Родственные узы в исламе

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о детях

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)

Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)

Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)

Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)

Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)

«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)

Хадисы о родителях

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)

Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)

Абу-д-Дарда’, да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда’) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)

Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

Читайте также:  Топ лучших шин на зиму без шипов

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Проповедь: Ислам учит укреплять и поддерживать родственные связи

Дорогие братья и сестры! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Религия Ислам на протяжении 14 столетий призывает укреплять отношения между родственниками, соседями и окружающими людьми. Прочитайте аяты Священного Корана и изречения пророка Мухаммада (алейхиссалям) и вы сами убедитесь в этом.

Основополагающие столпы религии, такие как пятикратные намазы, хадж призывают к единству и мирному сосуществованию. Всевышний доволен верующим только тогда, когда он выстаивает намазы, садится за трапезный стол и решает проблемы не в одиночку, а вместе с верующими и вместе со своей семьей. Существует два вида родства. Все мусульмане являются братьями и сестрами, родственниками по Исламу. Религия объединяет нас и наши сердца. Это своеобразное родство в обобщенном смысле. Также, все мы имеем родителей, братьев и сестер, детей и внуков, все они наши биологические (истинные) родственники.

Поддерживание родственных связей на арабском принято называть словами «сылят ар-Рахм». Известный ученый аль-Асфаханий писал: «Слово “ар-Рахм” обозначает материнское чрево, оттуда произрастает милосердие по отношению к родственникам, ибо все они появились на свет из одного чрева». Кстати слова «рахма» — милость и «рахм» — утроба, имеют один корень.

Хорошее отношение к близким — это и есть послушание Всевышнему. В одном аяте Господь говорит:

«Которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета» (Сура «Гром», аят 21).

В хадисе сообщается о том, что поддерживая родных, мы дарим им безвозмездную милостыню:

«Милостыня (садака) для бедного человека – это (одна) милостыня, а для родственника она двойная – сама милостыня и поддержание родственных связей» (ат-Тирмизи).

За любую милостыню ангелы записывают нам добрые дела.

Кто заботится о родных, обращается к ним добрыми словами, не отказывает в гостеприимстве, проводит с ними постоянные встречи, звонит и интересуется их делами, то значит, он поддерживает родственные связи и заслуживает от Всевышнего множество наград, перечислю несколько из них:

1.Благодеяние к родственникам свидетельствует о вере (имане):

Верующий человек никогда не отвернется от своих близких и их проблем, во-первых, это огромный грех, во-вторых, показатель степени веры. Посланник Аллаха (алейхиссалям) учил:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, поддерживает родственные связи, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» (Согласованный хадис).

Согласно хадису, благодаря трем вещам, в семьях и в обществе появляется понимание и гармоничная атмосфера, которые, в свою очередь, влияют на веру.

Иногда люди жалуются на родственников и говорят: «если они не общаются со мной, то почему я должен общаться?». Вы должны быть выше своих обид, простите их недостатки, пусть они не общаются, не берите с них плохой пример. В хадисе говорится:

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Согласованный хадис).

Ислам призван менять нравы людей в лучшую сторону. Бывает и так, что обращаясь в нашу религию, молодые парни и девушки становятся грубыми по отношению к родителям. Известны случаи, когда они оставляли семьи, забывали о родных. Поистине Ислам осуждает подобное поведение. Даже если твои родители язычники или иноверцы, это не дает тебе права плохо обходиться с ними, унижать и оскорблять их. Ты обязан оказывать им благодеяние.

2. Хорошее отношение к родным служит причиной долголетия, успеха в жизни и достатка

Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал:

«Пусть (человек), желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками» (Согласованный хадис).

Как показывает практика, в семьях, где нет уважения к родителям или где постоянно происходят конфликты, большой процент суицидов, алкоголизма и наркомании. Помимо благодеяния к родным, на долголетие человека и его успех в жизни влияют разные факторы; предопределение Аллаха, наше усердие, стремление к знаниям.

3. Укрепляя родственные связи мы приближаем себя к благоуханному Раю

Любая добродетель будет вознаграждена Создателем в обоих мирах. Самая большая и лучшая награда от Милосердного Аллаха — это вечный Рай. Пророк Мухаммад (алейхиссалям) указал нам кратчайший путь к вечной обители:

«О люди! Приветствуйте друг друга миром, поддерживайте родственные связи, угощайте едой окружающих, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете в Рай с миром!» (Согласованный хадис).

4. Поддерживая связь с родными, мы поддерживаем связь со Всевышним

В достоверном хадисе сказано:

«Кровное родство – оно прикреплено на Арше (Троне). Тот, кто соединит его, того Всевышний соединит, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Согласованный хадис).

Часто люди жалуются на отсутствие здоровья, средств к существованию и хорошей работы. Кто виноват в этом? Когда начинаешь спрашивать об их отношении к родным, то слышишь удивительные ответы: «нет времени, не общаюсь, не созваниваюсь, давно не виделись». Поменяйте свое отношение к родным и Господь ниспошлет вам все, о чем вы просите.

Отворачиваясь от родителей, родных, мы обрекаем себя на проклятие и гибель. Всевышний и Его Посланник (алейхиссалям) предостерегли Умму от «Катгу ар-Рахм», — разрывания родственных связей. В одном аяте говорится:

«Может быть, если вы станете руководить (или отвернетесь от веры; или откажетесь повиноваться), то распространите нечестие на земле и разорвете родственные связи. Таких Аллах проклял и лишил слуха и ослепил их взоры. Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Сура «Мухаммад», аяты 22-24).

Здесь нельзя не упомянуть дедушек и бабушек, оказавшихся на старости лет в домах для престарелых. У многих из них имеются взрослые дети, так почему они на старости лет оказались за стенами родных домов?

Праведный халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал:

Нет другого такого греха, из-за которого Аллах так ускоряет для человека, совершающего его, наказание в «дунье», наряду с тем, чтобы откладывается для него в «ахирате», – это распутство и прерывание родственных связей» (абу Дауд).

Как мы поняли из аятов и хадисов, общество будет жить в гармонии только в том случае, если каждый индивидуум будет отдавать должное близким и родным людям. Беды современного общества в лице преступности, ксенофобии и национализма отчасти связаны с проблемами в семье и негативным влиянием СМИ. Сегодня наше подрастающее поколение как никогда нуждается в правильном духовно-нравственном воспитании. С ранних лет, мы должны прививать нашим детям уважение по отношению к родителям и старшим, говорить им о важности поддержания родственных связей.

О Всевышний! Веди нас по прямому пути и даруй нам сильную веру!

Читайте также:  Тест зимних шин 2018 авторевю r16

Мунир-хазрат Беюсов

Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Тот, кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, тот же, кого Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня. Дорогие братья и сестры, эта небольшая статья содержит в себе различные аяты Корана и хадисы и высказывания исламских учёных, посвященные важности и обязательности поддержания родственных связей, а также служит разъяснению полезных результатов укрепления родственных уз и предупреждению тем, кто порывает их. Воистину, один из самых драгоценных способов приближения к Аллаху, одно из лучших видов поклонений, занимающие высшие ступени, самое баракатное и приносящее наибольшую пользу в дунье и ахире – это поддержание родственных связей (с̀ылятуль-арх̀ам). Родственники имеют между собой кровные связи, дарованные им Всевышним Аллахом, который навсегда связал их между собой. Родственники – ветви одного дерева, плоды одного сада. Их связь заложена в них с самого рождения, а разрывание этой связи и прекращение отношений с родственниками влечет за собой семейные беды, которые порой перерастают в беды всего общества. Если родственные отношения разрываются без причины, то подобное деяние находит осуждение не только в религии, но и в морали любого общества, даже если его представители не веруют в Творца. Если же разрыв отношений между родственниками основан на какой-либо причине, пусть даже и уважительной, то всегда существует возможность исправить положение и улучшить взаимоотношения между близкими людьми. Многие аяты подчёркивают важность родственных связей в исламе, побуждают делать добро родственникам и запрещают обижать их и причинять им зло. Всевышний Аллах сказал: فَآتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ وَالْمِسْكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ ذَلِكَ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يُرِيدُونَ وَجْهَ اللَّهِ وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ «Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и путнику. Это лучше для тех, кто стремится к Лику Аллаха. Именно они являются преуспевшими» (сура «ар-Рум», 38). В двух «Сахихах» приводится хадис Анаса бин Малика, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал: من سره أن يبسط له في رزقه، أو ينسأ له في أثره، فليصل رحمه “Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками» Кто является родственником? Шейху Абдульазизу ибн Базу (да одарит его Аллах своей милостью) задали вопрос: «Какие люди считаются родственниками (архам) и близкими? Шейх ответил: «Родственники – это те близкие, которые связаны кровным родством либо со стороны отца, либо со стороны матери. Именно о таких родственниках говорится в словах Аллаха (Велик Он и Славен): وَأُوْلُواْ الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَابِ اللّهِ «Однако родственники ближе друг к другу по установлению Аллаха» (Коран 8: 75). Самыми близкими из них являются отцы, матери, дедушки, бабушки, дети, внуки и правнуки. Затем другие по мере близости: братья и сестры и их дети, затем дяди и тёти по отцовской линии и их дети, затем дяди и тёти по материнской линии и их дети. Укрепление родственных связей является путём, ведущим в Рай. Абу Аюб аль-Ансари передаёт хадис, в котором повествуется, что некто пришел к Пророку (мир ему и

благословение) и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари). Ислам делает большой акцент на установление, поддержание и сохранение родственных (семейных) связей. Различные аяты Корана и хадисы учат мусульман быть добрыми, сострадательными, ласковыми и заботливыми по отношению к родителям и родственникам. Мусульманину приказано быть добрым даже по отношению к родственникам-немусульманам. Аналогично, он должен быть добрым по отношению к тем родственникам, которые относятся к нему грубо и неприятно. Поддержание родственных связей не должно быть основано только на взаимности, некоторые люди поддерживают связи с родственниками, если они тоже поддерживают их, и порывают отношения с ними, если они порывают. Такой человек даже если и поддерживает родственные отношения в некоторых случаях, то его в действительности нельзя назвать поддерживающим родственные узы. Этот человек просто отвечает взаимностью на добро, оказанное ему родственниками, и не более того. Такие взаимоотношения естественны не только с родственниками, но и со всеми другими людьми. Настоящее поддерживание родственных связей осуществляется ради Аллаха, вне зависимости от того, делают ли они то же самое в ответ или, напротив, разрывают родственные узы. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: لَيْسَ الْوَاصِلُ بِالْمُكَافِئِ وَلَكِنْ الْوَاصِلُ الَّذِي إِذَا قُطِعَتْ رَحِمُهُ وَصَلَهَا «Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Хадис передали аль-Бухари и Муслим). (Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, близким и посторонним соседям, находящимся рядом спутникам, странникам… Сура 4 «Женщины», аят 36). В последнем аяте человеческие отношения упорядочены по убыванию важности, и родственные связи стоят на третьем месте после поклонения Всевышнему и почтительного отношения к родителям. Для того, чтобы мусульманин всегда помнил о своих родственниках, Всевышний Аллах во многих Своих айатах повелел чаще вспоминать их, постоянно поддерживать и укреплять связи с ними, совершать для них благодеяние. Это Он считал очень важным, следующим после веры в Него и совершения благодеяния для родителей. Так, мы читаем: «Поклоняйтесь Аллаху и вместе с Ним никого не боготвотрите, совершая благодеяние родителям, близкому родственнику, сироте, нищему, соседу из родственного племени, иноплеменно¬му соседу, путнику». (4; 36) Сообщается со слов ибн Умара: «Кто испытывает страх перед своим Господом и поддерживает родственные отношения, у того про¬длевается жизнь, множится имущество и он более любим домо¬чадцами». Ибн Омар говорил что один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил его: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Есть ли у тебя мать?» Человек сказал: «Нет». Пророк спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (т.е. сестра матери)?» Человек сказал: «Да», – тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния». (Хадис передали ат-Тирмизи и аль-Хаким). Пророк упомянул родственные связи вместе с Единобожием — основой ислама и начал с них перечисление основных принципов и правил ислама, указав таким образом на их важность. Мы знаем множество хадисов, которые побуждают поддерживать родственные связи и угрожают порывающему их суровым наказанием. Абу Айюб аль-Ансари передаёт, что один человек пришёл к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха! Укажи мне на дело, которое приблизило бы меня к Раю и отдалило бы меня от Огня». Пророк ответил: «Ты должен поклоняться. Одному лишь Аллаху, никого не придавая Ему в сотоварищи, совершать молитву, выплачивать закят и поддерживать родственные связи» [Бухари; Муслим].

Укреплять родственные связи означает совершать добро в отношении родных, как словом, так и поступком ограждать от зла, навещать их. Разрывать родственные связи означает совершать по отношению к родным зло, ссориться, не разговаривать с ними из-за мирских проблем. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), обращаясь к верующим, сказал: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)». Мусульманину предписано укреплять родственные связи не только с богобоязненными и набожными родственниками с чистыми сердцами. Укрепление родственных связей это морально-нравственная обязанность, распространяющаяся даже на тех родственников, которые по каким-либо причинам оступились и совершают грехи. Ведь возможно, что вследствие посещения набожными людьми своих грешных родственников последние одумаются и встанут на путь исправления. Возможно под воздействием общения со своими благочестивыми родителями, братьями, дядями, племянниками они оставят совершение греховных поступков и всем сердцем устремятся к Всевышнему Аллаху. Даже если этого не произойдет, то отношения с грешными родственниками могут поспособствовать тому, что они не скатятся в пучину еще большего греха. Отношения с родней необходимо поддерживать в любом случае, даже если они не разделяют с нами наших вероубеждений. Однажды один из последователей Имама Садыка (Р) спросил его: «Некоторые из моих родственников не веруют в то, во что верую я, они имеют совсем иные мысли. Имеют ли они права по отношению ко мне?» Имам ответил ему: «Да, имеют. Ничто не может аннулировать их право на родственные отношения с тобой. Если же родственники разделяют с тобой твою веру, то они имеют к тебе два права – право родственника и право брата по вере». (Мизан аль-хикма) Даже если родственники станут причинять нам мучения и будут негативно относиться к нам, то и в этом случае мы не имеем права разрывать с ними родственные узы. Однажды некий человек подошел к Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его род) и обратился к нему: «О Посланник Аллаха! У меня есть родственники, с которыми я стараюсь поддерживать связи и родственные отношения, но они постоянно причиняют мне страдания. Поэтому я решил порвать с ними связь». Посланник Аллаха сказал ему в ответ: «Тогда Аллах порвет связь с тобой». Человек спросил: «Что же мне делать»? Посланник Аллаха сказал ему: «Одари того, кто лишил тебя чего-либо. Установи отношения с тем, кто порвал связи с тобой. Прости того, кто причинил тебе несправедливость. Если ты будешь поступать таким образом, то Аллах всегда будет поддерживать тебя».

Читайте также:  Выбить катализатор на гранте

РАЗРЫВ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В Исламе разрыв родственных связей считается одним из больших грехов. В наше время люди с лёгкостью совершают его, для мнимого благополучия своих жене и детей, пытаясь притеснять даже родителей и родных сестёр и братьев. Мне пришлось наблюдать очень много случаев, когда сын кричал на отца, применял нецензурную брань в отношение родных сестер, жены и детей. Я был свидетелем позорного жизненного эпизода, когда сына попутал шайтан и он поднял руку на родного отца. Вскоре последовала кара Аллаха.

Сына разбил паралич и покрытый коростой он скончался в тяжелейших мучениях.

Нет сомнений, что укрепление связей с родными является обязанностью, поскольку Всевышний в Коране говорит: «Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи» (сура «ан-Ниса», аят 1) Тот, кто разрывает родственные связи не войдёт в Рай. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал «Не войдёт в Рай разрывающий» (Бухари, №5984). Суфян ибн Уяйн говорит, что под словом «разрывающий» подразумевается разрывающий родственные связи («Фатху Бари»). Разрыв родственных уз – это такой большой грех, что женщина, уверовавшая в Аллаха и последний день, никогда на это, не пойдет. Она распахнула свою душу Аллаху, вкусила всю

сладость послушания Ему. Конечно же, она остерегается, чтобы не впасть в такой грех. За совершение его Аллах спешит наказать уже в этой, -дольней жизни, не дожидаясь Судного дня, как это : показано в благородном хадисе: «Несправедливость и разрыв родственных уз – вот два греха, за которые Аллах спешит наказать совершающего их уже в дольней жизни, предусматривая это и в потусторонней жизни». Эти два вида греха по своему негативному содержанию близки друг другу. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, поставил их рядом, подчеркнув тем самым тесную связь между ними. Что значит порвать родственные узы? Это значит совершить очень большую несправедливость. А что может быть большей несправедливостью, чем разрыв отношений с родственниками, чем порвать узы любви и дружбы? Всевышний говорит: «А те, кто нарушает завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют бесчестье на земле (неверием, грехами) – получат проклятие (после наделения милостью Аллаха) и Скверную обитель (ад)» (сура «Рад», аят 25). В другом хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм). У того, кто разрывает родственные связи, не принимаются благие деяния. От Абу Хурайры передаётся хадис: «Деяния человека предстают перед Аллахом в ночь на пятницу и не принимаются деяния того, кто разорвал родственные связи» (Ахмад). Ей хорошо известно, что милость Аллаха не достанется тому, кто разрывает родственные отношения. Ее лишается даже род, которому таковой принадлежит. Об этом сказано в хадисе, переданном аль-Бухари: «Милость не ниспосылается тем, среди которых есть разрывающий родственные отношения». В другом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, показывает родственников, жалующихся Аллаху на то, что на их долю вы¬пали такие беды как несправедливость и разрыв родственных уз: «Родственники жалуются Всемилосердному: «О Господь! Ко мне проявлена несправедливость». Или «О Господь! Со мной порвали узы родства». Всевышний им отвечает: «Разве не буде¬те довольны, если Я разорву связи родства тому, кто так посту¬пил, и сохраню связи твоего родства, которые ты поддерживаешь». Передаётся от Абу Мусы аль-Аш`ари (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ثلاثة لا يدخلون الجنة : مدمن الخمر و قاطع الرحم و مصدق بالسحر «Трое не зайдут в Рай: 1) алкоголик, 2) нарушающий узы родства и 3) верящий колдунам» (хадис передал Ахмад). В другом хадисе благородный посланник также показыва¬ет, какое большое значение в исламе придается родственным узам. Ведь в арабском языке слово «рахим», которое в переводе на русский язык означает «узы родства» является производным, сокращением от слова «рахман», означающего один из эпитетов, прекрасных имен Аллаха. Всевышний Сам сообщает об этом. Сам факт такого образования слова «родство» весьма показате¬лен, ибо свидетельствует о превознесении и уважении. Вот этот хадис(кутси), передающий высказанное Аллахом: «Я Всемилосердный. Я сотворил узы родства. А название им образовал, сократив Свой эпитет. Кто сохраняет узы родства, Я помогаю ему в этом. А кто порывает их, Я их разрываю». Эти слова Всевышнего убедительно подтверждают, что соблюдающий узы родства – человек счастливый, уважаемый и любимый. Ему оказывается милость и благоволение его Господа. Если же человек порывает родственные узы, то становится несчастным, злополучным, лишенным милости своего Господа, Его прощения и благоволения. Шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина (да одарит его Аллах своей милостью) спросили: «На собраниях нашей семьи произносятся сплетни, курят, играют на деньги,

смотрят сериалы, и я не могу порицать их из-за опасения, что они еще больше будут упрямиться и начнут ругать и говорить плохие слова о проповедниках и учёных, как они это обычно делают в некоторых своих собраниях. Оставить ли мне эти собрания и полностью покинуть их или поступить как-то иначе?» Шейх ответил: «Ты должен (ваджиб) полностью оставить эти собрания, если ты не в состоянии исправить те грехи, которые они совершают, потому что тот, кто сидит вместе с грешниками, когда они грешат, несет на себе такой же грех, как и они. Аллах (Свят Он и Велик) сказал: وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللّهِ يُكَفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلاَ تَقْعُدُواْ مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُواْ فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذاً مِّثْلُهُمْ «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (Коран 4: 140). Тебе не повредит, если после этого они объявят тебе бойкот или порвут с тобой родственные связи из-за того, что ты оставил собрания, в которых совершаются грехи. Если в такой ситуации они объявят тебе бойкот и порвут с тобой родственные отношения, то ты все равно поддерживай узы родства, доступными тебе способами. Тогда им достанется грех разрыва родственных уз, а тебе – награда за их поддержание» Уважаемые братья и сёстры, не разрывайте родственные связи. Старайтесь их укреплять! За это вы обретёте огромные блага на Том свете, а в этом мире – помощь и поддержку родных. Задумайтесь над каждым приведённым словом из Священного Писания и подумайте о том, как будете поступать в дальнейшем в отношениях с родными.

Человек, который не может свято хранить родственные связи со своими родными, как будет дружить с чужими людьми?

Человек, который не признаёт, не ценит, не уважает, не слушает даже родителей и не может найти общий язык за своим родными (отцом, матерью, братьями, сёстрами, тетями, дядями, дедушками, бабушками…) не достоин милости Аллаха.

Не вынуждайте родителей проклинать вас! Хайриддини Абдулло – Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты».

Похожие записи:

    Не найдено.

2 Комментариев to “Поддержание и сохранение родственных (семейных) связей в Исламе”

  1. Абдурахман Сказал(а):
    декабря 7, 2012 at 4:44

Ассаламу алейкум я внимательно Прочитал и мне так больно в душе аж плак хочу в душе все выворачивает потому что с моим отцом и со мной порвали отношение мои двоюродные братья из-за это мирской жизни мы пытали не коль раз найти отношение но они игнорировали нас ругали нас всякими гадскими языками и моего отца послали на три буквы не смотря на это мы их приглашали на свадьбу но они так же игнорировали Аллам наш свидетели в глубине души я постоянно думаю о них и думаю кто прав а кто не прав о дай Аллах милости

Эльвира Сказал(а):
июня 26, 2015 at 23:51

Ассаляму алейкум! Это очень больно разрыв семейных уз и мерзко ,когда жён ставят превыше родных мать , отца, сестер и братьев …Всех кто ради мнимого счастья отворачивается от своих близких вместо того, что бы научить терпению и благочестию своих жён призываю одуматься ибо говорится “Рай под ногами наших матерей” ,каждая слезинка матери зачтется! Дай нам всем Аллаh благоразумия, терпения и прощения наших грехов!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector