Ремонт системы охлаждения двигателя

В процессе длительной эксплуатации транспортного средства могут проявиться неисправности системы охлаждения, которые имеют большое влияние на нормальное функционирование автомобильного дизельного двигателя. Своевременный ремонт системы охлаждения избавит двигатель от перегрева и ряда других проблем, способных сократить срок его службы.

Неисправности и ремонт системы охлаждения дизельных двигателей

Наиболее распространенная неисправность системы охлаждения – подтекание охлаждающей жидкости из-за повреждений радиатора, шлангов, сальников и уплотнительных прокладок. Проблема решается после замены поврежденных и изношенных деталей на новые и затягивания хомутов крепления трубок и шлангов. При небольших повреждениях радиаторных трубок их можно попробовать запаять, но в большинстве случаев вопрос решается заменой радиатора.

Достаточно часто низкий уровень охлаждающей жидкости, неисправный термостат, ослабевший ремень привода вентилятора или засорение трубок радиатора вызывают перегрев двигателя. Для устранения перегрева необходимо долить до нормы охлаждающую жидкость, заменить термостат, подтянуть ремень вентилятора, промыть засорившийся радиатор.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда в теплое время года из-под капота автомобиля вырываются клубы пара и брызги тосола или видны потеки охлаждающей жидкости на внешней стороне расширительного бачка. А причина достаточно проста. В крышке бачка стоит редукционный клапан, при дефекте которого нарушается нормальная циркуляция охлаждающей жидкости. Неисправность устраняется после замены крышки бачка.

Нередко охлаждающая жидкость закипает и вызывает перегрев двигателя в результате выхода из строя датчика электропривода вентилятора. Устраняют проблему заменой датчика.

В автомобиле, пробежавшем более ста тысяч километров, причиной перегрева может служить неисправный центробежный насос, у которого повреждены лопасти или начинает клинить подшипник. Своевременная замена центробежного насоса избавит владельца авто от многих проблем. Основная трудность при проведении такого ремонта заключается в том, что для замены насоса часто приходится разобрать половину автомобиля.

И наконец, самая трудноразрешимая проблем – это капельки жидкости, попавшие в систему смазки из системы охлаждения, обнаруженные на масляном щупе или под крышкой маслозаливной горловины. Появление таких капель говорит о том, что имеет повреждение прокладка головки блока цилиндров или появились трещины в блоке цилиндров или ГБЦ. В этом случае ремонт системы охлаждения связан с демонтажем головки блока цилиндров или самого блока и потребует приличных временных и финансовых затрат. Данный вид работ можно отнести к капитальному ремонту двигателя.

Обычно большие проблемы начинаются с малого. Еженедельный осмотр системы охлаждения, своевременное выявление и устранение мелких неисправностей позволят избежать крупного ремонта в будущем.

Основные возможные дефекты деталей водяного насоса: сколы и трещины корпуса, срыв резьбы в отверстиях, износ посадочных мест под подшипники и упорную втулку; изгиб и износ посадочного места под крыльчатку на валике, под втулками, сальниками и шкивами вентиляторов; износ, трещины и коррозия поверхности лопаток крыльчатки; износы внутренней поверхности втулок и шпоночной канавки. Корпус насоса охлаждения изготавливают у ЗИЛ-130 из алюминиевого сплава АЛ4, корпус подшипников — из серого чугуна; у ЗМЗ-53 — из СЧ 18-36, у ЯМЗ КамАЗ — из СЧ 15-32. Основные дефекты корпуса подшипников водяного насоса двигателя ЗИЛ-130: износ торцевой поверхности под упорную шайбу; обломы торца гнезда и износ отверстия под задний подшипник; и износ отверстия под передний подшипник.

Трещины и обломы корпуса заваривают или заделывают синтетическими материалами. Сколы на фланце и трещины на корпусе устраняют сваркой. Деталь предварительно нагревают. Рекомендуется заварку производить ацетилено-кислородным нейтральным пламенем. Трещины можно заделывать эпоксидной смолой. Изношенные поверхности под подшипники при зазорах не более 0,25 мм следует восстанавливать герметиками "Унигерм-7" и "Унигерм-11". При зазоре более 0,25 мм для устранения дефекта требуется ставить тонкие (толщиной до 0,07 мм) стальные ленты.

Читайте также:  Колодки под предохранители автомобильные

Погнутый валик правят под прессом, а изношенный менее допустимого восстанавливают хромированием и последующим шлифованием до номинального размера. Изношенную шпоночную канавку на валу заваривают, а затем фрезеруют новую канавку под углом 90-180° к старой.

Крыльчатки можно изготавливать литьём из алюминиевого сплава или капрона. При этом ступица (втулка) должна быть стальной.

После восстановления корпус насоса охлаждения должен отвечать следующим техническим требованиям: торцевое биение поверхности корпуса подшипников под упорную шайбу крыльчатки относительно оси отверстий под подшипники не более 0,050 мм; биение торцевой поверхности бурта корпуса подшипников под корпус насоса относительно отверстий под подшипники не более 0,15 мм; шероховатость поверхности корпуса подшипников под упорную шайбу крыльчатки не более Rа=0,80 мкм, поверхностей отверстий под подшипники не более Rа=1,25 мкм.

Валики насосов охлаждения изготавливают у ЗИЛ и ЗМЗ из стали 45, HRC 50-60; у ЯМЗ — из стали 35, HB 241-286; у КамАЗ — из стали 45Х, HRC 24-30. Основные дефекты валика: износы поверхности под подшипники; износ шейки под крыльчатку; износ паза; повреждение резьбы.

Изношенные поверхности восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа с последующим хромированием или железнением с последующим шлифованием на бесцентрово-шлифовальном станке. На уплотнительной шайбе допускаются риски и износ на глубину не более 0,5 мм. При большем износе шайбу заменяют. При установке валика следует заложить 100 г смазки "Литол-24" в межподшипниковую полость. Уплотняющую шайбу и торец опорной втулки перед установкой следует покрыть тонким слоем герметика или смазкой, состоящей по массе из 60% дизельного масла и 40% графита.

Изношенную или повреждённую резьбу в отверстиях восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.

После сборки зазор между корпусом водяного насоса и лопастями крыльчатки должен быть 0,1…1,5 мм и валик легко вращаться. Техническое обслуживание и ремонт машин / Под общей редакцией И.Е. Ульмана. С иллюстрациями — М.: Агропромиздант, 1990 (Учебники и учебные пособия для техникумов) — С. 204-207

Водяные насосы обкатывают и испытывают на специальных стендах, например насосы двигателей ЯМЗ-240Б — на стенде ОР-8899, двигателей Д-50 и Д-240 — на КИ-1803, двигателя ЗМЗ-53 — на ОР-9822. Обкатку выполняют за 3 мин при температуре воды 85…90°С и испытывают по режиму.

Каждый отремонтированный насос проверяют на герметичность при давлении 0,12…0,15 МПа. Утечка воды через уплотнения и резьбу шпилек не допускается.

Возможные дефекты деталей вентиляторов следующие: износ посадочных мест в шкивах под наружные кольца подшипников качения, износ ручьев в шкивах под ремень, ослабление заклёпок на крестовине, изгиб крестовине и лопастей.

Изношенные посадочные места под подшипники восстанавливают железнением, хромированием. Изношенные ручьи шкивов (до 1мм) протачивают. Ослабленные заклёпки на крестовине лопастей подтягивают. Если отверстия под заклёпки изношены, их рассверливают и ставят заклёпки увеличенного диаметра. Передние кромки лопастей после переклёпки должны лежать в одной плоскости с отклонением не более 2 мм. Шаблоном проверяют форму лопастей вентиляторов и угол их наклона относительно плоскости вращения, который должен быть в пределах 30…35° (при необходимости правят).

Собранный со шкивом вентилятор статически балансируют. Для устранения дисбаланса сверлят углубления дисбаланса сверлят углубления в торце шкивов или утяжеляют лопасть с её выпуклой стороны приваркой или приклёпыванием пластинки.

Если в гидромуфте привода вентилятора подтекает масло через уплотнения, есть осевой зазор и заедание ведомого и ведущего валов при вращении лопастей крыльчатки и шкива от руки, необходим ремонт.

В деталях гидромуфты дефекты аналогичны дефектам деталей вентиляторов. Это обусловливает и подобные способы их устранения. Шариковые подшипники гидромуфты необходимо заменять при осевом и радиальном зазоре более 0,1 мм.

Читайте также:  Рабочая температура масла в дизельном двигателе

При сборке зазор между ведомым и ведущим колёсами гидромуфты должен быть 1,5…2 мм. Шкив привода гидромуфты при неподвижной ступице вентилятора и, наоборот, ступица при неподвижном шкиве должны вращаться свободно. Термосиловой датчик включателя гидромуфты регулируют постановкой регулировочных шайб на включение при температуре охлаждающей жидкости 90…95°С и на выключение при её температуре 75…80°С.

Радиаторы системы охлаждения изготавливают из: верхние и нижние бачки и трубки — латунь, охлаждающие пластины — медь, каркас и латунь; бачки масляных радиаторов — сталь.

Радиаторы могут иметь следующие основные дефекты: отложения накипи на внутренних стенках трубок и резервуаров, их повреждения и загрязнения наружных поверхностей трубок, сердцевины, охлаждающих пластин и пластин каркаса, течь трубок, пробоины, вмятины или трещины на бачках, нарушение герметичности в местах пайки. После снятия с автомобиля радиатор поступает на участок ремонта, где его моют снаружи и дефектуют внешним осмотром и проверкой на герметичность сжатым воздухом под давлением 0,15 МПа для масляных радиаторов в ванне с водой при температуре 30…50°С. При испытании, герметизируя резиновыми пробками, водяной радиатор заполняют водой и создают насосом избыточное давление: в течение 3…5 мин радиатор не должен давать утечек. При обнаружении подтеканий радиатор разбирают, помещают сердцевину в ванну с водой и, подавая воздух по шлангу от ручного насоса в каждую трубку, по пузырькам определяют место повреждения. Загрязнение и накипь удаляют в установках, обеспечивающих подогрев раствора до 60-80°С, его циркуляцию и последующую промывку радиатора водой. Отверстия закрывают резиновыми пробками, через одну из которых поступает по шлангу на наличие дефектов. Когда радиаторы ремонтируют без разборки (не снимая бочков), то испытание на герметичность осуществляют после удаления накипи.

Течь трубок устраняют пайкой. Повреждённые трубки, расположенные во внутренних рядах, запаивают (заглушают) с обоих концов. Допускается запаивать до 5% трубок, при большем их числе повреждённые трубки заменяют. Заменяют на новые заглушенные трубки и трубки, имеющие большие вмятины. Для этого через трубки продувают горячий воздух, нагретый до 500-600°С в змеевике, укреплённом на паяльной лампе. Когда припой расплавится, трубку извлекают специальными пассатижами с язычком с размерами и формой, соответствующей сечению отверстия трубки. Отпаивать трубки можно шомполом, нагретым до 700-800°С в горне, или пропускать по нему электрический ток от сварочного трансформатора. Старые трубки извлекают и вставляют новые или отремонтированные по направлению усиков охлаждающих пластин. Трубки припаивают к опорным пластинам припоем.

По другой технологии дефектную трубку развальцовывают на большой диаметр (используют шомпол квадратного сечения для круглых трубок или ножевидный с уширением на конце для плоских) и вставляют новую, припаивая её по концам к опорным пластинам.

Общее число вновь установленных или гильзованных трубок для дизелей не должно быть более 20% от общего их числа, а для карбюраторных двигателей — 25%.

При больших повреждениях после отпайки опорных пластин вырезают дефектную часть радиатора (используют ленточные пилы и вместо неё устанавливают такую же часть радиатора из другого выбракованного, припаивая все трубки к опорным пластинам.

Трещины в чугунных резервуарах устраняют сварочным способом. В резервуарах из латуни, трещины и разрывы устраняют пайкой.

Вмятины бачков устраняют рихтовкой, для чего бачок надевают на деревянную болванку и деревянным молотком выравнивают повреждения. Пробоины устраняют постановкой заплат из листовой латуни с последующей припайкой их. Трещины запаивают.

Повреждения пластин каркаса устраняют газовой сваркой. Помятые пластины радиатора выпрямляют при помощи гребёнки. Ремонт автомобилей. Учебник для автотрансп. техникумов / Под редакцией к. ю. н. С.И. Румянцева. — 2-е издание переработанное и дополненное с иллюстрациями и таблицами. М.: Транспорт, 1988-С. 40-41, 192-194

Читайте также:  Подходит ли двигатель от автомата на механику

Отремонтированный радиатор проверяют в ванне, предварительно накачав в него воздух.

Операции по ремонту масляных радиаторов аналогичны операциям по ремонту водяных. Смолистые отражения в них удаляют в препарате АМ-15. Пайку трубок к бачкам выполняют медно-цинковым припоем ПМЦ газовой сваркой. Испытывают масляные радиаторы под давлением 0,3 МПа.

При ремонте термостатов — удаляют накипь. Повреждение места пружинной коробки запаивают припоем ПОС-40. Пружинные коробки заполняют 15% -ным раствором этилового спирта.

При испытании термостата в ванне с водой начала открытия клапана должно быть 70°С, а полное открытие — при 85°С. Высота полного подъёма клапана 9-9,5 мм. Её регулируют, вращая клапан на резьбовом конце хвостовика пружинной коробки.

Работа двигателя сопровождается выделением раскаленных газов, что приводит к нагреву головки и поршневой системы устройства. Чтобы обеспечить длительную эффективную работу всех деталей двигателя внутреннего сгорания, автоиндустрия разработала систему охлаждения. Она поддерживает постоянную оптимальную температуру, которая позволяет агрегату работать, не перегреваясь. В случае выхода из строя охлаждающей системы температура охлаждающей жидкости достигает запредельных отметок, что приводит к перегреву мотора. Если продолжить использование автомобиля в таком режиме, произойдет выгорание масла, что неизбежно приведет к преждевременному износу сопряженных деталей двигателя, и он застопорится. Чтобы это не случилось, контролируйте на датчиках температурный режим – не более + 80-98 °C. Если есть превышение показаний, обращайтесь на станцию техобслуживания в Москве. СТО «Центр» проведет диагностику системы охлаждения и предложит оптимальные пути решения проблем.

Виды неисправностей охлаждающих систем их причины

Всего существует 2 самых распространенных вида неполадок двигателя:

  1. двигатель не нагревается до оптимальной температуры;
  2. Двигатель перегревается выше нормы.

С первым случаем все ясно – скорее всего, поломался или засорился термостат. А вот перегрев может быть спровоцирован множеством различных причин, среди которых:

  • загрязнение поверхности охлаждающих ребер (сот), вызывающее ослабление потока воздуха и сокращению теплоотдачи;
  • утечка охлаждающей жидкости из-за продырявленных секций радиатора, стыков, сальников помпы или патрубков;
  • слабое натяжение ремня вентилятора или поломка привода электровентилятора;
  • заклинивание термостата, в результате чего охлаждающая жидкость циркулирует лишь по малому кругу, не попадая в радиатор;
  • поломка помпы;
  • заклинивание клапана крышки радиатора;
  • появление накипи в моторе и радиаторе;

Чтобы установить эти причины, необходимо провести диагностику системы охлаждения.

Обратитесь в сервисный центр для диагностирования неисправностей и ремонта системы охлаждения двигателя. Московский автосервис «Центр» имеет в своем распоряжении сертифицированное оборудование и квалифицированные кадры, чтобы обеспечить своим клиентам диагностику и ремонт системы охлаждения двигателя в Москве.

Восстановление системы охлаждения

СТО «Центр» выполняет восстановление системы охлаждения, включающее следующие работы:

  • ТО мотора (промывка и замена ОЖ);
  • диагностика неполадок;
  • замена термостата;
  • замена ремня привода вентилятора;
  • устранение протечек радиатора и патрубков;
  • приведение вентилятора охлаждения в рабочее состояние;
  • ремонт или замена водяного насоса.

Замена масла МКПП в автосервисе «Центр»?

Если вы заметили хотя бы один из признаков перегрева мотора, автомобиль эксплуатировать нельзя, иначе все может закончиться дорогостоящим восстановлением мотора.

Для полного устранения всех дефектов, обращайтесь на СТО «Центр» в Москве, где наши специалисты проведут диагностику охлаждающей систем и устранят все неисправности. Мы налаживаем охлаждение ДВС легковых автомобилей всех марок. Наш адрес: Москва, автосервис «Центр», Алтуфьевское шоссе 31 "Б". Наш телефон: +7(495)023-82-61. Можно отправить заявку на ТО через интернет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector