Шина пневматическая для легкового автомобиля

Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполняемую воздухом или азотом под давлением. Современная шина имеет довольно сложную конструкцию. Основным материалом для изготовления шины служит резина и специальная ткань — корд. Резина, использующаяся для производства шины, изготавливается из каучука (натурального и синтетического), к которому в процессе производства добавляются различные наполнители: сера, сажа, смолы и др. При изготовлении пневматических шин для первых автомобилей использовался только натуральный каучук, который получали из смолы деревьев — каучуконосов.

Синтетический каучук был впервые получен в нашей стране. Это изобретение принадлежит академику С. В. Лебедеву, который в 1931 — 1932 г. впервые в мире разработал технологию производства синтетического каучука. Для того чтобы эластичный каучук с наполнителями превратился в упругую резину, он должен пройти процесс вулканизации (соединение серы с каучуком, которое происходит при повышенной температуре). Шины вулканизируются в специальных пресс-формах, внутренняя поверхность которых соответствует наружной поверхности шины. Перед тем как шина попадает в пресс-форму, она собирается из составляющих ее элементов на специальных станках.

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, боковины и борта (рис. 1)

Каркас — резинокордная основа (силовая часть) покрышки; выполнен из одного или нескольких слоев обрезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).

Брекер состоит из одного и более слоев разреженного прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда. В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяются на шины с текстильным брекером (ТБ) и металлобрекерные (МБ), а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере — цельнометаллокордные (ЦМК).

Протектор — наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Он обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется рисунком протектора. В зависимости от рисунка протектора и условий эксплуатации шины подразделяются на:

  • Дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • Зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая дорожным шинам. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или уже ошипованы на заводе-изготовителе.
  • Всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • Универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • Повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои — боковины, прикрывающие боковые части каркаса.

Борт состоит из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивает крепление покрышки на ободе колеса. Изнутри он покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины, что позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса.

По способу герметизации шины делятся на камерные и бескамерные.

Камерные шины (TUBE TYPE) (рис. 2) состоят из покрышки и камеры с вмонтированным в нее вентилем.

Размер камеры всегда несколько меньше внутренней полости соответствующей ей по обозначению покрышки. Это позволяет избежать образования складок камеры в накачанном состоянии. Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий выходу его наружу.

Грузовые камерные шины, монтируемые на плоские разборные обода, оснащаются ободными лентами (флипперами). Ободные ленты располагаются между ободом и камерой и предназначены для защиты камеры от повреждений.

Бескамерная шина (TUBELESS) представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Внутренняя полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом колеса.

У бескамерных шин (рис. 3) внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем толщиной 2-3 мм, наложенным на внутренний слой каркаса, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль специальной конструкции вставляется в отверстие в ободе колеса. Бескамерные шины имеют немало преимуществ перед камерными, а потому постепенно завоевывают рынок, вытесняя прежнюю конструкцию. При проколе бескамерной шины небольшим предметом этот предмет растягивает воздухонепроницаемый внутренний слой резины бескамерной шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, в которой камера находится в растянутом состоянии, и, следовательно, любое ее повреждение вызывает увеличение образовавшегося отверстия. Поэтому бескамерные шины более безопасны. Ремонт небольших повреждений бескамерных шин можно производить без снятия шины с обода, герметизируя образовавшееся отверстие специальным материалом. Важным преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является меньшая масса и нагрев при движении. Последний обусловлен отсутствием трения камеры о шину и лучшим охлаждением. Так как износ шин в значительной степени зависит от рабочей температуры, бескамерные шины долговечнее. Не рекомендуется устанавливать в бескамерные шины камеры, поскольку при накачивании камеры между шиной и камерой могут образоваться воздушные подушки, которые будут мешать отводу тепла и приведут к местному перегреву шины. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути в случае сильных повреждений, а также необходимость в высокой чистоте и гладкости закраины обода для обеспечения герметичности.

Шинные заводы выпускают пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и радиальные (рис. 4).

Радиальная шина (шина типа R) имеет меридиональное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному. В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в брекере посередине беговой дорожки 45 — 60°. Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными шинами (повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обусловливает сокращение расхода топлива, пониженное теплообразование и др.). Однако диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагружений на дорогах низкого качества и в условиях бездорожья.

Время на чтение: 7 минут

Важным элементом колес любого автотранспортного средства считаются пневматические шины. Они стоят на автодиске и создают полноценный контакт с трассой. Когда авто едет, шина нейтрализует покачивания, а также вибрации от езды по впадинам, ямам, возвышениям и другим препятствиям. Так пневматика шины создает комфортабельность и безопасность. Производят сегодня различные типы покрышек, отличающиеся материалами, химическим составом, эксплуатационными качествами. Шины имеют различный протекторный узор, что обеспечивает максимум сцепки с разными покрытиями.

Читайте также:  Самоблок на ваз 2114

Пневматика покрышки — что это

Пневматические колеса: что это — интересно каждому автомобилисту. Пневматика является одним из главных комплектующих ходовой части транспорта. Во время применения пневматика колеса создает не только качественную сцепку с дорожным полотном, но и передачу тяги и тормоза, нейтрализацию проявлений при передвижении авто, маневренность и безопасность езды, динамику и плавность хода, проходимость в разных условиях на дороге. Кроме того, пневматика колеса сказывается на расходе горючего и образовании шума. Разделить шины можно по:

Пневматическая покрышка

  • области применения;
  • методике герметизации;
  • конструктивным особенностям;
  • профильному рисунку;
  • протекторному узору;
  • применению в климате;
  • весу, размеру.

По использованию автошины можно разделить на:

  • Колеса для легковушек (Госстандарт 4754), которые используются на легковых авто, легкогрузных грузовиках, мини-автобусном транспорте и прицепных конструкциях.
  • Пневматика для грузовиков (Госстандарт 5513), устанавливаемая на грузовые авто, прицепные конструкции к ним, автобусный и троллейбусный транспорт.
  • Автошины для грузовиков с давлением, которое регулируется (Госстандарт 13298), используемые на грузовиках с полным приводом, применяемых на почве и в условиях отсутствия асфальтированной дороги.

В комплектацию пневматики входят:

  • Для камерных изделий легковушек — шина, камера с вентилем, укомплектованным мини-колпаком или колпаком-ключом.
  • Для камерных изделий грузовиков — шина, камера с вентильным устройством и обод-лента.
  • Для бескамерных легковушек и грузовиков — шина и вентильный механизм, устроенный в ободе.

Радиальная покрышка

  • Шина — торооболочка изделия пневматики, полностью воспринимающая усилия, которые действуют при передвижении авто.
  • Камера — герметизированная торообразная мягкая оболочка, которая наполняется газом либо воздухом.
  • Вентильная часть камеры или покрышки бескамерной — оборотный воздухоклапан, требуемый для накачки, сдерживания, спуска воздуха и создания контроля давления внутри.
  • Обод-лента — кольцо из резины, устроенное между бортами изделия, камерой и колесным ободком. Ободок-лента используется в камерах грузовиков для защиты камер от «травм».

В первых нитки корда каркасной части пересекаются в касающихся слоях и обладают углом наклона волокон в центре беговой дорожки примерно 45-60°. Данное устройство кордовых нитей именуется диагональным.

Во вторых покрышках кордовые нитки во всех каркасных слоях в средине беговой дорожки обладают углом наклона около 0°, то есть кордовые волокна в соприкасающихся слоях идут в параллель друг другу или перекрещиваются под малым уклоном.

По климат-исполнению пневматика бывает:

  • Для умеренных климатических условий, используемые при температурном режиме не менее минус 45 °С.
  • Морозоустойчивые покрышки, необходимые для работы в районах с температурным режимом менее минус 45 °С.
  • Изделия для тропических климатических условий, создаваемые из материалов влагостойких и сдерживающих высокий температурный режим.

По типоразмеру пневматика разделяется на:

  • Габаритные — с профильной шириной 35 см (14″) и больше в независимости от диаметра посадки.
  • Средние по габаритам — с профильной шириной 20-35 см (7-13″) и диаметром посадки не меньше 45.7 см (18″).
  • Малогабаритные — с профильной шириной меньше 20 см (7″).

Пневматика для легковушек

  • Каркасная часть — основа изделия, которая состоит из одного или нескольких слоев, покрытых кордовой резиной, прикрепленных обычно на кольцах борта. Корд — это материя, которая состоит из плотных ниток основы и тончайших редких волокон, создаваемых на основе синтетики или натуральных материй, или тонких ниток из стали (металлический корд).
  • Брекер — элемент внутри шины, устроенный между каркасной и протекторной частью, включающий нескольких слоев резинового корда из металла или иного материала. Брекер нужен для защиты покрышки от перегрузок, которые возникают при передвижении авто по трассе.
  • Протекторный узор — часть колесного изделия, снаружи выполненная из резины, обычно рельефная, создающая сцепку с трассой и защищающая каркас от деформаций.
  • Боковина — покровной резиновый слой, устроенный на стенке сбоку шины, защищающий каркасную часть от деформации и «травм».
  • Борт изделия — жесткая комплектующая пневматики, создающая ее крепеж на колесном ободе.

На продукции сезона «лето» нет микроскопического узора. Однако здесь присутствуют ярко выраженные бороздки. Они требуются для того, чтобы в непогоду по ним отходила вода. Это позволяет получить максимум сцепки. Покрышки сезона «зима» различаются тонкими канавками на протекторном узоре. Данные канавки придают покрышке эластичности и обеспечивают сцепку даже на обледеневшей трассе. Фрикционные шины хорошо выдерживают летний зной и морозы. Однако эксплуатационные качества всесезонки весьма посредственны.

Для каких авто подходят пневматические колеса

Покрышки пневматика гасят колебания от препятствий на дороге, создают качественное касание колеса с трассой. За счет пневматики сокращаются проскальзывание в грязи и уменьшаются повреждения при передвижении. Резина создает проходимость в непростых ситуациях.

Пневматика — это востребованные автошины, они стоят на многих легковушках для бездорожья, автобусном транспорте. Используются они и на специализированном транспорте, в частности на погрузчиках.

Несмотря на то, что пневматика востребована среди специализированных видов техники, она используется далеко не всегда. Более оптимально ее применение в тех местах, где присутствуют неровные покрытия из камня. Но нужно хотя бы ограничить риск прокола шины: на территории организации не должно быть досок с гвоздями, битое стекло, торчащая из земли арматура и так далее.

ГОСТ 4754-97

Госстандарт распространен на пневматику для транспорта категорий M1, О1, О2 и покрышек с индексацией, несущей способности Госстандарта 4754-97. ГОСТу соответствуют покрышки для легковушек, прицепов к ним, легкогрузовых авто и автобусного транспорта малой вместимости. Технические условия 121 для транспорта категорий М2, N1 и N2 предусматривают применение пневматики Госстандарта 4754-97 на дорожном полотне разных категорий в любом климате при температурном режиме от -45 °С до +55 °С (изделия сезона «зима» — до +10 °С).

Для Минобороны покрышки увеличенной проходимости и универсальные, необходимые для применения в условиях отсутствия асфальта, на мягкой почве, а также на дорожном полотне разных категорий, во всех климатах, используются при температурном режиме от -60 °С до +55 °С.

Теперь стало понятно, что представляет собой пневматическая шина, как она сделана и каких видов может быть. Это подсказка для выбора продукции. От верного выбора зависит комфортабельность, маневренность и защита от аварий. Важный фактор при приобретении — мнения пользователей о покрышках. Они дадут возможность оценить шины правильно, ведь часто из-за рекламщиков на авторынок проникает некачественный продукт с плохими характеристиками.

Если имеются сомнения, правильно обратиться к менеджеру специализированного магазина или изучить инструкцию к своему автотранспортному средству.

Пневматические шины выполняют следующие функции:
— воспринимают и передают на поверхность дороги нагрузку от массы автомобиля;
— смягчают толчки и поглощают удары, воспринимаемые автомобилем от неровностей дороги;
— обеспечивают сцепление колес с поверхностью дороги.

Автомобильные шины классифицируются по применению и конструктивным признакам.

В зависимости от применения шины под разделяются на шины для легковых автомобилей — «легковые» и шины для грузовых автомобилей — «грузовые».

В зависимости от конструктивных особенностей шины делятся:
— по способу герметизации: на камерные и бескамерные;
— по конструкции каркасам на диагональные и радиальные;
— по постоянству внутреннего давления: на шины с постоянным давлением и шины с регулируемым давлением;
— по форме профиля: на шины обычного профиля, широкопрофильные, арочные, пневмокатки;
— по типу рисунка протектора: на шины с дорожным рисунком протектора, с рисунком повышенной проходимости, с универсальным рисунком и с карьерным рисунком,

Камерные и бескамерные шины

Камерная шина, кроме покрышки, имеет камеру с вентилем и ободную ленту (преимущественно у грузовых автомобилей).

Бескамерная шина по внешнему виду близка к камерной шине. Вместо камеры на внутреннюю поверхность покрышки нанесен герметизирующий слой резины с низкой газопроницаемостью толщиной 2,0—3,0 мм. На бортах шины имеется уплотняющий резиновый слой, обеспечивающий герметичность в местах прижатия бортов шины и обода колеса. Бескамерная шина монтируется на воздухонепроницаемый обод. Вентиль герметично закреплен на двух резиновых уплотняющих шайбах в соответствующем отверстии обода.

Читайте также:  Блок всм лада веста

Преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является повышение безопасности движения, так как внутренний герметизирующий резиновый слой в случае прокола шины не вызывает резкого падения давления воздуха в шине.

Шины типа Р и PC

В отличие от диагональных шин, которые имеют диагональное расположение нитей корда в каркасе, шины типа Р и PC (радиальные шины) имеют радиальное расположение нитей корда. Число слоев корда в каркасе у шин типа Р и PC несколько меньше, чем в каркасе диагональных шин.

Шины типа PC отличаются от шин типа Р наличием съемных протекторных колец. Протекторные кольца устанавливаются в гнезда каркаса. При заполнении шины воздухом ее наружный диаметр увеличивается и тем самым обеспечивается плотная посадка колец на каркас. Однако ввиду возможного соскакивания съемных колец протектора при движении на больших скоростях и при езде по плохой дороге с пониженным внутренним давлением воздуха в шине, применение шин типа PC ограничено.

По сравнению с диагональными. радиальные шины обладают большей грузоподъемностью и меньше нагреваются при движении автомобиля.

Шины для легковых и грузовых автомобилей

Шины для легковых автомобилей устанавливаются на легковые автомобили и легкие грузовые автомобили. Эти шины монтируются на глубокие ободы с диаметром 13, 14 и 15 дюймов (330, 355 и 380 мм).

Легковые шины не имеют ободной ленты, так как при монтаже шин на глубокий обод исключается возможность защемления камеры бортами покрышки.

Шины для грузовых автомобилей устанавливаются на грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и автоприцепы. Грузовые шины имеют внутренний диаметр от 15 дюймов (380 мм) и выше. Эти шины монтируются на разборные ободы, кроме грузовых бескамерных шин малых и средних размеров, которые монтируются на глубокие неразъемные ободы.

Шины, повышающие проходимость автомобилей

На грузовых автомобилях, работающих на дорогах с низким качеством покрытия и в условиях бездорожья, применяются шины, повышающие проходимость автомобилей. К этим шинам относятся:
— арочные шины, устанавливающиеся на задние автомобиля на специальные обода вместо двух колес с обычным шинами.

Пневмокатки применяют на автомобилях, эксплуатирующихся в особо тяжелых условиях. Высокая эластичность, низкое внутреннее давление воздуха обеспечивают малое удельное давление пневмокатка на грунт.

Размеры и маркировка шин проставляются на боковой поверхности шины.

Основными размерами, характеризующими шину, являются: ширина профиля В, посадочный диаметр d, высота Я, наружный , диаметр D. Размер шин обозначают в виде сочетания двух размеров End.

Размер диагональных шин для грузовых автомобилей приводят в миллиметрах. В скобках. указывают размер в дюймах, например 240—508 (8.25—20).

Радиальные шины, помимо цифрового обозначения, имеют индекс Р ®. Например, 240—508Р (8,25 R 20).

Размер диагональных шин для легковых автомобилей обозначают в дюймах, а в скобках приводят размер в миллиметрах, например 6,45—13 (165—330). Радиальные шины обозначаются следующим образом: 165R13 (165—13Р), где размер В дан в миллиметрах, а размер d — в дюймах.

Шины со съемными протекторными кольцами имеют буквенный индекс PC, например 260—508РС.

Размеры специальных типов шин обозначаются в миллиметрах. Размеры арочных шин обозначают двумя числами D и В, например 1140X700. Размеры пневмокатков обозначают сочетанием DxBxd,

например 1200 X1200X500. Размеры широкопрофильных шин обозначают сочетанием DXB—d, например 1200 X Х500Х—508.

Кроме обозначения размеров, в маркировке шин указывают норму слойности, пред-приятие-изготовитель, месяц и год выпуска, порядковый номер. На шинах с направленным рисунком протектора стрелкой указано направление ее вращения. На бескамерных шинах ставится надпись «Бескамерная». Например, обозначение Я1У78245137 указывает, что шина выпущена Ярославским шинным заводом в апреле 1978 г. по дсерийным номером покрышки 245137.

Нормы гарантийного пробега шин, выпускаемых в СССР , установлены государственными общесоюзными стандартами.

Шины радиальные с текстильным брекером для грузовых автомобилей. Для шин 6f 15—13(155—330) гарантийный пробег Для шин 5,20—13(130—330) гарантийный пробег Для шин 300—508(11,00—20) с нормой слойности 16, эксплуатируемых на автобусах Икарус-180, гарантийный пробег.

Эти нормы пробега могут быть снижены в следующих случаях:
— для автомобилей, постоянно используемых как тягачи, автомобилен, загружаемых из бункеров или экскаваторами, автомобилей, работающих на строительстве, на вывозке химикатов и нефтепродуктов, на 15%;
— для грузовых автомобилей, постоянно работающих на горных дорогах, на 10% (для автобусов — на 15%);
— для автомобилей, -эксплуатируемых в каменных, угольных, рудных карьерах и лесозаготовках, на 30%.

Монтаж и демонтаж шин следует проводить с применением специального оборудования, приспособлений и монтажного инструмента.

Перед тем как монтировать шины, необходимо проверить состояние ободов. Обод должен быть чистым и иметь правильную форму. Обода, имеющие ржавчину, зачищают и окрашивают. При монтаже камерных шин предварительно проверяют состояние внутренней поверхности покрышки и, убедившись в отсутствии застрявших металлических предметов, а также трещин и складок, припудривают ее тальком.

Монтаж шины на глубокий обод выполняют следующим образом.

Положив колесо вентильным отверстием вверх, кладут на него покрышку так, чтобы ее номер был наверху. Монтажными лопатками заправляют нижний борт покрышки, вводя его в углубленную среднюю часть обода. Введя вентиль камеры в вентильное отверстие, закладывают камеру в покрышку. Чтобы камера расправилась, ее слегка подкачивают (при этом вентиль не должен иметь перекосов). Затем заправляют верхний борт покрышки в обод, начиная со стороны, противоположной вентилю. По окончании монтажа покрышки на обод накачивают камеру до требуемого давления, затем выпускают воздух и вторично накачивают камеру. Это обеспечивает правильное положение камеры в покрышке.

В дорожных условиях при демонтаже шин часто трудно отделить борта покрышки от обода. В таких случаях на покрышку, с противоположной вентилю стороны, устанавливают домкрат и поднимают им автомобиль. При этом борт покрышки отделяется от обода. Для отделения другого борта колесо переворачивают и повторяют вышеуказанную операцию.

Снятие покрышки с помощью монтажных лопаток выполняется в такой последовательности. Выпускают из шины воздух, затем снимают один борт покрышки, выталкивают вентиль камеры из вентильного отверстия и вынимают камеру. После этого, сдвинув один борт в углубленную часть обода, снимают с него другой борт.

Монтаж бескамерных шин производится подобным образом. Однако накачивание бескамерной шины требует предварительного создания герметичности внутренней полости шины. Для этого борта шины должны быть насажены на полки обода. Для этого шину обжимают специальной стяжной лентой. Обжатую шину накачивают при вывернутом золотнике до двойной нормы внутреннего давления. Это обеспечивает правильную посадку бортов шины на полки обода.

Затем снимают стяжную ленту, ввертывают золотник и снижают давление до установленной нормы. Для облегчения монтажа бескамерных шин их борта, полки и закраины обода нужно протереть влажной тряпкой.

Работы по монтажу и демонтажу шин очень трудоемки и требуют затраты больших физических усилий. Для облегчения этих работ на автотранспортных предприятиях имеются специальные стенды.

Для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей рекомендуется использовать стенд модели Ш-501-М, а для монтажа и демонтажа шин грузовых автомобилей — стенд модели Ш-509 (стенды производства Р/О Росавтоспецоборудование),

Контроль давления воздуха в шинах

В шинах должно поддерживаться давление воздуха, рекомендованное предприятиями-изготовителями автомобилей в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин. Нельзя допускать отклонения от установленных норм давления более чем на 0,1 кгс/см2 для легковых автомобилей и более чем на 0,2 кгс/см2 для грузовых автомобилей и автобусов.

Замерять внутреннее давление воздуха следует в полностью остывших шинах ручным манометром, правильность показаний которого необходимо периодически сверять с контрольным манометром.

Замер и доведение до нормы внутреннего давления воздуха в шинах должны выполняться при каждом техническом обслуживании. автомобилей (ТО-1 и ТО-2). В период между проведением технического обслуживания внутреннее давление воздуха в шинах должно проверяться на контрольно-пропускном пункте согласно графику, составленному на автопредприятии. При-необходимости давление доводится до нормы.

Во избежание преждевременного износа шин в процессе эксплуатации автомобиля следует не допускать перегрузки шин, не загружать автомобиль сверх установленной предприятием-изготовителем грузоподъемности, равномерно распределять груз в кузове, не допускать движения автомобиля со спущенной шиной.

Читайте также:  Ваз 21102 ремонт своими руками

Неумелое или небрежное вождение автомобиля вызывает резкое сокращение срока службы шин.

В целях сохранения шин водитель при движении автомобиля обязан:
— избегать резкого трогания с места, движения с большой скоростью на поворотах, частого резкого торможения; объезжать предметы, могущие повредить шины>
— на неудовлетворительных участках дороги, на железнодорожных переездах снижать скорость движения;
— немедленно остановить автомобиль, если его повело в сторону; продолжать движение можно, только убедившись в том, что ни одна из шин не является спущенной;
— не допускать езды с открытыми бортами кузова; не подъезжать вплотную к краю тротуара,, так как при этом могут быть повреждены боковины покрышек;
— не допускать длительного буксования автомобиля при его застревании;
— пользоваться цепями противоскольжения только для преодоления труднопроходимых участков пути.

Водитель обязан эксплуатировать шины в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.

Перед тем как выехать в рейс, водитель должен:
— проверить техническое состояние шин;
— убедиться, что не произошло падения давления воздуха в шинах и при необходимости довести его до установленных пределов.

Во время остановок водитель должен осмотреть шины и удалить застрявшие между ними предметы.

При втором техническом обслуживании автомобиля (ТО-2) тщательно осматривают и при необходимости перестанавливают шины по схемам, приведенным на рис. 63. На автопредприятиях должен вестись учет перестановки шин.

Путевой ремонт шин

Камерные шины. При отсутствии запасной камеры поврежденная камера может быть отремонтирована двумя способами: горячей вулканизацией и холодным способом.

Ремонт камер методом горячей вулканизации производится в шиноремонтных цехах автотранспортных предприятий или в специальных шиноремонтных мастерских.

Путевой ремонт камер с мелкими повреждениями (проколы, по резы длиной до 15 мм) может быть выполнен с помощью электро вулканизатора. Поврежденное место тщательно зачищается метал лической щеткой, крупной наждачной бумагой и на него наклады вается заплата из сырой резины. Размер заплаты должен быть таким чтобы все ее края отстояли пт места повреждения не менее upm на 15 мм. К заплате прикладывается нагревательный элемент электровулканизатора и плотно прижимается к камере струбциной (рис.64). Чтобы сырая резина не пристала к поверхности нагревателя, на заплату сверху нужно наложить лист бумаги или целлофана. Время нагрева не менее 20 мин.

Ремонт камер холодным способом производится с применением резинового клея и заплат из вулканизированной резины. Такой ремонт можно применять лишь в исключительных случаях для того, чтобы доехать до гаража, поскольку приклеенные заплаты из-за нагрева шин со временем отстают.

Для проведения ремонта шин в пути в комплекте шоферского инструмента должна быть автоаптечка с необходимыми принадлежностями.

Поврежденные в пути покрышки можно отремонтировать холодным способом с использованием резиновых грибков, манжетов или пластырей.

При проколах грибки вводят в покрышку, используя приспособление со съемным наконечником. Предварительно место вокруг прокола зачищают металлической щеткой, смазывают резиновым клеем и просушивают.

Таким же образом обрабатывается поверхность ножки и нижняя поверхность шляпки грибка.

При обнаружении сквозных прорезов или разрывов покрышки ее можно отремонтировать путем установки манжет или наложении пластырей.

Бескамерные шины. Поврежденную бескамерную шину можно отремонтировать без демонтажа ее с обода. Если прокол не более 3 мм, то он устраняется введением в отверстие прокола пасты посредством шприна.

Если проколы более значительные, то ремонт производится с помощью установки полых рифленых пробок, которые вводят в отверстие прокола посредством специального стержня со ступенчатым концом.

Операцию по установке пробки выполняют следующим образом. Удаляют предмет, проколовший шину, прочищают отверстие рифленой частью ступенчатого стержня. Затем шприцем вводят в отверстие пасту и вставляют пробку, предварительно надетую на ступенчатый стержень.

Диаметр пробки должен быть в 1,5—2 раза больше диаметра прокола. После этого удаляют ступенчатый стержень и срезают выступающую часть рифлёной пробки на расстоянии 2—3 мм от поверхности шины.

Повышение сцепных качеств шин

Шины с зимним рисунком протектора. Для улучшения сцепления шин с поверхностью дороги, покрытой снегом, льдом или слоем грязи, применяются шины со специальным рисунком протектора, полу, чившие название шин с зимним рисунком протектора.

Шины с зимним рисунком протектора характеризуются шашечными элементами различной формы, которые разделены множеством канавок. Выступы рисунка протектора рассечены щелевидными канавками разнообразной формы. По краям беговой дорожки имеют-’ ся широкие выемки, которые очищают рисунок от снега или грязи.

Глубина рисунка у зимних шин несколько больше, а площадь выступов меньше, чем у шин с дорожным и универсальным рисунком протектора.

Рисунки протектора зимних шин для грузовых и легковых автомобилей сходны по внешнему виду, но шины для грузовых автомобилей имеют меньше щелевидных канавок и более крупные элементы.

Шины с зимним рисунком протектора должны эксплуатироваться только в зимний период и частично весной и осенью, так как на сухих твердых поверхностях дорог срок службы этих шин резко снижается.

Однако применение шин с зимним рисунком протектора ухудшает устойчивость автомобиля при езде по дороге, поверхность которой покрыта укатанным снегом или льдом.

Шины противоскольжения. Для повышения сцепных качеств шин при движении автомобиля по дороге, покрытой льдом или плотно укатанным снегом, применяются металлические шипы, которые получили название шипов противоскольжения. Шипы противоскольжения вставляют в протектор шин с зимнихм рисунком протектора.

Шип состоит из тонкого стержня и стальной оболочки с фланцем, который служит для удерживания шипа в отверстии протектора. Стержень шипа изготовлен из твердого карбидо-вольфрамового сплава, что уменьшает его износ. Он выступает над оболочкой на i,2—1,5 мм. Шипы противоскольжения выпускаются диаметром 8—15 мм длиной 10—30 мм. В зависимости от размера шин, глубины рисунка протектора и грузоподъемности шин, шииы соответствующей длины и диаметра вставляют в протектор с помощью специального приспособления.

Шипы противоскольжения применяются для шин как легковых, так и грузовых автомобилей.

Ошипованные шины должны устанавливаться на все колеса автомобиля.

При эксплуатации автомобиля на шинах с шипами противоскольжения нужно иметь в виду, что ошипованные шины не дают никаких преимуществ по сравнению с неошипованными при езде по дорогам, покрытым рыхлым снегом, и при движении по дорогам с твердым покрытием, не имеющим ледяной или снежной корки, шипы ухудшают сцепление шин с дорогош

Во избежание преждевременного выпадания шипов следует избегать резкого трогания и резкого торможения автомобиля.

Ошиповка шин производится с помощью пневматического пистолета. Предварительно дрелью со спиральным сверлом высверливают отвертя в выступах рисунка протектора. Диаметр отверстия должен быть вдвое меньше диаметра шипа. Благодаря этому обеспечивается плотная посадка ши-па

в протекторе. Головка пневматического пистолета расширяет отверстие в протекторе и в него вставляется под давлением шип. После выемки головки пистолета расширенное отверстие сужается и плотно облегает шип. Количество шипов противоскольжения не должно превышать 200 шт. на одну шину. Шипы размещают по краям беговой дорожки. Цепи противоскольжения. Для преодоления труднопроходимых участков пути пользуются цепями противоскольжения, которые предотвращают буксование колес. Цепи противоскольжения подразделяются на мелкозвенчатые и траковые.

Мелкозвенчатые цепи рекомендуется применять при движении по влажным грунтам, на размокших или мягких грунтовых дорогах.

При установке цепей противоскольжения необходимо достигнуть правильного их натяжения. Цепь будет натянута правильно, если после установки среднюю часть поперечной цепи можно рукой, перемещать на 10—20 мм по окружности щины.

Во избежание нарушения распределения нагрузок на колеса запрещается надевать цепи противоскольжения на одно из сдвоенных колес.

Траковые цепи противоскольжения применяют при движении по мягким грунтам. Траки соединяют между собой обычными цепями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector