Здесь описаны датчики и исполнительные механизмы применяемые в ЭСУД. Кратко описан принцип действия и методы проверки, без применения спец. и диагностического оборудования, если это возможно. Доступные каждому, кто имеет мультиметр или БК.
Система управления двигателем ВАЗ-2111
- 1 – реле зажигания;
- 2 – аккумуляторная батарея;
- 3 – выключатель зажигания;
- 4 – нейтрализатор;
- 5 – датчик концентрации кислорода;
- 6 – форсунка;
- 7 – топливная рампа;
- 8 – регулятор давления топлива;
- 9 – регулятор холостого хода;
- 10 – воздушный фильтр;
- 11 – колодка диагностики;
- 12 – датчик массового расхода воздуха;
- 13 – тахометр;
- 14 – датчик положения дроссельной заслонки;
- 15 – контрольная лампа «CHECK ENGINE»;
- 16 – дроссельный узел;
- 17 – блок управления иммобилайзером;
- 18 – модуль зажигания;
- 19 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
- 20 – контроллер;
- 21 – свеча зажигания;
- 22 – датчик детонации;
- 23 – топливный фильтр;
- 24 – реле включения вентилятора;
- 25 – электровентилятор системы охлаждения;
- 26 – реле включения электробензонасоса;
- 27 – топливный бак;
- 28 – электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива;
- 29 – сепаратор паров бензина;
- 30 – гравитационный клапан;
- 31 – предохранительный клапан;
- 32 – датчик скорости;
- 33 – датчик положения коленчатого вала;
- 34 – двухходовой клапан.
Расположение элементов системы управления двигателем
- 1 – датчик положения коленчатого вала (не виден);
- 2 – форсунка (не видна);
- 3 – регулятор холостого хода;
- 4 – датчик положения дроссельной заслонки;
- 5 – датчик кислорода (не виден);
- 6 – регулятор давления топлива в топливной рампе;
- 7 – датчик скорости (не виден);
- 8 – датчик массового расхода воздуха;
- 9 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
- 10 – модуль зажигания;
- 11 – датчик детонации.
На двигателе ВАЗ-2111 применена система распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр — отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1–4 и 2–3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ).
Часть двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе выпуска отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).
На другой части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.