совершенствования тоже претерпела значительные изменения – от прерывания низковольтной цепи методом механического размыкания и смыкания контактов, до формирования управляющих импульсов посредством электромагнитных датчиков с последующим преобразованием напряжения в специальных коммутаторах.

Ниже рассмотрены особенности конструкции и принцип работы прерывателей-распределителей различных типов.

Прерыватель-распределитель Р119-Б

Четырехискровой контактный распределитель Р119-Б (рис. 1), применяемый в системе зажигания автомобилей марки «Волга» и «УАЗ», состоит из корпуса, механизма прерывателя, высоковольтного распределительного устройства, центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания, октан-корректора, конденсатора.

Вал 32 вращается в двух бронзовых втулках 31, установленных в корпусе 4. Смазывание вала обеспечивается кулачковой пресс-масленкой 29. Привод вала 32 осуществляется от распределительного вала двигателя через муфту 35, которая одновременно ограничивает его осевое перемещение.

Муфта 35 крепится на валу 32 шпилькой 36, которая удерживается пружиной 34, фиксируемой при сборке в канавке муфты. Пластина 33 октан-корректора через прорезь крепится болтом к корпусу 4. При установке на двигатель распределитель через прорезь в пластине 33, рядом с которой нанесены деления, крепится винтом к блоку двигателя.

На валу 32 закреплена поводковая пластина 46 грузиков 45 центробежного регулятора 1, которые могут вращаться вокруг осей 47. Грузики 45 удерживаются в исходном положении пружинами 44. Каждая пружина закреплена между стойкой 43 одного грузика и осью 47 другого.

Поводковая пластина 2 кулачка устанавливается своими прорезями 42 на штифты 48 грузиков. Кулачок 26 напрессован на втулку 41, закрепленную на пластине 2. Осевое перемещение кулачка 26 ограничивается шайбой 49 и замковым кольцом 50, которое фиксируется в проточке верхней части вала 32. На лыске в верхней части кулачка в строго определенном положении устанавливается бегунок 18.

Рис. 1. Прерыватель-распределитель Р119-Б: 1 — центробежный регулятор; 2 — поводковая пластина кулачка; 3 — шариковый подшипник; 4 — корпус; 5 — неподвижная пластина прерывателя; 6 — войлочный фильц; 7 — подвижная пластина прерывателя; 8 — тяга подвижной пластины; 9 — корпус регулятора; 10 — диафрагма; 11 — крышка; 12 — регулировочная шайба; 13 — штуцер; 14 — прокладка; 15 — пружина; 16 — вакуумный регулятор; 17 — кронштейн; 18 — бегунок (ротор); 19 — крышка; 20 — боковой вывод; 21 — центральный вывод; 22 — помехоподавительный резистор с пружиной; 23 — пластинчатая пружина; 24 — держатель неподвижного контакта; 25 — рычажок с подвижным контактом; 26 — кулачок; 27 — эксцентрик; 28 — изолированный вывод; 29 — колпачковая масленка; 30 — конденсатор; 31 — бронзовая втулка; 32 — вал; 33 — пластина октан-корректора; 34 — пружина; 35 — муфта; 36 — шпилька; 37 — ось подвижной пружины; 38 — пружинные защелки; 39 — проводник; 40 — винт; 41 — втулка; 42 — прорезь; 43 — стойка; 44 — пружины; 45 — грузик; 46 — поводковая пластина; 47 — ось; 48 — штифт грузика; 49 — шайба; 50 — замковое кольцо

Неподвижная пластина 5 прерывателя, расположенная внутри корпуса 4, крепится к нему двумя винтами. Подвижная пластина 7 прерывателя установлена на шариковом подшипнике 3, закрепленном в отверстии неподвижной пластины. Подвижная пластина с неподвижной соединены изолированным проводником.
На оси 37 подвижной пластины установлен держатель 34 неподвижного контакта. Поворот держателя 24 вокруг оси 37 неподвижной пластины осуществляется эксцентриком 27. Таким образом, обеспечивается изменение угла замкнутого состояния контактов прерывателя. Фиксируется держатель 24 на пластине 7 винтом 40.

Рычажок 25 с подвижным контактом изолирован от оси 37, вокруг которой он может поворачиваться. На рычажке 25 закреплена текстолитовая подушечка, на которую при размыкании контактов давит своими выступами кулачок.

Пластинчатая пружина 23, прижимающая подвижный контакт к неподвижному, одним концом закреплена на рычажке 25, а другим – на изолированном от корпуса кронштейне 17, который проводником 39 соединен с изолированным выводом 28 распределителя. К выводу 28 крепится проводник от конденсатора 30.
Пропитанный маслом войлочный фильц 6 обеспечивает смазывание кулачка.

Крышка 19 распределителя имеет фиксирующий паз, обеспечивающий ее установку на корпусе 4 в определенном положении. Она крепится двумя пружинными защелками 38.
Центральный вывод 21 крышки, к которому подводится высоковольтный провод от катушки зажигания, соединен с электродом бегунка 18 через подавительный резистор 22 с пружиной. Резистор 22, имеющий сопротивление 8…14 кОм, обеспечивает подавление радиопомех при работе прерывателя-распределителя.

В боковых выводах 20, число которых равно числу цилиндров (на изображенном распределителе – четыре), имеются металлические электроды, к которым через электрод бегунка 18 подводится высокое напряжение. От боковых выводов высоковольтные провода идут к свечам зажигания.

Вакуумный регулятор 16 закреплен на корпусе двумя винтами. Диафрагма 10 из прорезиненной бензостойкой ткани, закрепленная между корпусом 9 регулятора и крышкой 11, делит камеру регулятора на две полости.
В левой полости между диафрагмой 10 и штуцером 13 расположена пружина 15, которая поджимает диафрагму. Степень сжатия пружины регулируется шайбами 12. Соединение штуцера 13 с крышкой 11 уплотнено прокладкой 14. Левая полость вакуумного регулятора трубкой, идущей от штуцера 13, соединяется с отверстием в стенке карбюратора над дроссельной заслонкой.
Диафрагма 10 со стороны правой полости соединяется тягой 8 с подвижной пластиной 7 прерывателя.

Октан-корректор распределителя служит для установочной регулировки момента зажигания. Для этого винт крепления распределителя ослабляется, что дает возможность поворачивать корпус распределителя в определенном угловом интервале. Вместе с корпусом поворачивается подвижная пластина 7 прерывателя относительно кулачка, и тем самым изменяется относительное положение коленчатого вала в момент размыкания контактов прерывателя.

Центробежный регулятор работает следующим образом. При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузики под действием центробежных сил, преодолевая усилие пружин, расходятся в стороны. При этом штифты грузиков, входящие в прорези поводковой пластины кулачка, поворачивают ее в сторону вращения вала распределителя на некоторый угол. При этом выступы кулачка будут раньше набегать на подушечку рычажка с подвижным контактом, и угол опережения зажигания увеличится. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузики под действием пружин возвращаются в первоначальное положение.

Зависимость угла опережения зажигания от частоты вращения определяется конструктивными особенностями двигателя, и поэтому у центробежных регуляторов различных распределителей она неодинакова.

Вакуумный регулятор изменяет угол опережения зажигания в зависимости от разрежения над дроссельной заслонкой карбюратора. При полностью открытой заслонке разрежение относительно невелико, и вакуумный регулятор не работает. По мере прикрытия дроссельной заслонки (при уменьшении нагрузки на двигатель) разрежение возрастает, и диафрагма регулятора прогибается, увлекая за собой тягу и прикрепленную к ней пластину прерывателя на угол опережения зажигания.

Распределитель 30.3706

Четырехискровой распределитель 30.3706 (рис. 2) не имеет октан-корректора, и установка начального угла опережения зажигания осуществляется простым поворотом корпуса 4 относительно вала 1, находящегося своим шлицевым хвостовиком в зацеплении с шестерней привода.

Рис. 2. Прерыватель-распределитель 30.3706: 1 — маслоотражательный диск; 2 — штифт; 3 — шайба; 4 — корпус; 5 — фильтр; 6 — масленка; 7 — прерыватель; 8 — центробежный регулятор; 9 — ротор с помехоподавительным резистором; 10 — угольный контакт; 11 — крышка; 12 — винт крепления ротора; 13 — пружинная защелка; 14 — кулачок; 15 — валик; 16 — втулка; 17 — конденсатор; 18 — винт крепления конденсатора

Конструкция распределителя автомобилей марки «ВАЗ» отличается от рассмотренного ранее распределителя расположением центробежного регулятора 8 над четырехгранным кулачком прерывателя.
Поводковая пластина грузиков закреплена в верхней части вала. Грузики могут поворачиваться вокруг осей 6, закрепленных на поводковой пластине кулачка.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузики возвращаются в первоначальное положение.

Читайте также:  Поставить уплотнители дверей гранта

Бегунок распределителя шипом фиксируется в отверстии поводковой пластины и крепится к ней двумя винтами. Помехоподавительный резистор (6 кОм) устанавливается в бегунке, а соединение электрода бегунка с центральным выводом осуществляется угольным контактом с пружиной.

Датчик-распределитель бесконтактной системы зажигания

По мере совершенствования конструкции прерывателей-распределителей конструкторы отказались от идеи разрывания низковольтной цепи зажигания с помощью механически управляемых контактов, применив для этой цели магнитоэлектрические устройства. В таких прерывателях распределителях, получивших название датчиков-распределителей, формирование импульса, используемого для преобразования напряжения в высоковольтное, возлагается на магнитоэлектрические генераторные датчики.

При этом конструкторы избавили автомобилистов от неприятной необходимости тщательного ухода за контактами прерывателя — контроля подгорания контактов и их периодической зачистки, регулировки зазора между контактами и т. п.
Кроме того, контакты механических прерывателей обладали значительной инертностью и плохо контролируемым временем смыкания и размыкания, что накладывало определенные ограничения при их использовании в высокооборотистых двигателях. Датчики-распределители в этом плане значительно превосходили распределители с механически разрываемыми контактами.

Датчик-распределитель (рис. 3) предназначен для управления работой транзисторного коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения между свечами зажигания в определенной последовательности, для автоматического регулирования момента искрообразования в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя, а также для установки начального момента зажигания.

Рис. 3. Датчик-распределитель бесконтактной системы зажигания: 1 — присоединительный шип; 2 — пластина октан-корректора; 3 — корпус; 4 — пресс-масленка; 5 — изолированный вывод; 6 — вакуумный регулятор; 7 — крышка с выводами; 8 — подвижный комбинированный уголек; 9 — электрод; 10 — электрод бегунка; 11 — бегунок; 12 — втулка; 13 — статор; 14 — опора; 15 — подшипник; 16 — центробежный регулятор; 17 — упорный подшипник; 18 — валик; 19 — подшипник; 20 — метки; 21 — ротор; 22 и 24 — 8-полюсные пластины; 23 — обмотка статора; 25 и 27 — 8-полюсные обоймы; 26 — кольцевой постоянный магнит; 28 — шпонка; 29 — грузики центробежного регулятора

В корпусе 3 датчика-распределителя расположены следующие узлы: магнитоэлектрический генераторный датчик со статором 13 и ротором 21, центробежный регулятор 16, вакуумный регулятор 6. Корпус отлит из алюминиевого сплава, в хвостовой его части расположена пластина 2 октан-корректора, предназначенного для ручной регулировки начального момента искрообразования и крепления датчика-распределителя на двигателе.

Привод датчика-распределителя осуществляется через присоединительный шип 1, который закреплен на валике 18. Для смазывания подшипника 19, валика 18, упорного подшипника 17 в корпусе установлена пресс-масленка 4.

Датчик состоит из ротора 21 и статора 13. Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит 26 с плотно прижатыми к нему сверху и снизу 8 полюсными обоймами 25 и 27, которые жестко закреплены на втулке 12, где на верхней части установлен бегунок 11 высоковольтного распределительного устройства. В нижней части втулки 12 имеется паз, в который входит выступ втулки, жестко закрепленной на поводковой пластине ротора.

Статор датчика представляет собой обмотку 23, заключенную в 8-полюсные пластины 22 и 24. Соединены пластины между собой заклепками. Статор имеет один изолированный вывод 5, расположенный на корпусе распределителя. Второй конец обмотки электрически связан с корпусом. Статор 13 посредством опор 14 установлен на подвижной пластине, жестко закрепленной во внутренней обойме подшипника 15. Внешняя обойма подшипника 15 закреплена неподвижно относительно корпуса 3. Подвижная пластина шарнирно связана с тягой вакуумного регулятора 6.

Таким образом, центробежный регулятор обеспечивает изменение опережения зажигания, поворачивая ротор датчика относительно статора, а вакуумный регулятор поворачивает статор относительно ротора.

Высоковольтное распределительное устройство содержит крышку 7 с одним центральным и восемью боковыми выводами. С внутренней стороны в центральном выводе рамещен подвижный комбинированный уголек 8, обеспечивающий электрический контакт между центральным выводом и электродом 10 бегунка 11. Через электроды 9 высоковольтное напряжение последовательно поступает на восемь высоковольтных выводов, расположенных по окружности крышки и служащих для присоединения проводов высокого напряжения от свечей зажигания. Уголек 8 обладает активным сопротивлением 6…15 кОм, и кроме коммутации тока высокого напряжения, служит для подавления радиопомех.

Для установки начального угла опережения зажигания на роторе и статоре датчика нанесены метки 20, которые должны совпадать при положении коленчатого вала двигателя, соответствующем моменту искрообразования в первом цилиндре.

Датчик-распределитель 40.3706

Датчик-распределитель 40.3706 (рис. 4) горизонтального типа имеет корпус 5, отлитый из алюминиевого сплава. Привод датчика-распределителя осуществляется через муфту 1 и валик 2, на противоположном конце которого установлен ротор 11. Распределение высокого напряжения по свечам зажигания осуществляется посредством пяти выводов, расположенных на крышке 10, которая крепится к корпусу 5 тремя винтами 12.

Рис. 4. Датчик-распределитель 40.3706 горизонтального типа: 1 — муфта; 2 — валик; 3 — втулка; 4 — уплотнительная муфта; 5 — корпус; 6 — шаровой вкладыш; 7 — подвижная пластина; 8 — неподвижная пластина; 9 — перегородка; 10 — крышка; 11 — ротор (бегунок); 12 — винт; 13 — полупроводниковый датчик; 14 — замыкатель; 15 — втулка; 16 — центробежный регулятор; 17 — штекер; 18 — вакуумный регулятор

Высоковольтная часть устройства отделена от остальной конструкции перегородкой 9. Валик 2 вращается во втулке 3 и шаровом вкладыше 6. Уплотнительная муфта 4 препятствует попаданию масла во внутреннюю часть корпуса.

Шаровой вкладыш установлен в неподвижной пластине 8. Подвижная пластина 7, к которой присоединена тяга от вакуумного регулятора 18, может поворачиваться вместе с внутренней обоймой подшипника. Наружная обойма закреплена в неподвижной пластине 8, на которой установлен полупроводниковый датчик 13 с магнитом.

Три вывода датчика проводами соединены с выводами штекера 17. В прорези датчика 13 вращается замыкатель (шторка) 14, которая втулкой 15 жестко соединена с поводковой пластиной центробежного регулятора 16.

Таким образом, при работе центробежного регулятора поводковая пластина поворачивает замыкатель относительно датчика, а при работе вакуумного регулятора датчик вместе с подвижной пластиной поворачивается относительно замыкателя.

Все высоковольтные детали изготовлены из специального дугостойкого материала – стекло, наполненное полибутилен-терефталатом, выдерживающим высокое напряжение.

ЕО — перед пуском двигателя проверить визуально состояние элементов системы зажигания, обращая особое внимание на целость электрических цепей, клемм, проводов, крышек катушки зажигания и прерывателя-распределителя. По характеру пуска и устойчивой работе двигателя на линии (без характерных хлопков в глушителе или впускном коллекторе, без пропусков в зажигании и снижении мощности двигателя, без значительных детонационных стуков и т.д.) опытный водитель может определить техническое состояние системы зажигания, выделив при необходимости негативное воздействие на характер работы двигателя, неполадок в топливной системе (рис. 4.28). При работе на линии водитель может косвенно проверить правильность установки угла опережения зажигания. Для этого на ровном участке дороги, нажатием на педаль акселератора резко разгоняет автомобиль с 25—30 до 55—60 км/ч — на скорости 40—45 км/ч должны появиться легкие кратковременные детонационные стуки (их полное отсутствие свидетельствует обычно о слишком позднем зажигании). Если в темное время суток открыть капот при работающем двигателе, на крышках катушки зажигания или распределителя можно заметить проскакивание

Рис. 4.28. Последовательность действий при поиске причины неисправности, если двигатель не пускается: I — направление поиска в топливной системе; II — направление поиска в системе зажиганий

по их поверхности электрических разрядов, это свидетельствует о загрязнении или пробое изоляции крышек и необходимости замены вышедших из строя узлов и деталей системы зажигания.

Рис. 4.29. Приспособление для поочередного отключения проводов высокого напряжения от свечей зажигания

ТО-1 — выполнить объем работ при ЕО. Затем очистить от пыли, грязи и налетов масла все элементы системы зажигания, проверить крепление и внешнее техническое состояние. Провода с нарушенной изоляцией и поврежденными контактами заменить. Окисленные контакты зачистить стеклянной шкуркой, нанести тонкий слой противо-окислительной аэрозоли типа «Унисма». По регламенту работ при ТО-1 необходимо вывернуть свечи зажигания и осмотреть их. Если нижняя часть имеет незначительный слой ржаво-коричневого оттенка, корпус покрыт от длительной эксплуатации тонким слоем сажи, а центральный электрод имеет нормальный серый цвет (рис. 4.27, а), значит свеча работает нормально. Если выступающие в камеру сгорания части свечи покрыты слоем бархатистого нагара (рис. 4.27, б), это может быть вызвано работой на переобогащенной смеси, засорением воздухоочистителя, неправильной регулировкой клапанов и т.д. Если свеча покрыта слоем масла (рис. 4.27, в), это признак износа («залегания») поршневых колец, высокого уровня залитого масла или неисправности самой свечи. Если свеча с налетом твердого нагара серо-коричневого или серо-синего цвета (рис. 4.27, г), это вызвано, скорее всего, низким калильным числом свечи, преобладанием работы на бедной смеси, установкой слишком раннего зажигания.

Отказ работы хотя бы одной свечи, сопровождаемый потерей мощности, неустойчивой работой, хлопками в глушителе и выбросами дыма темно-бурого оттенка и т.д., приводит к очень негативным последствиям: несгоревшее топливо смывает смазку с зеркала цилиндра, резко возрастают износы и т.д. Поэтому эксплуатацию необходимо прекратить, выявить неисправную свечу и заменить ее. Для этого используют метод поочередного отключения проводов высокого напряжения от свечей на холостом ходу (рис. 4.29): если после отключения какой-либо свечи характер работы двигателя еще более ухудшится, значит свеча работает, если нет, значит именно эта свеча неисправна.

Перед проверкой и регулировкой зазора между электродами свечи (рис. 4.30) проволочным калибром и специальным ключом рабочую часть свечи необходимо очистить, вставив в гнездо с резиновой манжетой 2 в пескоструйную камеру прибора Э-203.0 (рис. 4.31). Сжатый воздух подводится через штуцер 1. Прибор закрыт прозрачным экраном 3. После очистки (используется формовочный песок марки 1К016Б) свечи устанавливают в специальное гнездо для обдува сжатым воздухом.

Читайте также:  Блок предохранителей ваз 2109 карбюратор цена новый

Рис. 4.30. Измерение и регулировка зазора между электродами свечи: а — замер зазора; б — регулировка зазора специальным ключом; 1

круглый щуп; 2 — плоский щуп

Рис. 4.31. Прибор для очистки свечей от нагара мод. Э-203.0

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ, КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВКИ

Рис. 1. Переносной прибор Э-214

Рис. 2. Переносной стробоскопический

П№ >ыв*тгль КСТУШКА

Рис. 3. Осциллограф Э-206

Рис. 1. Переносной прибор Э-204

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ,

КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Рис. 1. Анализатор карбюраторный мод. К-518

Рис. 2. Прибор мод. Э-214 для проверки и регулировки электрооборудования автомобилей:

  • 1 — амперметр; 2 — кнопка «Конденсатор» для включения напряжения 500 В при проверке конденсатора; 3 — комбинированный измеритель (тахометр, вольтметр, угол замкнутого состояния контактов прерывателя);
  • 4 — переключатель тахометра для 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей; 5 — кнопка «Возбуждение» для подключения обмотки возбуждения к аккумуляторной батареи при проверке генератора переменного тока; 6 — вольтметр; 7 — контрольный регулируемый искровой разрядник; 8 — рукоятка реостата нагрузки; 9 — кнопка ручного возврата биметаллического предохранителя на 30 А; 10 — переключатель измерительных цепей; 11 — переключатель рода проверок; 12 — переключатель напряжения на 12 и 24 В; 13 — провода с пружинными зажимами для подключения прибора в электрическую цепь проверяемого автомобиля; 14 — наружный шунт к амперметру при проверке стартера; 15 — разъем для подключения наружного шунта; 16 — переключатель амперметра на 40 и 800 А

Рис. 3. Анализатор карбюраторных двигателей мод. К-461: а — общий вид; б — передняя панель стенда

Рис. 4. Анализаторы (а и б) двигателей фирмы

Рис. 5. Пульт дистанционного управления анализатора двигателя

ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ МОТОР-ТЕСТЕРОМ МОД. ИТ-251

Рис. 1. Схема подключения мотор-тестера при проверке системы зажигания:

  • 1 — масса двигателя; 2 — датчик первого цилиндра;
  • 3 — свеча зажигания первого цилиндра; 4 — датчик высокого напряжения;
  • 5 — катушка зажигания;
  • 6 — прерыватель-распре

Рис. 2. Первичная цепь зажигания:

АВ — длительность искры; ВС — длительность колебательного процесса; Тк — период колебательного процесса; ДЕ — нестабильность кулачкового механизма; ДН — замкнутое состояние контактов прерывателя; АД — разомкнутое состояние контактов прерывателя; ?р — время (угол) разомкнутого состояния контактов; ?3 — время (угол) замкнутого состояния контактов

Рис. 3. Осциллограммы первичной цепи:

а — обрыв в конденсаторе или частичное замыкание первичной обмотки катушки зажигания;

б — вибрация контактов прерывателя

Рис. 4. Схема проверки процессов горения:

1 — масса двигателя; 2 — датчик первого цилинлра; 3 — свеча зажигания первого цилиндра; 4 — датчик горения; 5 — прерыватель-распределитель; 6 — катушка зажигания; 7 — переключатель полярности в положении «+ »

Рис. 4.32. Прибор для контроля свечей зажигания мод. Э-203.П

На качество искрообразования свечу испытывают, завернув ее в гнездо 2 воздушной камеры прибора Э-203.П (рис. 4.32), наблюдая за характером искрообразования через смотровое окно 1, предварительно создав в камере рукояткой 4 воздушного насоса давление 0,8—1,0 МПа (искра должна быть бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований, характеризующих пробой изолятора). Герметичность свечи определяют по скорости падения давления в воздушной камере по манометру 3. Питание прибора от сети переменного тока 220 В.

Угол опережения зажигания является одним из важнейших параметров, влияющих на работу системы зажигания в целом (подробное описание см. подразд. 4.4.5). Метод проверки установки зажигания по совпадению специальных меток в конце сжатия первого цилиндра и началу размыкания контактов в прерывателе-распределителе (которое определяется по загоранию контрольной лампочки, подсоединенной параллельно контактам) давно устарел и используется в частной практике или при сборке двигателей и установке на место прерывателя-распределителя.

Рис. 4.33. Проверка установки зажигания по контрольным меткам и рискам с помощью стробоскопических пистолетов

4 5 в 7 в я га п гг

Рис. 4.34. Схема стробоскопического пистолета:

1 — линза; 3 — оправа; 4 — лампа; 7 — резистор; 8,10 — конденсаторы; 13 — диод; 17 — кнопка включения; 19 — шнур с зажимами; 20 — переходник

Необходимо помнить, что при сборке двигателей необходимо тщательно проверять совпадение соответствующих меток на шестерне коленчатого вала и шестерне распределительного вала (рис. 4.36), иначе в дальнейшем будет нарушена вся работа системы зажигания.

В настоящее время для определения правильности установки начального угла опережения зажигания или для корректировки его, в зависимости от изменившихся условий работы автомобиля, широко используют различного типа стробоскопы (рис. 4.33, 4.34, 4.35, прилож. 31, рис. 2). В корпусе прибора на шасси смонтирована электронная измерительная система, на выходе установлена линза для фокусирования светового потока стробоскопической лампы. Стробоскоп подключают в ходе проверки к аккумуляторной батареи специальными зажимами, в крышку распределителя на место провода высокого напряжения от свечи первого цилиндра устанавливается переходник щупа, а затем и провод

Рис. 4.36. Схема совмещения контрольных меток и рисок на приводных шестернях

Рис. 4.35. Схема проверки установки зажигания стробоскопическим пистолетом мотор-тестера:

1 — стробоскопическая лампа; 2 — регулятор; 3 — датчик первого цилиндра; 4 — прерыватель-распределитель; 5 — катушка

высокого напряжения. Поскольку лампа вспыхивает на очень короткое время в момент проска-кивания искры на свече первого цилиндра, то и специальные метки нанесенные на вращающихся деталях кажутся неподвижными.

С помощью стробоскопического пистолета (например, мод. Э-102) можно проконтролировать правильность установки начального угла опережения зажигания по положению контрольных меток относительно друг друга (рис. 4.33) при импульсном подсвечивании, откорректировать его при изменившихся условиях эксплуатации (например, при значительном понижении температуры окружающего воздуха угол опережения зажигания приходится увеличивать иногда на 2—4° и более), проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. На прогретом двигателе при минимальной частоте вращения коленчатого вала, когда вакуумный и центробежный автоматы не работают, проверяют правильность угла опережения зажигания, направив луч импульсной подсветки стробоскопа на подвижную метку, которая будет казаться неподвижной. Если она не совпадает с контрольными неподвижными отметками (рисками, штифтами и т.д.), необходимо ослабить крепление корпуса прерывателя и плавно поворачивать его вправо или влево до момента совпадения меток. Центробежный регулятор проверяют при отсоединенной трубке вакуумного регулятора постепенным увеличиванием частоты вращения КВ двигателя: подвижная метка должна плавно сместиться относительно неподвижной. Если перемещения не происходит или происходит рывком, это свидетельствует о заклинивании грузиков на осях. При проверке вакуумного регулятора устанавливают частоту 2000—2500 мин -1 и быстро подключают соединительную трубку — должно произойти резкое отклонение подвижной метки.

ТО-2 — в крупных АТП углубленную диагностику системы зажигания делают дважды — до начала работ по обслуживанию и по их завершении. Причем диагностика может проводиться на постах отдельной зоны диагностики Д-2 с использованием стационарных высокопроизводительных стендов (мотор-тестеров и т.д.), а может проводиться совмещенно, непосредственно на рабочих местах зоны ТО-2, в основном с помощью переносных диагностических приборов.

Рассмотрим вначале обслуживание отдельных элементов системы зажигания, а затем изучим методы проведения комплексной поэлементной диагностики.

При ТО-2 особое внимание уделяется контролю и обслуживанию прерывателей-распределителей. Необходимо снять крышку распределителя, очистить внутреннюю полость от пыли и грязи, при необходимости зачистить контакты в крышке и на роторе стеклянной шкуркой зернистостью 100—120. Затем продуть полость сжатым воздухом. Контакты, в т. ч. и в гнездах крышки для проводов высокого напряжения целесообразно обработать антиокислительной аэрозолью типа «Унисма». Затем надо проверить состояние контактов прерывателя — при наличии нагара или при повышенном износе (в т. ч. с образованием бугорка и кратера) их следует зачистить плоским бархатным надфилем, соблюдая при этом параллельность контактов. После этого полость продуть сжатым воздухом. Вращая рукояткой КВ, добиться положения максимальной разомкнутости контактов и вставить между ними щуп, соответствующий нормативному зазору (0,3—0,45 мм). При регулировке ослабляют стопорный винт 2 (рис. 4.37), а отверткой вращают эксцентрик 4, пока щуп 3 не будет плотно входить между контактами, и в этом положении стопорный винт закрепляют. Необходимо отжать пальцем рычажок подвижного контакта и отпустить его — он должен быстро, со щелчком вернуться в исходное положение, в противном случае необходимо проверить упругость пружины динамометром (рис. 4.39). Натяжение должно быть 5,0—6,5 Н.

Рис. 4.37. Регулировка зазора между контактами распределителя зажигания:

  • 1 — неподвижный контакт;
  • 2 — стопорный винт; 3 — щуп;
  • 4 — эксцентрик; 5 — пластина неподвижного контакта

Рис. 4.38. Вакуумный регулятор распределителя зажигания;

1 — штуцер; 2 — регулировочная прокладка; 3 — корпус диафрагмы; 4 — крышка корпуса диафрагмы; 5 — тяга

Рис. 4.39. Проверка натяжения пружины рычажка прерывателя

Очень удобен малогабаритный переносной прибор мод. Э-213 для проверки и регулировки прерывателей-распределителей непосредственно на автомобиле, с его помощью можно замерять падение напряжения на контактах, значение угла замкнутого состояния контактов, емкость конденсатора и частоту вращения КВ двигателя.

В объем работ ТО-2 по прерывателю-распределителю входит смазка чистым моторным маслом оси рычажка и фильц-масленки (по одной-две капли), втулки кулачка (до пяти капель), и завернуть на один-два оборота крышку колпачковой масленки подшипников вала привода (смазка — ЦИАТИМ-201).

Читайте также:  Какой ремень свистит в машине

При техобслуживании системы зажигания автомобиля следует проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя, установить момент зажигания, осмотреть свечи зажигания и смазать подшипник валика распределителя.

Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя проверяют состояние рабочей поверхности контактов. При существенном переносе металла с одного контакта на другой или при наличии нагара на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем. Применять для этих целей шлифовальную шкурку нельзя, так как от нее на контактах остаются абразивные частицы, приводящие к искрообразованию и преждевременному выходу контактов из строя. Не рекомендуется полностью выводить выемку — кратер на контакте — или полировать контакты — за несколько ходов надфиля можно очистить контакты от бугорка и нагара.

После зачистки контактов прерывателя проверяют и при необходимости зачищают контакты в крышке распределителя и на роторе. Затем чистой, смоченной бензином замшей или другим материалом, не оставляющем волокно, протирают контакты прерывателя и ротора, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя.

Рис. 104. Регулировка зазора между контактами распределителя: А — зазор между контактами; 1 — отвертка, 2 — распределитель, 3, 4 — винты

Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А (рис. 104). Если она превышает заданную (0,35. 0,45 мм), следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.

Момент зажигания на автомобиле можно проверить стробоскопом — прибором, позволяющим видеть движущийся объект неподвижным, или 12-вольтовой лампой. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с клеммой Б катушки зажигания, подсоединить клеммы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала (для двигателей «Москвич», ГАЗ, ВАЗ-2105) или на маховик через специальный люк в картере сцепления (рис. 105 — для двигателей ВАЗ-2108 с бесконтактной системой зажигания). При этом метка на шкиве — вторая по ходу вращения шкива (для двигателей «Москвич» и ГАЗ) должна совпадать с меткой на блоке (средней для двигателя ВАЗ-2105). Для двигателя ВАЗ-2108 метка 3 на маховике не должна доходить до средней метки шкалы 2 на 0. 2 деления по ходу вращения маховика.

Если совпадения меток не произойдет, надо скорректировать угол опережения зажигания октан-корректором или поворотом корпуса распределителя.

Рис. 105. Установка момента зажигания: 1 — люк в картере сцепления, 2 — шкала (одно деление 1°), 3 — метка на маховике

Для установки момента зажигания с помощью контрольной лампы необходимо:

вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и заглушить отверстие бумажной пробкой, затем повернуть рукояткой коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит такт сжатия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания;

снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его контактная пластина будет совпадать с боковой клеммой крышки первого цилиндра (пластина ротора направлена на клемму низкого напряжения корпуса), и в таком положении установить распределитель в гнездо блока; слегка поворачивая ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть вручную гайку крепления распределителя к двигателю и установить октан-корректор на нулевое деление;

присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения распределителя, а другим — на корпус автомобиля.

включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против направления вращения ротора (на двигателе «Москвич-412» по часовой, на ВАЗ-2105 — против часовой стрелки) до момента размыкания контактов. В момент размыкания контактов загорается контрольная лампа. Момент размыкания контактов можно также определить по искре (для этого провод высокого напряжения, отсоединенный от центральной клеммы распределителя, следует удерживать на расстоянии 3. 4 мм от корпуса двигателя, поворачивая корпус распределителя. В момент размыкания контактов между проводом и корпусом двигателя появляется искра);

выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления распределителя к двигателю; закрыть крышку распределителя, начиная с клеммы первого цилиндра, присоединить провода высокого напряжения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров двигателя.

Практическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить скорость. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки — на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.

Для проверки свечей зажигания необходимо вывернуть их из двигателя и внимательно осмотреть: изолятор не должен иметь трещин. Надо проверить, нет ли нагарообразования на контактах: если свеча покрыта тонким слоем нагара от серо-желтого до светло-коричневого цвета, его можно не удалять, так как такой нагар появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания. Матово-черный, бархатистый нагар свидетельствует о переобогащении смеси и необходимости проверки уровня топлива или слишком большом зазоре у электродов свечи. Глянцевито-черный цвет нагара и замасливание свечи указывает на слишком большое количество масла в камере сгорания.

Если на юбке изолятора свечи образуются металлические шарики, выгорают электроды и сам изолятор, значит свеча перегрелась. Причинами этого могут быть неправильная установка момента зажигания, применение низкооктанового бензина, слишком бедная смесь, недостаточное охлаждение и, как следствие, перегрев двигателя.

Нагар от свечи следует удалять специальной щеткой с применением специальной жидкости или на специальном пескоструйном аппарате типа Э-203. Если очистить свечи невозможно и слой нагара значительный, свечи заменяют.

После очистки свечей надо с помощью круглого проволочного щупа проверить зазор между электродами и отрегулировать его, подгибая боковой электрод. Величина зазора должна быть 0,5. 0,9 мм при обычной системе зажигания и 1,0. 1,2 мм при транзисторной.

Никогда не следует подгибать центральный электрод свечи — это неизбежно приведет к появлению трещин в изоляторе и к выходу свечи из строя.

Свечи, очищенные от нагара, с отрегулированным зазором между электродами перед установкой на двигатель необходимо проверить на приборе для испытания их под давлением. В исправных свечах при давлении 800. 900 кПа искра должна появляться регулярно без перебоев между центральным и боковым электродами и без поверхностного разряда. При давлении 1 МПа новая неработающая свеча должна полностью быть герметична: не пропускать воздух ни по соединению корпуса с изолятором, ни по соединению центрального электрода с изолятором. Для свечей, работавших на двигателе, допускается пропуск воздуха до 40 см 3 /мин.

Если в системе зажигания двигателя нет искры, необходимо проверить исправность первичной и вторичной цепей, а также исправность конденсатора.

Для определения неисправности в первичной цепи следует взять контрольную лампу и присоединить один ее провод к корпусу автомобиля, а другой последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к включателю стартера, к входной и выходной клеммам замка и катушки зажигания и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Отсутствие в цепи контакта будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выводной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на корпус автомобиля). Рычажок подвижного контакта с неисправной изоляцией следует заменить.

Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) следует снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное смыкание и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем надо включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 3. 4 мм от корпуса автомобиля, пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое обмоток конденсатора. Для окончательного выявления причин необходимо заменить конденсатор и снова проверить цепи: если искры нет — заменить катушку зажигания.

Проверяя исправность конденсатора при отсутствии специальных диагностических стендов, следует отсоединить его от корпуса распределителя, положив на головку блока так, чтобы корпус конденсатора имел надежное соединение с корпусом автомобиля. Затем надо поставить контакты прерывателя на полное смыкание, включить зажигание, подвести провод высокого напряжения к проводу конденсатора, оставив небольшой зазор, обеспечивающий проскакивание искры. Размыкая Рукой контакты прерывателя, следует зарядить конденсатор тремя-четырьмя последовательными искрами, а затем, сближая провод конденсатора с его корпусом, Разрядить. Если при разрядке будет проскакивать искра (слышен щелчок), конденсатор исправен; если искра не появляется, конденсатор неисправен и его необходимо заменить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector