Система охлаждения карбюраторного двигателя

Содержание

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС) представляет собой строгую очередность микровзрывов горючей смести в цилиндрах. Соответственно повышается и температура двигателя, которая становится критической. Подобные процессы неминуемо приводят к выходу из строя силового агрегата любого транспортного средства. Именно поэтому во всех современных ДВС обязательно применяется система охлаждения.

Функции и виды системы

Основное назначение системы охлаждения и бензинового, и дизельного ДВС сводится к принудительному отводу тепла от деталей двигателя, которые нагреваются в процессе его работы, и поддержанию его рабочего температурного режима.
Помимо данной функции, система охлаждения автомобиля выполняет и ряд иных сопутствующих задач:

  1. ускорение прогрева двигателя до рабочей температуры;
  2. нагрев воздуха для отопления салона;
  3. охлаждение системы смазки ДВС;
  4. охлаждение выхлопных газов (при применении рециркуляции);
  5. охлаждение воздуха (при турбонаддуве);
  6. охлаждение смазки в коробке передач (при АКПП).

В зависимости от принципа действия и способа функционирования принято различать следующие системы охлаждения:

  • жидкостную (основанную на отводе тепла потоком жидкости);
  • воздушную (базирующуюся на охлаждении воздушным потоком);
  • комбинированную (сочетающую в себе принцип действия жидкостной и воздушной систем).

Структура системы

Подавляющее большинство ДВС имеют жидкостную систему охлаждения (закрытого типа), использующую принцип принудительной циркуляции. Именно она, с одной стороны, способно обеспечить максимально эффективное охлаждение, а с другой, — является более эргономичным и комфортным способом отвода избыточного тепла от двигателя.

Устройство и принципиальная схема системы охлаждения двигателя (как дизельного, так и бензинового) включает в себя работу следующих компонентов:

  1. радиатора с вентилятором (электрическим, механическим или гидравлическим);
  2. радиатора отопителя («печки») с электрическим вентилятором;
  3. рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  4. термостата;
  5. циркуляционного (водяного) насоса («помпы»);
  6. расширительного бачка;
  7. крана радиатора «печки»;
  8. соединительных патрубков и шлангов.


В качестве охлаждающей жидкости может использоваться вода, тосол, антифриз. Система охлаждения подавляющего числа автомобилей использует тосол, как более оптимальный вариант, из-за хорошего соотношения стоимости и функциональных характеристик.

Принцип работы системы

Принцип функционирования системы охлаждения двигателя (и бензинового, и дизельного) весьма прост и основан на целенаправленной циркуляции охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость, забирая тепло у деталей двигателя (в рубашках охлаждения), под воздействием давления, создаваемого водяным насосом, начинает циркулировать по системе, осуществляя теплообмен.

Первоначально движение жидкости осуществляется при закрытом термостате по малому кругу, то есть без работы радиатора. Это делается для того, чтобы убыстрить процесс прогрева двигателя и доведения его до рабочей температуры. После возврата жидкости в рубашки охлаждения процесс циркуляции продолжается.

В том случае, когда температура достигает высоких показателей (в пределах 100 градусов), открывается термостат, и охлаждающая жидкость начинает двигаться по большому кругу, заходя в радиатор. Это сразу же остужает двигатель, ибо в систему охлаждения поступает жидкость, ранее не использовавшаяся (находившаяся в радиаторе). Сам радиатор охлаждается потоком атмосферного воздуха.

При дальнейшем нагреве двигателя (например, в летний период), когда жидкость не успевает остывать до необходимого температурного уровня, специальное устройство автоматически включает электрический вентилятор («ленивец»), дополнительно охлаждающий радиатор и частично двигатель. Вентилятор работает до достижения необходимого уровня температуры жидкости, и специальное устройство выключает его. Механический вариант вентилятора, соединенный с коленвалом ременной передачей, работает в постоянно действующем режиме.

При необходимости (например, в холодное время года) охлаждающая жидкость через открытый кран отопителя заходит в «печку», где с помощью радиатора, с одной стороны, дополнительно остывает, отдавая избыточное тепло, а с другой, — обогревает воздух в салоне автомобиля.

Основные неисправности системы

Если обратиться к пункту 2.3.1 ПДД и к «Перечню неисправностей…», с которыми ограничивается движение транспортных средств, то в них можно обнаружить полное отсутствие упоминаний о проблемах, связанных с системой охлаждения двигателя. Это означает, что поломки системы не позиционируются в качестве неисправностей, с которыми запрещается движение. А, следовательно, система охлаждения и ее ремонт – это личное дело каждого водителя, степень его комфорта на дороге.

Каковы же основные «несерьезные» проблемы, которые может испытывать система охлаждения ДВС?

Во-первых, наиболее распространена негерметичность или течь охлаждающей жидкости. Причем, ее причины могут заключаться в смене уличной температуры (чаще – наступления сезона морозов). Среди популярных причин – и закоксованность патрубков и шлангов, которые под постоянным воздействием высокой температуры теряют эластичность. Протекание охлаждающей жидкости обуславливается и физическими повреждениями основного радиатора и радиатора «печки», полученными либо химическим путем (например, реактивами, входящими в состав тосола), либо посредством механического воздействия (например, удара).

Во-вторых, не менее популярная неисправность – выход из строя (или заклинивание) термостата. Клапан термостата (устройство, находящееся в постоянном контакте с жидкостью), постепенно коррозирует. В конечном счете, происходит его заклинивание, что исключает срабатывание в системе «открыто-закрыто». Результаты подобного состояния термостата двояки:

  1. при заклинивании в положении «открыто» охлаждающая жидкость двигается только по большому кругу (с постоянным использованием радиатора), что приводит к слабому и длительному прогреву двигателя и, соответственно, плохой обогреваемости салона автомобиля;
  2. при заклинивании в положении «закрыто» охлаждающая жидкость, напротив, двигается только по малому кругу (без использования радиатора), что обусловливает перегрев двигателя и может привести к необратимым изменениям в структуре металла, уменьшению ресурса силового агрегата и даже к его поломке.

В-третьих, серьезной неприятностью представляется поломка циркуляционного насоса (или «помпы»). Чаще всего эта неисправность связана с выходом из строя подшипника «помпы» — ее основной детали. Причины банальны – износ или некачественная запчасть. Спрогнозировать поломку затруднительно, но уловить начало нестандартной работы «помпы» более чем возможно – по характерному свистящему звуку подшипника. Он означает, что циркуляционный насос требует немедленной замены.

В-четвертых, при определенных условиях возможно засорение системы охлаждения двигателя. Причинами подобного состояния является, как правило, отложение солей в каналах системы охлаждения (радиатора, блока, головки блока). При этом нарушается циркуляция охлаждающей жидкости и отвод излишнего тепла от двигателя и его деталей ухудшается. В конечном счете, это приводит к перегреву двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Основы эксплуатации и обслуживания системы

Контроль за состоянием системы охлаждения – это необходимое условие комфортного движения на транспортном средстве. Несмотря на то, что неисправности указанной системы не запрещают эксплуатации автомобиля, водитель должен понимать опасность перспективы выхода ее из строя. Перегрев двигателя, более чем возможный в теплое время года, и недостаточный обогрев салона автомобиля в зимнюю пору приводит к необходимости ремонта, порой весьма дорогостоящего.
Соблюдение элементарных правил эксплуатации системы охлаждения двигателя позволит избежать, вовремя предупредить или минимизировать воздействие неисправностей на нормальную работу автомобиля.

Постоянный контроль уровня охлаждающей жидкости

Расширительный бачок служит для визуального контроля за уровнем жидкости в системе охлаждения. Дело в том, что объем системы охлаждения постоянен, а вот объем жидкости изменяется в зависимости от условий эксплуатации. При понижении или повышении уровня охлаждающей жидкости (указанного на расширительном бачке) необходимо корректировать ее количество в системе.

Диагностика негерметичности системы

Постоянное понижение уровня охлаждающей жидкости чаще всего связано с ее протеканием. Многочисленные соединения патрубков с элементами системы охлаждения, коррозия основного радиатора или радиатора «печки» приводят к постоянному уменьшению уровня жидкости в расширительном бачке. Диагностирование проблемы связано с обнаружением темных пятен на узлах и агрегатах, расположенных в моторном отсеке, мокрым следам на проезжей части, а также по характерному сладковато-приторному запаха тосола. Более серьезный характер носит обнаружение следов тосола на масляном щупе, что приводит к дорогостоящему ремонту двигателя.

Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя

Перегрев может быть связан с несколькими причинами:

  1. заклиниванием термостата в положении «закрыто»;
  2. засорением каналов системы;
  3. недостаточным уровнем жидкости в системе.
Читайте также:  Как поставить противотуманки на ладу гранта

А вот недостаточный нагрев двигателя автомобиля свидетельствует исключительно о заклинивании термостата, который работает только в положении «открыто».

Подведем итог. Система охлаждения двигателя выполняет функции отвода излишнего тепла от силового агрегата, образовавшегося в процессе работы, и поддержания нормального (рабочего) режима его эксплуатации.

Назначение и классификация систем охлаждения
Температура газов в цилиндрах работающего двигателя достигает 1800-2000 градусов. Только часть выделенного при этом тепла преобразуется в полезную работу. Оставшаяся часть отводится в окружающую среду системой охлаждения, системой смазки и наружными поверхностями двигателя.
Чрезмерное повышение температуры двигателя приводит к выгоранию смазки, нарушению нормальных зазоров между его деталями следствием чего является резкое возрастание их износа. Возникает опасность заедания и заклинивания. Перегрев двигателя вызывает уменьшение коэффициента наполнения цилиндров, а в бензиновых двигателях еще и детонационное сгорание рабочей смеси.
Большое снижение температуры работающего двигателя также нежелательно. В переохлажденном двигателе мощность снижается из-за потерь тепла; вязкость смазки увеличивается, что повышает трение; часть горючей смеси конденсируется, смывая смазку со стенок цилиндра, повышая тем самым износ деталей. В результате образования серных и сернистых соединений стенки цилиндров подвергаются коррозии.
Система охлаждения предназначена для поддержания наивыгоднейшего теплового режима. Системы охлаждения подразделяются на воздушные и жидкостные. Воздушные в настоящее время на автомобилях встречаются крайне редко. Системы жидкостного охлаждения могут быть открытыми и закрытыми. Открытые системы – системы, сообщающиеся с окружающей средой через пароотводную трубку. Закрытые системы разобщены от окружающей среды, а поэтому давление охлаждающей жидкости в них выше. Как известно, чем выше давление, тем выше температура закипания жидкости. Поэтому закрытые системы допускают нагрев ОЖ до более высоких температур (до 110-120 градусов).

По способу циркуляции жидкости системы охлаждения могут быть:
— принудительными, в которых циркуляция обеспечивается насосом, расположенным на двигателе;
— термосифонными, в которых циркуляция жидкости происходит за счет разницы плотности жидкости, нагретой деталями двигателя и охлажденной в радиаторе. Во время работы двигателя жидкость в рубашке охлаждения нагревается и поднимается в верхнюю ее часть, откуда через патрубок поступает в верхний бачок радиатора. В радиаторе жидкость отдает теплоту воздуху, плотность ее повышается, она опускается вниз и через нижний бачок вновь возвращается в систему охлаждения.
— комбинированными, в которых наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров – по термосифонному принципу.

Устройство системы охлаждения

Наибольшее распространение в автомобильных ДВС получили закрытые жидкостные системы с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ).

В период пуска двигателя для уменьшения износа необходимо быстрее прогреть его до рабочей температуры и при дальнейшей эксплуатации поддерживать эту температуру. Для ускорения прогрева двигателя и поддержания оптимальной его температуры служит термостат.

Основные неисправности системы охлаждения

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения является перегрев или переохлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен в результате следующих причин: недостаточное количество ОЖ, слабое натяжение или обрыв ремня насоса ОЖ, невключение муфты или электродвигателя вентилятора, заедание термостата в закрытом положении, отложение большого количества накипи, сильное загрязнение наружной поверхности радиатора, неисправность выпускного (парового) клапана пробки радиатора или расширительного бачка, неисправность насоса ОЖ.
Заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. Недостаточное количество ОЖ возможно в случае ее утечки или выкипания. Если уровень ОЖ понизился в результате выкипания – следует долить дистиллированной воды, если жидкость вытекла – доливается антифриз. Открывать пробку радиатора или расширительного бачка можно только когда ОЖ достаточно остынет (10-15 минут после остановки двигателя). В противном случае находящаяся под давлением ОЖ может выплеснуться и причинить ожоги. Вытекание жидкости происходит через неплотности в соединениях патрубков, трещин в радиаторе, расширительном бачке и рубашке охлаждения, при повреждении сальника насоса ОЖ, пробки радиатора или повреждении прокладки головки блока цилиндров. При эксплуатации автомобиля необходимо следить не только за уровнем, но и за состоянием антифриза. Если его цвет становится рыже-бурым, значит, детали системы уже коррозируют. Такой антифриз подлежит немедленной замене.
Переохлаждение двигателя может происходить из-за заедания термостата в открытом положении, а также при отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время. Если закрытая система охлаждения негерметична, то повышенное давление в ней не создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. А раз двигатель не прогревается, ЭБУ постоянно обогащает смесь. Таким образом, негерметичная система охлаждения увеличивает расход топлива. Систематическая работа двигателя на обогащенной смеси приводит к разжижению масла, увеличению нагарообразования, быстрому выходу из строя каталитического нейтрализатора.

Если у вас в дороге возникла неисправность, в результате которой уровень охлаждающей жидкости упал ниже допустимого, не расстраивайтесь. Долить можно любой антифриз или воду. Система охлаждения от этого хуже работать не станет. Кстати, не все современные автолюбители знают, что воду нужно заливать мягкую – она не образует накипи. Самая мягкая вода достается нам с неба в виде дождя или снега. А грунтовые воды из родников, колодцев и артезианских скважин категорически не рекомендуются для доливки в систему охлаждения – они образуют очень много накипи. Смягчить воду можно кипячением в течение 20-30 минут с последующим отстаиванием и фильтрованием. Жесткость воды в бытовых условиях легко оценить по пенообразованию при намыливании рук мылом: в мягкой воде пена устойчивая, а в жесткой пена быстро гаснет, и на руках остается сальный осадок. Как только экстренная ситуация, вынудившая вас долить «не ту» жидкость, минует, «коктейль» нужно слить, систему охлаждения промыть и залить «правильный» антифриз.
Выбор начинаем с бренда – известный вас не подведет. Далее находим обозначение класса антифриза. Вот здесь чаще всего возникают затруднения. Попробуем прояснить ситуацию. Основой любого антифриза является водный раствор этиленгликоля, который не расширяется при замерзании и не образует твердой сплошной массы. Но этиленгликоль коррозионно агрессивен к металлам. Для защиты деталей системы охлаждения от коррозии применяется три вида присадок: на основе силикатов, на основе солей органических кислот и смешанные (гибридные) добавки к антифризам. Первый рецепт – самый древний. Яркий пример – наш «Тосол», который лукавая реклама иногда позиционирует как антифриз, идеально подходящий для отечественных автомобилей. Выпадение силикатов в осадок приводит к закупориванию тонких трубок радиатора. Поэтому этот вариант покупки даже не рассматриваем. В англоязычном варианте такие антифризы называются: Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology) или Тraditional coolants.
Гибридные антифризы включают соли карбоновых кислот и небольшое количество силикатов или фосфатов. И хотя этот рецепт тоже свое отживает, но в течение трех лет эксплуатации обеспечивает достаточно приличную защиту от коррозии. Маркируются они: Нybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) или TL 774-C (G-11).
Более современные – карбоксилатные антифризы. В их составе отсутствуют неорганические присадки. Срок их службы – не менее 5 лет. Обозначаются надписями или символами: Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology, TL 774-F (G12+).
Несколько лет назад (в 2008 году) появился еще один вид антифриза, который в английском варианте обозначают Lobrid coolants, SOAT coolants или TL 774-G (G 12++). По составу они аналогичны карбоксилатным, но в них присутствует небольшое количество силикатов. Считается, что такой антифриз можно безболезненно смешивать с любым другим классом охлаждающих жидкостей.
Некоторые производители указывают на этикетке состав присадок, что также позволяет идентифицировать тип антифриза. Отсутствие аминов, боратов, нитритов, силикатов и фосфатов говорит о том, что антифриз – карбоксилатный. Гибридные также не должны содержать ничего из этого списка, кроме силикатов, но их количество не должно превышать 500 мг/л.
Хорошим признаком, подтверждающим несомненное качество антифриза, является надпись об одобрении автопроизводителей с номерами допусков. Такие допуска выдаются только после длительных испытаний жидкости на автомобилях указанной марки. Правдивость надписи на этикетке можно легко проверить, зайдя на официальный сайт автопроизводителя.
А вот заявления типа «Соответствует спецификациям…» или «Отвечает требованиям…» — не более, чем обещания изготовителя антифриза, но не гарантия качества. Особенно это касается маркировок G11, G12+, G12++. Она введена концерном WV только для одобренных им жидкостей. Но так как у нас такие обозначения получили большое распространение, то некоторые производители указывают их на этикетках, не имея на это полного права. То есть, антифриз может оказаться и хорошим, а может и не очень – рулетка. Больше доверия в таких случаях заслуживают известные марки, о чем уже упоминалось выше.
Надпись «Совместим со всеми…» лишь подтверждает то, о чем говорилось в начале статьи. Если по каким-то параметрам антифриз не подходит вашему двигателю, то его можно безболезненно использовать только для доливки.
Антифриз может продаваться в виде концентрата или уже готовым для заливки. Что выбрать – зависит от климата той местности, где вы проживаете, и вашего желания возиться с машиной. Например, если зимы теплые, к чему заливать 40 – градусный состав? Лучше купить концентрат и разбавить его дистиллированной водой до нужной консистенции (пропорции для разных температур указаны на этикетке).
И последнее – цвет антифриза. Это свойство не играет абсолютно никакой роли. Сама по себе жидкость бесцветна и производитель при желании может раскрасить ее во все цвета радуги. А устойчивое заблуждение, что G11, G12+ или G12++ можно идентифицировать по одному лишь цвету, исходит от непрофессиональных реализаторов.

Читайте также:  Как поменять задний противотуманный фонарь

Работа двигателя внутреннего сгорания любого автомобиля сопряжена с высокой температурой. ДВС нагревается при сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах и в результате трения его элементов. Избежать перегрева силового агрегата помогает система охлаждения.

Общая характеристика системы охлаждения ВАЗ 2107

Двигатель ВАЗ 2107 всех моделей имеет герметичную жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ).

Назначение системы охлаждения

Система охлаждения предназначена для поддержания оптимальной температуры силового агрегата в процессе его работы и своевременного регулируемого отвода от нагревающихся узлов избыточного тепла. Отдельные элементы системы используются для отопления салона в холодное время года.

Параметры системы охлаждения

Система охлаждения ВАЗ 2107 имеет ряд параметров, влияющих на работу и производительность силового агрегата, основные из которых:

  • количество ОЖ — вне зависимости от способа подачи топлива (карбюраторный или инжекторный) и объёма двигателя на всех ВАЗ 2107 используется одна и та же система охлаждения. Согласно требованиям производителя, для её работы (включая обогрев салона) требуется 9,85 л хладагента. Поэтому при замене антифриза следует сразу приобретать десятилитровую ёмкость;
  • рабочая температура двигателя — Рабочая температура двигателя зависит от его типа и объёма, вида используемого топлива, количества оборотов коленвала и т. п. Для ВАЗ 2107 она обычно составляет 80–95 0 C. Нагрев двигателя до рабочего состояния в зависимости от температуры окружающего воздуха происходит в течение 4–7 минут. При отклонении от этих значений рекомендуется незамедлительно провести диагностику системы охлаждения;
  • рабочее давление ОЖ — Так как система охлаждения ВАЗ 2107 герметична, а антифриз при нагревании расширяется, внутри системы создаётся давление, превышающее атмосферное. Это необходимо для повышения температуры кипения ОЖ. Так, если в нормальных условиях вода кипит при 100 0 C, то при увеличении давления до 2 атм температура кипения повышается до 120 0 C. В двигателе ВАЗ 2107 рабочее давление составляет 1,2–1,5 атм. Таким образом, если температура кипения современных ОЖ при атмосферном давлении составляет 120–130 0 С, то в рабочих условиях она увеличится до 140–145 0 C.

Устройство системы охлаждения ВАЗ 2107

К основным узлам системы охлаждения ВАЗ 2107 относятся:

  • водяной насос (помпа);
  • главный радиатор;
  • вентилятор главного радиатора;
  • радиатор отопителя (печки) салона;
  • кран печки;
  • термостат (терморегулятор);
  • расширительный бачок;
  • датчик температуры ОЖ;
  • указатель датчика температуры ОЖ;
  • управляющий температурный датчик (только в инжекторных двигателях);
  • датчик включения вентилятора (только в карбюраторных двигателях);
  • соединительные патрубки.

Сюда также следует отнести рубашку охлаждения двигателя — систему специальных каналов в блоке цилиндров и головке блока, по которым циркулирует ОЖ.

Видео: устройство и работа системы охлаждения двигателя

Водяной насос (помпа)

Помпа предназначена для обеспечения непрерывной принудительной циркуляции ОЖ по рубашке охлаждения двигателя во время его работы. Она представляет собой обычный насос центробежного типа, нагнетающий с помощью крыльчатки антифриз в систему охлаждения. Помпа расположена на фронтальной части блока цилиндров и приводится в движение шкивом коленчатого вала через клиновидный ремень.

Конструкция помпы

Помпа состоит из:

  • корпуса;
  • крышки;
  • вала с подшипником, крыльчаткой и приводным шкивом;
  • сальника.

Принцип работы помпы

Принцип действия водяного насоса довольно прост. При вращении коленвала ремень приводит в действие шкив помпы, передавая крутящий момент на крыльчатку. Последняя, вращаясь, создаёт внутри корпуса определённое давление ОЖ, заставляя её циркулировать внутри системы. Подшипник предназначен для равномерного вращения вала и снижения трения, а сальник обеспечивает герметичность устройства.

Неисправности помпы

Регламентированный производителем ресурс помпы для ВАЗ 2107 составляет 50–60 тыс. км пробега. Однако этот ресурс может уменьшиться в следующих ситуациях:

  • использование некачественной ОЖ или воды;
  • попадание в систему охлаждения грязи, примесей, посторонних предметов;
  • избыточное натяжение приводного ремня.

Результатом влияния этих факторов являются:

  • износ крыльчатки;
  • износ или повреждение сальника;
  • перекос вала насоса с последующим износом подшипника и возможным заклиниваем устройства.

При выявлении подобных неисправностей помпу следует заменить.

Главный радиатор

Радиатор предназначен для охлаждения поступающей в него ОЖ за счёт теплообмена с окружающей средой. Достигается это благодаря особенностям его конструкции. Радиатор установлен в передней части моторного отсека на двух резиновых подушках и крепится к кузову при помощи двух шпилек с гайками.

Конструкция радиатора

Радиатор состоит из двух вертикально расположенных бачков и соединяющих их трубок. На трубках расположены ускоряющие процесс теплообмена тонкие пластины (ламели). Один из бачков оснащён заливной горловиной, закрывающейся герметичной пробкой. Горловина имеет клапан и соединена с расширительным бачком тонким резиновым шлангом. В карбюраторных ВАЗ 2107 двигателями в радиаторе предусмотрено посадочное гнездо под датчик включения вентилятора системы охлаждения. В моделях с инжекторными двигателями такого гнезда нет.

Принцип работы радиатора

Охлаждение может осуществляться как естественным путём, так и принудительно. В первом случае температура хладагента снижается за счёт обдувания радиатора встречным потоком воздуха во время движения. Во втором случае поток воздуха создаётся вентилятором, прикреплённым непосредственно к радиатору.

Неисправности радиатора

Выход из строя радиатора чаще всего связан с потерей герметичности в результате механических повреждений или коррозии трубок. Кроме этого, трубки могут засориться грязью, отложениями и примесями в антифризе, и циркуляция ОЖ нарушится.

При обнаружении течи место повреждения можно попытаться запаять мощным паяльником с использованием специального флюса и припоя. Засор трубок можно устранить промывкой химически активными веществами. В качестве таких веществ используют растворы ортофосфорной или лимонной кислоты, а также некоторые бытовые средства для чистки канализации.

Вентилятор системы охлаждения

Вентилятор предназначен для принудительного обдува радиатора. Он включается автоматически при повышении температуры ОЖ до определённого значения. В карбюраторных двигателях ВАЗ 2107 за включение вентилятора отвечает специальный датчик, установленный в главном радиаторе. В инжекторных силовых агрегатах его работой управляет электронный контроллер, основываясь на показаниях датчика температуры. Вентилятор закреплён на корпусе основного радиатора при помощи специального кронштейна.

Конструкция вентилятора

Вентилятор — это обычный электродвигатель постоянного тока с насаженной на ротор пластиковой крыльчаткой. Именно крыльчатка создаёт воздушный поток и направляет его на ламели радиатора.

Напряжения для питания вентилятора подаётся от генератора через реле и предохранитель.

Неисправности вентилятора

К основным неисправностям вентилятора относятся:

  • обрыв проводки;
  • выход из строя реле;
  • обрыв или замыкание в обмотках статора;
  • износ щёток коллектора.

Для проверки работоспособности вентилятор подключают напрямую к аккумулятору.

Радиатор и кран печки

Радиатор печки предназначен для нагревания воздуха, поступающего в салон. Кроме него, в систему отопления салона входят вентилятор печки и заслонки, регулирующие направление и интенсивность воздушного потока.

Конструкция радиатора печки

Радиатор печки имеет такую же конструкцию, как и главный теплообменник. Он состоит из двух бачков и соединительных трубок, по которым движется ОЖ. Для ускорения теплообмена трубки имеют тонкие ламели.

Для прекращения подачи тёплого воздуха в салон летом радиатор печки оборудован специальным краном, перекрывающим циркуляцию ОЖ в системе отопления. Кран приводится в действие с помощью тросика и рычага, расположенного на передней панели.

Принцип работы радиатора печки

При открытом кране печки горячая ОЖ поступает в радиатор и нагревает трубки с ламелями. Проходящие через радиатор печки воздушные потоки тоже нагреваются и по системе воздуховодов поступают в салон. При закрытом кране ОЖ в радиатор не поступает.

Неисправности радиатора и крана печки

Наиболее распространёнными поломками радиатора и крана печки являются:

  • течь, вызванная механическими повреждениями или коррозией;
  • засорение трубок радиатора;
  • закисание запорного механизма крана.

Отремонтировать радиатор печки можно теми же способами, что и основной теплообменник. При неисправности крана его меняют на новый.

Термостат

Термостат поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя и сокращает время его прогрева при запуске. Он расположен слева от помпы и подсоединён к ней при помощи короткого патрубка.

Конструкция термостата

Термостат состоит из:

  • корпуса;
  • термоэлемента;
  • основного клапана;
  • перепускного клапана.
Читайте также:  Мультитроникс х 140 инструкция

Термоэлемент представляет собой герметичный металлический цилиндр, заполненный специальным парафином. Внутри этого цилиндра имеется шток, приводящий в действие главный клапан термостата. Корпус устройства имеет три штуцера, к которым подключаются подводной шланг от помпы, перепускной и отводной патрубки.

Принцип работы термостата

При температуре ОЖ ниже 80 0 C главный клапан термостата закрыт, а перепускной — открыт. В этом случае ОЖ движется по малому кругу в обход главного радиатора. Антифриз поступает из рубашки охлаждения двигателя через термостат к помпе, а затем снова попадает в двигатель. Это необходимо для того, чтобы мотор быстрее прогревался.

При нагреве ОЖ до 80–82 0 C основной клапан термостата начинает открываться. Когда антифриз нагревается до 94 0 C, этот клапан открывается полностью, а перепускной клапан, наоборот, закрывается. При этом ОЖ движется от двигателя в радиатор охлаждения, затем на помпу и обратно в рубашку охлаждения.

Неисправности термостата

При выходе из строя термостата двигатель может как перегреваться, так и медленнее нагреваться до рабочей температуры. Это результат заклинивания клапанов. Проверить работоспособность термостата несложно. Для этого нужно запустить холодный двигатель, дать ему поработать минуты две-три и прикоснуться рукой к патрубку, идущему от термостата к радиатору. Он должен быть холодным. Если же патрубок тёплый, то основной клапан постоянно находится в открытом положении, что, в свою очередь, приведёт к медленному прогреву двигателя. И напротив, когда основной клапан перекрывает поток ОЖ к радиатору, нижний патрубок будет горячим, а верхний — холодным. В результате двигатель перегреется, а антифриз закипит.

Более точно диагностировать неисправность термостата можно, сняв его с двигателя и проверив поведение клапанов в горячей воде. Для этого его помещают в любую термостойкую посуду, наполненную водой, и нагревают, измеряя температуру термометром. Если основной клапан начал открываться при 80–82 0 C, а полностью открылся при 94 0 C, то термостат исправен. В противном случае термостат вышел из строя и его нужно заменить.

Расширительный бачок

Так как антифриз при нагревании увеличивается в объёме, конструкцией системы охлаждения ВАЗ 2107 предусмотрен специальный резервуар для аккумуляции избытков ОЖ — расширительный бачок (РБ). Он расположен с правой стороны двигателя в моторном отсеке и имеет пластиковый полупрозрачный корпус.

Конструкция бачка

РБ представляет собой пластиковую герметичную ёмкость с крышкой. Для поддержания в бачке близкого к атмосферному давления в крышке установлен резиновый клапан. В нижней части РБ имеется штуцер, к которому подведён шланг от горловины главного радиатора.

На одной из стенок бачка есть специальная шкала для оценки уровня ОЖ в системе.

Принцип действия бачка

Когда ОЖ нагревается и расширяется, в радиаторе создаётся избыточное давление. Когда оно поднимается на 0,5 атм, открывается клапан горловины и излишки антифриза начинают поступать в бачок. Там давление стабилизируется при помощи резинового клапана в крышке.

Неисправности бачка

Все неисправности РБ связаны с механическими повреждениями и последующей разгерметизацией или выходом из строя клапана крышки. В первом случае меняют весь бачок, а во втором можно обойтись заменой крышки.

Датчик температуры и датчик включения вентилятора

В карбюраторных моделях ВАЗ 2107 в систему охлаждения входят датчик указателя температуры жидкости и датчик включения вентилятора. Первый установлен в блоке цилиндров и предназначен для контроля температуры и передачи полученной информации на приборную панель. Датчик включения вентилятора расположен в нижней части радиатора и служит для подачи питания на электродвигатель вентилятора при достижении антифризом температуры 92 0 C.

Система охлаждения инжекторных двигателей тоже имеет два датчика. Функции первого аналогичны функциям датчика температуры карбюраторных силовых агрегатов. Второй же датчик передаёт данные на электронный блок управления, который и контролирует процесс включения-выключения вентилятора радиатора.

Неисправности датчиков и способы их диагностики

Чаще всего датчики системы охлаждения перестают нормально работать из-за проблем с проводкой или по причине выхода из строя их рабочего (чувствительного) элемента. Проверить их на исправность можно при помощи мультиметра.

Работа датчика включения вентилятора построена на свойствах биметалла. Термоэлемент при нагревании меняет свою форму и замыкает электрическую цепь. Охлаждаясь, он принимает своё обычное положение и прекращает подачу электрического тока. Для проверки датчик помещают в ёмкость с водой, предварительно подключив к его выводам щупы мультиметра, включённого в режиме тестера. Далее ёмкость нагревают, контролируя температуру. При 92 0 C цепь должна замкнуться, о чём должен сообщить прибор. При снижении температуры до 87 0 C у исправного датчика произойдёт разрыв цепи.

Датчик температуры имеет несколько другой принцип работы, основанный на зависимости сопротивления от температуры среды, в которую помещён чувствительный элемент. Проверка датчика заключается в измерении сопротивления при изменяющейся температуре. У исправного датчика при разной температуре должно быть разное сопротивление:

  • 20 0 C — 3,5 кОм;
  • 40 0 C — 1,5 кОм;
  • 60 0 C — 0,67 кОм;
  • 90 0 C — 0,25 кОм.

Для проверки датчик температуры помещается в ёмкость с водой, которая постепенно нагревается, и мультиметром в режиме омметра измеряется его сопротивление.

Указатель температуры антифриза

Указатель температуры ОЖ установлен в нижней левой части приборного щитка. Он представляет собой цветную дугу, разделённую на три сектора: белый, зелёный и красный. Если двигатель холодный, стрелка находится в белом секторе. При прогреве двигателя до рабочей температуры и последующей работе в штатном режиме стрелка перемещается в зелёный сектор. Если же стрелка заходит на красный сектор, двигатель перегрет. Продолжать движение в этом случае крайне нежелательно.

Соединительные патрубки

Патрубки служат для соединения отдельных элементов системы охлаждения и представляют собой обычные резиновые шланги с армированными стенками. Для охлаждения двигателя используются четыре патрубка:

  • перепускной (соединяет термостат и ГБЦ);
  • подводной (соединяет радиатор и ГБЦ);
  • отводной (соединяет радиатор и термостат);
  • подводной (соединяет помпу и термостат).

Кроме этого, в систему охлаждения входят следующие соединительные шланги:

  • подвода и отвода хладагента от радиатора отопителя;
  • отвода жидкости от впускного трубопровода;
  • соединения горловины радиатора и расширительного бачка.

Патрубки и шланги крепятся при помощи хомутов (спиральных или червячных). Для их снятия или установки достаточно ослабить или затянуть отвёрткой или пассатижами механизм хомута.

Охлаждающая жидкость

В качестве ОЖ для ВАЗ 2107 производитель рекомендует использовать исключительно тосол. Для непосвящённого автолюбителя тосол и антифриз — это одно и то же. Антифризом обычно называют все без исключения охлаждающие жидкости, вне зависимости от того, где и когда они выпущены. Тосол же — это разновидность антифриза, выпускаемого в СССР. Название является аббревиатурой от «технология органического синтеза отдельной лаборатории». В состав всех без исключения охлаждающих жидкостей входит этиленгликоль и вода. Различия состоят лишь в типе и количестве добавляемых антикоррозийных, антикавитационных и антипенных присадок. Поэтому для ВАЗ 2107 название ОЖ не имеет большого значения.

Опасность представляют дешёвые некачественные охлаждающие жидкости или откровенные подделки, получившие в последнее время широкое распространение и часто встречающиеся в продаже. Результатом использования таких жидкостей может быть не только течь радиатора, но и выход из строя всего двигателя. Поэтому для охлаждения двигателя следует покупать ОЖ проверенных и хорошо зарекомендовавших себя производителей.

Возможности тюнинга системы охлаждения ВАЗ 2107

Повысить эффективность системы охлаждения ВАЗ 2107 можно различными способами. Кто-то устанавливает на радиатор вентилятор от «Калины» или «Приоры», кто-то пытается получше обогреть салон, дополнив систему электрической помпой от «Газели», а кто-то ставит силиконовые патрубки, полагая, что с ними двигатель будет быстрее прогреваться и остывать. Однако целесообразность такого тюнинга весьма сомнительна. Система охлаждения ВАЗ 2107 сама по себе довольно неплохо продумана. Если все её элементы исправны, двигатель никогда не перегреется летом, а зимой в салоне будет тепло и без включения вентилятора печки. Для этого необходимо лишь периодически уделять внимание обслуживанию системы, а именно:

  • заливать в двигатель только качественную ОЖ;
  • менять ОЖ через каждых 50 тыс. км пробега с полным сливом и промывкой системы;
  • следить за уровнем ОЖ и при необходимости доливать её;
  • при доливке ни в коем случае не смешивать тосол с антифризом;
  • при замене неисправных элементов использовать только качественные сертифицированные детали.

Таким образом, система охлаждения ВАЗ 2107 довольно надёжна и проста. Тем не менее и она нуждается в периодическом обслуживании, которое сможет выполнить даже неопытный автолюбитель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector