Автомобиль УАЗ 469, выпущенный Ульяновским автозаводом, специализируется на перевозке людей и грузов. Вездеходность этой машины позволяет разъезжать по любым дорогам.
Общие характеристики
КПП — это коробка переключения передач автомобиля. УАЗ 469 обладает механической 4-ступенчатой КПП, снабженной синхронизаторами инерционного типа.
Они рассчитаны на включение передач без шума и грохота. Синхронизаторы помогают выравнивать скорость соединяющихся зубцов до ввода в зацепление.
Скорости вращения мотора и колес не совпадают, для совмещения их нужен синхронизатор. Кроме того, коробка передач позволяет машине передвигаться задним ходом.
Коробка передач КПП УАЗ 469 состоит из следующих деталей:
- первичный вал;
- передняя крышка;
- гайка особого назначения;
- вспомогательный крепеж;
- автопрокладка;
- шарикоподшипники;
- ведущий подшипник вторичного вала;
- картер;
- муфта подключения III и IV передач;
- зубчатое колесо III передачи;
- зубчатое колесо II передачи;
- муфта подключения I и II передач;
- зубчатое колесо I передачи;
- вторичный вал;
- крепежная шайба;
- распорное кольцо КПП;
- крепежный болт;
- шайба для крепления;
- промежуточный вал;
- ось зубчатого колеса заднего хода;
- зубчатое колесо заднего хода;
- пробка;
- блок зубчатых колес привода промежуточного вала и III передачи;
- крышка.
Если вас интересует схема КПП УАЗ, найти ее несложно на фото и рисунках, размещенных на различных сайтах в интернете.
В картер сцепления вкручиваются 4 шпильки, на которых крепится КПП. Привод промежуточного вала имеет шестерни, находящиеся в стабильном зацеплении. Шестерни 1-й передачи — с прямыми зубчиками, 2-й и 3-й — спиральными. Они установлены на ведущем валу, с поддержкой игольчатых подшипников. Ведущий вал имеет 2 опоры. Роль муфты при включении второй передачи исполняет шестеренка первой.
Включение передачи заднего хода и первой происходит за счет перемещения шестеренок. Подшипники коробки передач шариковые. Чтобы не было перемещения по оси, шестеренки закреплены задними подшипниками. Задний подшипник промежуточного вала объединен с самим валом с помощью болта.
Устройство для переключения имеет 3 вилки, прикрепленные к штокам стопорными винтами и располагающиеся в боковой крышке. Шарообразный стопор нейтрального расположения и включенных передач имеет шток. Замочные сухари, находящиеся между штоками, не разрешают подключить одновременно 2 передачи.
В опоре размещен рычаг, помогающий двигать вилки. Сам он поджимается пружиной к опорной сферической поверхности. Надетый на рычаг пыльник предотвращает попадание в устройство воды и грязи. Чтобы не произошло случайное включение задней передачи (водитель просто может перепутать) в данном устройстве находится предохранитель — плунжер, который снабжен пружиной возврата и шариком.
Смазочное приспособление коробки совмещается с раздаточной коробкой. Смазка из раздатки проходит в КПП УАЗ через двухрядный подшипник (радиально-упорный) и имеющееся сливное устройство, после чего возвращается через отверстие слива.
Механическая коробка передач — наиважнейший агрегат трансмиссии автомобиля УАЗ 469. У КПП УАЗ 469 ответственная и принципиальная задача — отслеживание переменчивости величины крутящегося момента мотора и осуществление передачи от двигателя к ведущим колесам машины. Механическая коробка передач УАЗ 469 имеет достаточно длительный срок службы. Это не означает, что КПП не нуждается в починке.
Правильное использование автомобиля дает возможность длительное время обходиться без ремонта, но при невыполнении условий эксплуатации узлы КПП УАЗ изнашиваются, что неминуемо ведет к ремонту.
Износ и ремонт КПП
В каких случаях эксплуатация машины влечет за собой износ частей коробки, в результате чего требуется ремонт?
- Пользование авто в запредельных режимах.
- Эксплуатация УАЗ 469 с неисправным сцеплением.
- Использование некачественных масел для ведущего моста.
- Проведение ТО коробки передач непрофессионалом.
Это главные предпосылки, которые могут стать причиной срочного ремонта УАЗ 469.