Раф 2203 тюнинг салона

Многие из тех, кто родились и выросли в Советском Союзе, наверное, помнят небольшие микроавтобусы, а может быть и минивэны – РАФ-977. У этой модели интересная история, сейчас их практически нет, а восстановленные экземпляры стоят в гаражах коллекционеров.

Малыш из Риги

К созданию этого микроавтобуса приступили в 1958 году в Риге. Первая машина вызвала множество упреков, да и название у нее было очень странное – «Фестиваль». Все потому что показали ее всей автомобильной общественности как раз в день проведения Фестиваля молодежи и студентов в Москве.

К сожалению, конструкция имела минусы и вызвала множество упреков.

На базе «Волги»

В это же время на заводах ГАЗ запустили производство ГАЗ-21. И вот, уже летом показали новый «Фестиваль». В отличие от своих прототипов, где кузов был не несущим, эта модель имела настоящую раму, которую конструкторы интегрировали в силовые элементы.

Запуск в серию

Инициатива по производству микроавтобуса получила поддержу и в Латвии. Было много сделано, и эти усилия не были тщетными. Завод начал развивать производство, были выделены финансовые ресурсы.

Перед серийным производством автобус еще раз доработали, сделали небольшой рестайлинг. Ну и вдобавок изменили название. Больше он не был «Фестивалем» – теперь это РАФ-977 "Латвия".

Экстерьер

В экстерьере были сходства с западногерманскими минивэнами от Borgward.

Внешний вид отличается особенной дружелюбностью. Выделялся дизайн симпатичной “мордочкой”. Передняя панель имела достаточно сложную форму с наклоненным назад лобовым стеклом. Для этого применялись новые технологии, но качество всех удивило. Оно было высоким. Эта панель практически не имела никаких дефектов. У проема стекла кузов было довольно жестким. Люди с опытом заметят, что на разных РАФ-977 различных модификаций разные передние панели. Это можно просто объяснить. В более ранней модели, там где узкие окна, часть этой самой панели сделана гладкой, а оптика вынесена немного вперед.

Оптика

Подфарники небольшие, а задние фонари сделаны из стекла, а не из пластика. Они очень похожи на те, что устанавливались на ЗИЛ-130 первых годов. На задней части устанавливался фонарь для освещения номерного знака. Каждая модель имела свой фонарь.

Вначале на микроавтобус РАФ-977 был установлен специальный фигурный свет от "Москвича-402". Однако позже после доработок заднюю часть украшал полукруглый оригинальный фонарь. Ручки и замки на дверях – от "Москвича 407-q", а позже, в начале 70-х годов, стали использовать ручки от 408-го. Затем эти детали переехали на РАФ-2203.

Внутри

Специалисты, инженеры, дизайнеры и конструкторы, которые работали над минивэном, максимально старались при небольших размерах автомобиля получить насколько можно более просторный салон.

Водитель и передний пассажир могли компактно разместиться с левой и правой стороны. Между ними находился двигатель.

Водительское место сильно отличалось от тех, что устанавливают в современных авто. Так, там напрочь отсутствовали любые регулировки. Подушка и спинка были очень тощими. Но в отличие от кресел на УАЗ-452 там был реализован нормальный, вполне рабочий механизм, который двигал сидение вперед и назад. Находиться за рулем автомобиля РАФ-977 было даже удобнее, чем в «Буханке» – рулевая колонка здесь короткая и расположена не так высоко.

Приборная панель

Вместо неудобных, некрасивых, примитивных круглых приборов грузового типа дизайнеры решил использовать более «легковую» панель от «Москвича». Эта комбинация также выпускалась в Риге. Справа не было ящика для перчаток, но вот под панелью была вполне широкая полка, куда можно было сложить небольшие вещи.

Комфорт управления

Педаль акселератора и тормоза оказались как бы «зажатыми» между капотом и системой рулевого управления. Здесь все не так просто – чтобы было комфортно, водитель должен иметь определенный размер своей обуви.

Все те, кто носят 43-45 размер, имеют трудности при работе с педалями. Так, уже с 43-м размером при отпускании акселератора зацепляет за тыльную часть педали тормоза. Это может быть очень и очень опасным. Но вот в кроссовках или туфлях 41 размера никаких проблем нет.

При выполнении левого поворота можно зацепиться за рукоятки открывания двери.

Также водитель может управлять положением жалюзи радиатора – для этого имеется специальный рычажок. Это решение показало себя как более надежное в отличие от тросового привода в «Москвичах» либо «Волгах».

Кресло пассажира

Сильно хорошо – это плохо. Наверное, этим и руководствовались конструкторы и специалисты по техническому дизайну, когда разрабатывали пассажирское кресло. Капот со стороны пассажира слишком выпирает, да еще и под прямым углом.

Пространство от капота до дверей меньше, чем со стороны водителя. Все, кто сидел в этом кресле, заявляли, что действительно очень тесно. Попасть в кабину тоже не так просто – рядом колесная арка. Одна из специализаций автомобиля РАФ-977 – скорая помощь. Наверное, женщинам было очень нелегко.

Естественная вентиляция

Двери зачем-то сделали слишком тонкими, причем настолько, что в них не удалось установить стеклоподъемники. Стекло сбоку не опускалось, а открыть можно было только форточку. Для проветривания салона в потолке было два люка. Чтобы открыть их, был предусмотрен удобный рычаг.

Боковые окна были раздвижными и обеспечивали вытяжную вентиляцию. Что касается отопителя салона, то он был расположен под сидением пассажира спереди. Шланги, с которыми печка соединялась с системой охлаждения, находились прямо под ногами. Многие об них спотыкались.

Пассажирский салон

А вот здесь достаточно много свободного места, да и пол идеально ровный. Сидения сделаны на открытом каркасе. Подушки кресел тонкие.

Между задними креслами и дверью багажника был неожиданно большой багажник. Сзади в этом мини-автобусе гораздо больше пространства, чем в большинстве других аналогичных моделей. Простор в салоне был очень важен для скорой помощи и самых разных лабораторий. РАФ-977-скорая был очень удобен в этом плане.

Технические характеристики

Кузов сделан в виде фургона либо микроавтобуса. Конструкция его несущая, а изготовлен он из стали. В качестве силового агрегата использовали двигатель ЗМЗ-21. Рабочий объем его составлял 2,4 л, мощность – 75 лошадиных сил. Коробка переключения передач имела всего три передних скорости и заднюю. Максимально возможная скорость составляла 115 км/ч.

Подвеска спереди независимая, сзади установили зависимую. Автомобиль имел задний привод. В качестве платформы использовали ГАЗ-21. Длина микроавтобуса составляла 4,9 м.

Эксплуатация: где и как

С 60-х по 70-е годы автомобиль использовали в самых разных предприятиях и организациях государственного сектора. Затем 977И, а позже ИМ стал поставляться на участки «скорой помощи». Чуть позже на базе этой модификации выпустили авто для транспортировки крови. Сейчас можно приобрести уменьшенную точную модель – РАФ-977 скорая помощь 1:43.

Читайте также:  Замена салонного фильтра ниссан кашкай 2016 видео

Кроме этого, данный микроавтобус широко применялся как маршрутное такси.

Экспорт

В конце 60-х годов этот минивэн успешно экспортировался в такие страны, как Болгария, Венгрия, Куба и даже Иран.

Для экспорта делали модификации «Люкс». Передняя часть была оснащена раздвижной крышей, в задней сделали открытый багажник. В салоне для отделки применялись более богатые материалы. Кроме этого, в машине была рация для экскурсионных гидов.

Наши дни

Но все это так и осталось в 70-х. А сегодня РАФов почти нет. Редко у кого из коллекционеров в гараже стоит микроавтобус РАФ-977. Тюнинг представляет собой поиск полностью оригинальных запчастей и всех прочих деталей. Также кузов окрашивается в оригинальные цвета хорошей краской. На первом фото представлен пример такого восстановленного автомобиля. Как видите, даже забытый временами автобус может приобрести весьма привлекательный внешний вид. Конечно, на каждый день эта машина не годится (ее функции сейчас выполняют "ГАЗели") – чаще всего "на показ".

Итак, мы выяснили, какие имеет микроавтобус РАФ-977 технические характеристики, интерьер и внешность.

Мчатся по улицам городов юркие ярко окрашенные машины-вагончики с шашечками на борту. Снуют челноком по точно выверенным маршрутам, трудятся без устали с утра до ночи. На капоте каждого надпись: «Латвия» и эмблема: РАФ (Рижская автомобильная фабрика).

Микроавтобусы в нынешних условиях, когда улицы становятся все более и более тесными, когда неторопливые троллейбусы и мощные сочлененные автобусы волей-неволей замедляют свою среднюю скорость, просто необходимые.

Не в этом ли заключается причина их популярности. А когда-то все начиналось с латвийских РАФов.

Была у РАФов и уйма других «профессий», о них позже, а пока отметим главную особенность этих машин, занимающих промежуточное положение в транспорте между рейсовыми автобусами и такси, – соответствие транспортной насыщенности сегодняшних дорог. И по скорости, которую надежно обеспечивал мощный «волговский» двигатель, и по маневренности (РАФ мог протиснуться в самые узкие улочки), и по экономичности: та же машина, что и привычное такси, а везет в три раза больше пассажиров.

Не сразу пришли конструкторы автомобилей к идее городского микроавтобуса, подобного РАФу. Потребность в нем стала особенно ощущаться в 1950-е годы, когда быстрый рост выпуска автомобилей поставил впервые в нашей стране в повестку дня вопрос о наиболее рациональном использовании все более заполненной транспортом проезжей части. В микроавтобусах нуждались и различные предприятия (имеется в виду полугрузовая модификация для перевозки мелких партий грузов), и даже спортивные организации. Одним из вариантов поиска был микроавтобус «Юность», созданный в те годы молодыми конструкторами ЗИЛа на базе машины класса «люкс» ЗИЛ-111. Однако массовым он не стал, да и не мог стать: слишком дороги были «исходные материалы».

Микроавтобус РАФ-2203 «Латвия» (санитарный вариант):

1 – боковое зеркало заднего вида; 2 – знак «скорой помощи»; 3 – место под домкрат; 4 – жалюзи; 5 – красная полоса – надпись белого цвета; 6 – диск колеса; 7 – кузов; 8 – задний бампер; 9 – задняя фара; 10 – аптечка и инструментальный шкаф; 11 – поручень; 12 – спинка сиденья; 13 – сиденье (серый цвет); 14 – декоративная решетка отопителя

Семейство автомашин от РАФ-10 до РАФ-977

Первая массовая модель микроавтобуса РАФ-977

Маршрутное такси «Латвия» около станции метро «Кировская» («Чистые пруды»)

Планировка автобуса (туристский вариант)

Нуждались в подобной малогабаритной, вместительной и комфортабельной машине и такси: зачем гонять в один конец, по одному установившемуся маршруту 10-11 легковушек, когда всех пассажиров сможет увезти одна! Москвичи помнят первые «маршрутки», появившиеся на улицах столицы. Это были комфортабельные семиместные ГАЗ-12 (ЗИМ»), следовавшие по строго определенным маршрутам с постоянным потоком пассажиров. Практика показала, однако, что для такси и эти машины неудобны, да и дороговаты.

И вот тогда-то в Риге на базе авторемонтных мастерских и родился первый РАФ, положивший начало новой ветви отечественного автостроения. Произошло это 60 лет назад.

Дебют РАФа состоялся в дни проведения Московского всемирного фестиваля молодежи и студентов. Простые, удобные, быстрые машины сразу покорили и водителей, и пассажиров.

И пошло! Скоро РАФы стали попросту вездесущими. Скромные, непритязательные с виду микроавтобусы возили почту и продукты, сопровождали самолеты на аэродромах и разведывательные партии в полевых изысканиях, с их появлением облегченно вздохнули работники «Скорой помощи», потому что в кузове РАФа можно было оборудовать все необходимое для экстренной помощи попавшему в беду человеку, ими воспользовались театры, радио, телевидение, – словно неутомимый Фигаро, РАФ поспевал всюду. И конечно же, он прочно занял свое место в такси. Практически сохранив комфортабельность и скорость легковой машины, микроавтобус оказался выгоднее ее по многим показателям.

Шло время, микроавтобус понемногу модернизировался. Горьковский автозавод перешел на выпуск новой модели, ГАЗ-24, и старина РАФ остался без «сердца» – двигателя.

Впрочем, это никого не смутило, потому что энтузиасты РАФа исподволь готовились к такой перспективе и у них давно созрела идея новой машины, вполне отвечающей и современным требованиям, и выпускаемой номенклатуре изделий.

Не секрет, что собирать новый микроавтобус на старых производственных площадях было уже невозможно, поскольку это сказывалось на его качестве. Да в этом и не было нужды: неподалеку от Риги, в Елгаве, уже высились корпуса нового завода с конвейерными линиями, с современной технологией, с высокоточными и производительными станками.

Отсюда с 1976 г. и пошли на магистрали страны новые РАФ-2203, родившиеся еще в старых рижских мастерских.

Кузов РАФ-2203 на конвейере автозавода в Елгаве

Органы управления:

1 – ножной переключатель света; 2 – переключатель указателей поворота; 3 – воздухоотводы обогрева стекол дверей; 4 – рукоятка насоса обмыва ветрового стекла; 5 – рулевое колесо; 6 – рукоятка жалюзи радиатора; 7 – рукоятка отопителя; 8 – рычаг переключения передач; 9 – рукоятка тормоза стоянки; 10 – ручка воздушной заслонки карбюратора; 11 – педаль акселератора; 12 – педаль рабочих тормозов; 13 – включатель зажигания и стартера; 14 – педаль сцепления

Расположение приборов:

1 – амперметр; 2 – индикатор указателя поворотов; 3 — индикатор включения тормоза стоянки; 4 – индикатор перегрева воды в радиаторе; 5 – индикатор дальнего света фар, счетчик пройденного пути и спидометр; 6 – индикатор аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 7 – индикатор аварийной сигнализации тормозов; 8 – индикатор рабочих тормозов; 9 – бензиномер; 10 – панель приборов; 11 – включатель стеклоочистителя; 12 – центральный переключатель света; 13 – указатель давления масла в системе смазки двигателя; 14 – включатель реле аварийной сигнализации; 15 – включатель противотуманных фар; 16 —переключатель света стоянки; 17 – включатель фонаря световой сигнализации; 18 – включатель преобразователя; 19 – указатель температуры воды; 20 – индикатор световой сигнализации; 21 – индикатор включателя преобразователя; 22 – ручка включения отопителя обогрева ветрового стекла; 23 – ручка включателя отопителя салона

Читайте также:  Какой двигатель можно поставить на ниву 2121

Первые сто машин вышли из заводских ворот в преддверии XXV съезда КПСС и, судя по многочисленным отзывам, приходящим на завод, их качество заслуживало всяческих похвал. Новый РАФ тоже выпускается в различных модификациях. Среди них едва ли не самая интересная с дальним прицелом создаваемая конструкция – электромобиль, предназначенный для сопровождения марафонцев: въезд на дистанцию автомобилям с обычным бензиновым двигателем строго запрещен.

Вот такое, коротко говоря, прошлое РАФа, машины, девизом которой конструкторы избрали два слова: «комфорт» и «скорость».

Что же такое последний РАФ с конструкторской точки зрения, чем он отличался от своего старшего брата?

О внешних формах говорить не будем: приведенные здесь фотографии позволяют судить о его очертаниях и о том, насколько улучшено остекление салона, обзорность из кабины водителя, отделенной от пассажирской стойками и поручнями. Не меньшие изменения произошли внутри: салон получился гораздо просторнее и комфортабельнее, в варианте такси прибавилось за счет этого еще два места. Гораздо более эффективно работает и вентиляция кабины – в старых машинах она в летнее время вызывала нарекания пассажиров. Удобнее стали кресла, красивее отделка.

Кузов микроавтобуса позволял размешать в нем не только пассажиров, но и криминалистические лаборатории

Автомобиль скорой помощи РАФ-2915

Дизайн РАФ-2203 не потерял привлекательности и сегодня

Более мощный двигатель в сочетании с мягкими подвесками (задний мост от ГАЗ-24 «Волга», передний – оригинальной конструкции) обеспечил и более высокую скорость и плавность хода. Попросту говоря, в машине теперь удобнее ездить, а срок службы микроавтобуса возрос чуть ли не в полтора раза.

И наконец, последнее, о чем следует сказать, – это эксплуатационная надежность новой машины, достигнутая благодаря продуманной компоновке силовых элементов кузова и высокой технологии сборки всей машины. Недаром микроавтобус «Латвия» был выдвинут на присвоение государственного Знака качества.

Ю. ГЕРБОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Встретив на дороге этот микроавтобус, в первый момент можно подумать, что это обычный РАФ-2203, восстановленный с элементами нехитрого тюнинга: кузов окрашен нарядным серебристым металликом, фары заимствованы у ВАЗ-2105, литые колесные диски, необычные объемные бамперы. Нередко хозяева старых микроавтобусов стараются улучшить внешность своих машин подобными доработками.

Но почему у этого РАФа стойка кузова между кабиной и пассажирским салоном заметно шире, чем положено? Эта особенность показывает, что микроавтобус, который мы встретили в городе Новомосковске Тульской области, не обычный РАФ-2203, а самоделка. Под кузовом, похожим на серийный, скрываются существенные отличия от базовой модели.

Владелец микроавтобуса Владимир Ханычев – не водитель, не механик, а инженер «неавтомобильного» профиля. Сложный ремонт транспортных средств он называет своим давним хобби. Когда-то он восстанавливал мопеды, мотоциклы, «401-й» и «407-й» «Москвичи», модернизировал трансмиссию «Нивы». За реконструкцию видавшего виды РАФа Ханычев взялся в 1995-м. К тому времени у Владимира Алексеевича был большой опыт ремонта автомобилей, особенно кузовного. «Самодельщику» или автореставратору необходимы не только знания и навыки. Без подходящего для работы помещения никак не обойтись. Ханычев располагал просторным гаражом, составленным из трех боксов ГСК.

В 1990-е годы различные фирмы в Латвии и России занимались тюнингом РАФов. Обычно доработанные автобусы получали высокую крышу, наподобие медицинских машин финской фирмы «Тамро». Получался более просторный, чем у серийной модели салон, в котором можно встать в полный рост. При этом страдал внешний дизайн. Автобус становился похожим на шкаф, его силуэт терял динамичность, заложенную латвийскими дизайнерами в РАФ-2203. У машины из Новомосковска осталась стандартная высота крыши, и облик сохранил стремительность.

Основные отличия новомосковского «рафика» от серийного прототипа скрываются «под брюхом». Вместо того чтобы восстанавливать основание кузова, Владимир Алексеевич самостоятельно изготовил новую оригинальную раму. Она сварена из отрезков швеллера №16, которые производил авторемонтный завод в Новомосковске. А главное – создатель автобуса решил изменить распределение массы по осям, избавиться от характерной для РАФа перегрузки передних колес. Для этого Ханычев пересмотрел взаимное расположение двигателя и передней подвески.

Чем отличаются шасси автомобилей ГАЗ-24 и РАФ-2203? Унифицированные агрегаты расположены по-разному. Двигатель микроавтобуса немного смещен вперед по сравнению с легковой машиной. Нижняя выступающая часть поддона картера у «Волги» находится позади балки передней подвески, а у РАФа тот же выступ поддона расположен впереди балки. Колесная база РАФа короче, чем у «Волги» (2620 против 2800 мм), зато благодаря перенесенному за передний мост двигателю карданный вал на микроавтобусе получился более длинный, и у него, в отличие от вала ГАЗ-24, есть промежуточная опора.

Ханычев на своем РАФе применил такую же компоновку шасси, как у ГАЗ-24. Мотор перемещен назад, выступ поддона оказался позади балки, а крепление двигателя к подвеске взято от серийной «Волги». Такое решение выгодно по двум причинам. Во-первых, частично снизилась нагрузка на передний мост, во-вторых, удалось отказаться от промежуточной опоры, которая у горьковских машин по традиции не очень надежна, и поставить серийный «24-й» карданный вал. Колесная база машины Ханычева составляет 2,8 м. Именно по этой причине увеличилась толщина стойки за передней дверью.

В зоне удлиненных стоек жесткость кузова обеспечивает невысокая полая перегородка. Небольшие решетки на стойках служат не для вытяжки из салона, а для вентиляции моторного отсека.

Перенос двигателя повлек за собой заметную перемену в кабине. У серийного РАФ-2203 кожух капота в передней части кабины «уходит» под середину приборной панели. У машины Ханычева капот находится в задней части кабины, между сиденьями, возле перегородки, как на УАЗ-452.

Двигатель работает на бензине и газе. Газовый баллон стоит продольно на левом лонжероне рамы, за передним мостом, а редуктор – в задней части моторного отсека. На полу салона с левой стороны над баллоном характерный выступ, а в левом борту сделан большой люк для заправки газа.

Под капотом стоит карбюратор серии ДААЗ «Вебер», применявшийся на «Жигулях» и «Москвичах» 1970-х годов. Силами хозяина он адаптирован к двигателю ЗМЗ-402. Радиатор от ГАЗ-52 находится за облицовкой, на большом расстоянии от двигателя, и вентилятор системы охлаждения, конечно же, электрический. Система выпуска отработавших газов состоит из самодельных глушителя и резонатора. Они поглощают шум намного эффективнее, чем серийные.

У РАФ-2203 рычаг переключения передач смещен назад, что не нравится большинству водителей. У новомосковской машины рычаг практически под рукой. Ханычев изготовил полностью оригинальный механизм переключения, работающий легко и по точности не уступающий серийному. Рычаг стояночного тормоза взят от старой модификации ГАЗ-24, он установлен под панелью приборов.

Читайте также:  Дтп в майкопе за последние сутки

Рулевой механизм оснащен современным «газовским» гидроусилителем. Насос удалось без проблем поставить слева от блока цилиндров, а бачок занял место под передним псевдокапотом. Уменьшенное усилие на руле позволило использовать маленькую «баранку» от Honda. Подрулевой переключатель с тремя рычажками взят от «Жигулей». В данном случае использован тот вариант, у которого три позиции включения света фар. На мой взгляд, он самый удобный из отечественных машин.

Переднюю и заднюю подвески хозяин машины позаимствовал от ГАЗ-3110. Передние тормоза дисковые. Задний мост с неразрезным картером, как у ЗИМа, «Чайки» и выпускавшихся в последние 10 лет автомобилей «Волга». Ходовая часть тоже доработана. На современной «Волге» конструкторы ГАЗа сделали «жигулевское» крепление колес болтами вместо традиционных шпилек. Только у «Жигулей» при замене ставить колесо на ступицу помогают два направляющих штифта. У ГАЗ-3110 их нет, и колесо приходится «ловить» болтом. Высверливать сломанный болт намного сложнее, чем заменить сломанную шпильку. Поэтому Ханычев применил вместо болтов традиционные шпильки. Колеса навешиваются как у старых «Волг» и РАФов, но посадочный размер дисков соответствует ГАЗ-3110.

Но самое интересное новшество в задней подвеске. Между балкой моста и кузовом Владимир Алексеевич поставил справа и слева пневматические подушки, извлеченные из подвески ЛиАЗ-677. Они изменяют жесткость подвески. Когда машина порожняя или с небольшим грузом, достаточно штатных рессор. Если надо перевезти что-то тяжелое, можно накачать воздух в подушки. Это намного лучше, чем ставить дополнительные листы рессор. В свое время Ханычев оснастил такими же баллонами подвески двух машин – УАЗ-452Д и еще одного РАФа.

Внешне микроавтобус Ханычева отличается от серийного РАФа необычными объемными бамперами. Думаете, изделия такой сложной формы изготовлены из пластика? Оказывается, они металлические! Средняя часть основного бруса переднего и заднего бамперов взята от серийного переднего бампера РАФ-2203 старого образца. К ней приварены изготовленные вручную оригинальные углы бампера, заходящие на боковины. Снизу к основному брусу приварена оригинальная юбка, набранная из небольших кусков тонкой листовой стали. Такую работу, причем на фирменном уровне, мог выполнить только человек, ювелирно владеющий мастерством жестянщика. Под задним бампером спрятан солидный поперечный усилитель, на котором закреплен фаркоп.

Самостоятельно и исключительно аккуратно Ханычев изготовил полукруглые наружные закаты арок передних и задних колес. Они сварены с подкрылками в колесных нишах. В результате с внутренней стороны арок не скапливается летящая из-под колес грязь.

В пределах колесной базы Владимир Алексеевич сохранил красивую серийную форму нижней части боковин. С тыльной стороны бортов, ниже рамы, у РАФа прилипает большое количество грязи, поэтому быстро развивается сквозная коррозия. Для защиты от грязи между рамой и нижним краем бортов создатель машины поставил съемные самодельные горизонтальные щитки. Левый вдобавок защищает газовый баллон.

Двери с оконными форточками – от старой модификации РАФ-2203. В отличие от дверей более позднего выпуска, на которых завод отказался от форточек, у данного варианта более надежный механизм опускания стекла. Форточка служит направляющей, и стекло никогда не перекашивается в проеме. По сравнению с серийной моделью у этого микроавтобуса немного «опущены» нижние края дверей кабины. Открывая дверь, видишь самодельные подножки-решетки, о которые можно сбить с подошв ботинок грязь и снег.

Владимир Алексеевич приспособил к кабине рижского автобуса панель приборов легкового BMW. По ширине она была меньше, чем надо, пришлось ее разрезать посередине и расширить за счет вставки.

Планировка салона с первого взгляда напоминает серийную, только вместо среднего сиденья слева стоит откидной столик из натуральных дубовых панелей. На самом деле в интерьере осталось мало общего с базовым микроавтобусом. Все сиденья самодельные. В основу каждого кресла положено объемное основание из стального листа. Под обивкой – мягкая подкладка подушек и спинок из мебельного поролона. Форму спинок передних сидений Ханычев подгонял по своей фигуре. Для водителя и переднего пассажира предназначены современные инерционные ремни безопасности.

Первый ряд в пассажирском салоне образуют два соединенных вместе кресла. Вынув из спрятанных под краями подушек самодельных петель стержни, можно переставлять эти кресла лицом или спиной к движению. Одиночное сиденье, стоящее у правого борта, поворачивается на 90°: пассажир может сидеть лицом или боком по ходу машины. У серийного РАФа за задним сиденьем есть багажный отсек. Ханычев заменил это сиденье складным диваном-кроватью. Если его разложить, спинка займет место задней багажной площадки. Слева посередине, как было сказано, расположен откидной стол. В рабочем положении его удерживает диагональная стальная растяжка, крепление которой выполнено так, чтобы при движении стол не гремел.

В салоне РАФа ничем не прикрыт окрашенный металл тыльной стороны стоек кузова. Владимир Алексеевич покрыл стойки обивкой из искусственной кожи. У серийного автобуса между боковой обивкой салона и бортом кузова есть небольшие полости. Хозяин этой машины оклеил ковровой обивкой тыльную сторону бортов, и за счет исчезнувших полостей салон получился на несколько сантиметров шире. Дополнительный уют создает красивая тканевая обивка потолка, тоже сшитая самостоятельно. Пол покрыт линолеумом, под которым скрывается шумоизоляционная подкладка.

Если повернуть правое сиденье боком, передний ряд – против хода и разложить стол, салон превращается в настоящий офис на колесах. А когда разложен задний диван, получается жилое помещение.

В салоне спрятано в общей сложности четыре отопителя, и никакой мороз обитателям этой машины не страшен. Под панелью приборов в кузов интегрирован вентиляционный короб солидного размера. Дополнительный воздухозаборник находится под днищем кабины справа. Под ногами водителя и переднего пассажира – трубы воздуховодов, в которых просверлены многочисленные отверстия. Зимой к ногам поступает теплый воздух, которого всегда не хватало в серийном РАФе. А другой воздуховод под задним диваном обогревает ноги пассажиров салона. Кстати, на переднем бампере не противотуманные фары, а решетки забора воздуха, за которыми под бампером скрываются вентиляторы «печек».

Аудиосистема с двумя парами динамиков, тонированные боковые окна, спектральная полоса вверху ветрового стекла соответствуют вкусам многих современных автомобилистов.

Объем переделок, выполненный Ханычевым, огромный. На перестройку РАФа ушло три года. Машина исправно работает с 1998 года, прекрасно выдержала несколько дальних поездок по стране. Сегодня существует немало серийных и тюнинговых автобусов, используемых как офис на колесах и кэмпер. Такая машина на основе РАФа, выполненная на фирменном уровне, – редкость. Автомобили 1970-х постепенно превращаются в «ретро», и со временем многие люди сумеют оценить, каким стильным получился «рафик» представительского класса. На мой взгляд, этот автомобиль – отличная альтернатива серийному «бизнес-купе» в кузове «Соболя».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector