Проверка степени разряженности акб

О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАПРЯЖЕНИЕ И ТОК

О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАПРЯЖЕНИЕ И ТОК

Как проверить — знают многие, как должно быть — известно не всем.

Василий СИНЬКЕВИЧ, Валерий КИРСАНОВ, СКБ «Камертон» (Минск)

В наши дни проверку-диагностику электрических систем автомобиля не только в солидном автосервисе, но и во многих малых мастерских все чаще ведут специальными приборами-автотестерами. Конструкция их (равно как и цена) зависит от количества и точности измеряемых параметров. Для автолюбителей же предназначены простейшие приборы, измеряющие напряжение, ток, электрическое сопротивление, а также частоту вращения коленчатого вала. Выполнить эти измерения способны почти все, кто за рулем, а вот о чем говорят полученные данные, знает далеко не каждый.

Рассмотрим диагностику агрегатов электроснабжения автомобиля — аккумулятора и генератора. Чтобы оценить состояние батареи, к ее выводам подключаем автотестер (можно использовать и обыкновенный тестер-автометр). Для всех автомобилей напряжение на аккумуляторе без нагрузки (то есть без работающих потребителей) должно быть в среднем 12,6 В. Если оно меньше, аккумулятор частично разряжен или неисправен, а потому будет вращать стартер медленнее. О степени разряженности можно судить по приведенной таблице.

На СТО емкость аккумулятора оценивают с помощью нагрузочной вилки. Это, проще говоря, набор сопротивлений (шунтов), подключаемых к батарее.

Измеряя напряжение вольтметром автотестера, можно в качестве нагрузки включить габаритные огни и дальний свет. Ток разряда при такой нагрузке (проверено неоднократно) будет 5–6 А. Если при этом напряжение не падает ниже 11,5 В, батарея в порядке.

Напряжение на клеммах аккумулятора при пуске двигателя стартером не должно падать ниже 9,5 В. В противном случае неисправен стартер (потребляет очень много энергии). При этом чем он старше, тем сильнее окислены все его контакты — щеток, реле и т.п. В некоторых случаях из-за этого пусковой ток может достигать огромной величины — 150–200 А.

Кстати, об измерении тока. Обычно для этого амперметр включают в разрыв цепи. В автомобиле разрывать цепи нежелательно, да и не все приборы смогут зафиксировать такие большие значения, как при пуске двигателя. В мотортестерах применяют специальные, не требующие разрыва цепи накладные датчики. В них используют эффект изменения напряженности магнитного поля при прохождении тока определенной величины. Таким измерениям не мешает и изоляция проводов.

Продолжаем проверку. Пустив двигатель, контролируем напряжение на выводах аккумулятора и ток заряда. В работу включаются еще два важнейших узла электрооборудования автомобиля — генератор и реле-регулятор напряжения. Через несколько секунд после пуска напряжение на выводах поднимается выше 12,6 В. Генератор начинает заряжать аккумулятор. Увеличиваем обороты двигателя до 2000 в минуту и контролируем напряжение заряда. Нормальное значение — от 13,8 до 14,5 В.

Работу генератора под нагрузкой можно оценить, включив фары. Напряжение должно быть выше 13,8 В. Если оно ниже (12,6–13 В), надо проверить натяжение ремня привода генератора. Причиной низкого напряжения могут быть и дефекты самого генератора. Но если он работает исправно, то искать причину следует в реле-регуляторе. В старых механических реле напряжение можно поднять регулировкой его нижнего уровня. В современных электронных регулировка невозможна, поэтому надо проверить надежность их контактов с цепью. Они в порядке — значит, неисправно реле.

Если напряжение, преодолев рубеж 14,5 В, продолжает расти, то регулируем электромеханическое реле или заменяем электронное.

Ток заряда после пуска двигателя обычно составляет 6–10 А и по мере работы двигателя и заряда аккумулятора падает при выключенных потребителях до нуля.

Оценим напряжение в других точках системы электрооборудования. Разница между напряжением, измеренным на аккумуляторной батарее, и напряжением между ее «минусом» и «батарейным» (сетевым) контактом на катушке зажигания подскажет о потерях в цепи, идущей от аккумулятора к катушке. Они должны быть минимальны — не выше 1 В. Если на автомобиле установлена катушка, не имеющая балластного резистора (дополнительного сопротивления как в «Москвиче» прежних моделей, ИЖе) или если резистор подключен со стороны батареи и разница больше 1 В, причину следует искать в надежности контактов проводов с приборами, в первую очередь — в замке зажигания. Такой, казалось бы, пустяк, а ведь из-за него во вторичной обмотке катушки зажигания выработается высокое напряжение меньше номинального значения. Это приведет к уменьшению энергии искры и, как следствие, к снижению мощностных характеристик двигателя.

У катушек с балластным резистором (на выводе после балластного резистора) напряжение должно быть в пределах 5–9 В. При плохих контактах в подводящих проводах или неисправностях резистора напряжение может быть меньше 5 В. Если же оно выше 9 В, то, возможно, произошло короткое замыкание балластного резистора.

Измерив напряжение между «минусом» аккумулятора и тем контактом катушки зажигания, который соединен с прерывателем, можем оценить степень чистоты контактов прерывателя в наших старых классических моделях автомобилей. В механических прерывателях на это следует обратить внимание, когда величина напряжения больше 0,3 В. Если контакты в порядке, надо проверить надежность соединения опорной платы внутри прерывателя с «массой». Возможной причиной повышения напряжения могут быть также ненадежное соединение прерывателя с «массой» или неисправность конденсатора.

Вот так, выполняя измерения всего в трех точках электрооборудования автомобиля, можно оценить работу источников тока.

ЗАВИСИМОСТЬ НАПРЯЖЕНИЯ НА ВЫВОДАХ БАТАРЕИ ОТ СТЕПЕНИ ЕЕ РАЗРЯЖЕННОСТИ

Напряжение аккумулятор- 12,6 12,0 11,6 11,3 10,5

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе?

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе, не всегда знают даже опытные водители. А ведь от качественной работы блока питания зависит не только запуск двигателя автомобиля, но и функционирование звуковой системы, подсветки, сигнализации, остальных потребителей напряжения. Вся бортовая сеть современных машин зависит от нормально заряженного аккумулятора. Но какие показатели считаются приемлемой нормой?

Нормативные требования заряда батареи

К важнейшим аспектам рабочего состояния автомобильного блока питания принадлежит напряжение. Проанализировав его показатели, рассчитывают количество заряда в аккумуляторе и, соответственно, его работоспособность.

Напряжение АКБ, состоящей из шести отдельных банок (наиболее распространенный вид блоков питания), в идеале находится в пределах 12,6–12,9В. Некоторые производители автомобильных источников питания заверяют, что их продукция может выдавать 13–13,2В, что также считается допустимым. На практике напряжение в легковых машинах составляет 12,2–12,5В, что свидетельствует о неполном заряде.

Еще меньшее значение указывает на то, батарея разряжена. Ее можно использовать без каких-то последствий при условии, что напряжение не опустится ниже 12 В. Если произведенные измерения покажут такую цифру, аккумулятор необходимо подзарядить, иначе его использование плохо отобразится на состоянии источника питания. При низких показателях зарядки увеличивается сульфатация пластин, что сопровождается уменьшением емкости батареи.

Но даже если измерительный прибор показывает такое малое напряжение, мотор автомобиля запускается. В рабочем состоянии батарея с помощью генератора при заведенном моторе вернет себе полный заряд.

Многих водителей интересует, сколько вольт должен показывать аккумулятор, чтобы его категорически запрещалось эксплуатировать. Минимальным значением является напряжение в 10,8 В. Все показатели, меньшие за эту цифру, свидетельствуют о глубоком разряде источника питания. Такое значение очень опасно для необслуживаемых аккумуляторов. Разрядившись полностью 2–3 раза, они быстро выходят из рабочего состояния.

Не стоит проводить измерения показателей напряжения блока питания сразу после отключения зарядного устройства, а подождать хотя бы час.

Еще одним аспектом, связанным с нормативными показателями вольтажа автомобильных источников питания, является его величина на выводах агрегата, не подключенного к машине. Данная величина известна как ЭДС и измеряется в тех же вольтах.

Просмотрите видео про проверку напряжения акб.

На практике ЭДС не что иное, как работа, затрачиваемая на передвижение плюсового заряда между выводами аккумулятора. ЭДС наблюдается на выводах даже тогда, когда ток не протекает по цепи. Если после полной зарядки блока питания на его выводах фигурирует показатель в 12,6В, то после установки батареи под капотом и последующего замера напряжения этот показатель падает до 12,4–12,5В. Зная, сколько должен показывать заряженный аккумулятор, нет причин для беспокойства.

Уровень заряда аккумулятора определяют и контролируют не только по показателям вольтажа, но и измерением плотности электролита. Во время подзарядки испарение воды приводит к увеличению показателей кислоты, от уровня которой увеличивается плотность электролита. На заряженном до 100% блоке питания ее показатели должны составлять 1,27–1,29 грамм на кубический сантиметр. Плотность измеряют специальным устройством – ареометром.

Процедура произведения замера выглядит так: прибор опускают в заливное отверстие блока питания, при помощи груши производят забор электролита в колбу таким образом, чтобы поплавок свободно двигался. Затем по шкале устройства снимают показатель плотности в соответствии с верхним уровнем электролита. Показатели напрямую зависят от температурных условий содержания и работы аккумулятора.

Неопытных автомобилистов часто интересует вопрос, сколько ампер должен показывать полностью заряженный аккумулятор. В амперах измеряют не вольтаж, а силу тока, из-за чего даже на 100% заряженный источник питания в состоянии покоя не покажет никаких ампер, поскольку между клеммами ток не протекает.

Причины снижения напряжения в АКБ

Напряжение на аккумуляторе уменьшается в тех случаях, когда:

  • батарея основательно исчерпала отведенный ей ресурс;
  • вышел из рабочего состояния автомобильный генератор, не позволяя источнику питания зарядиться во время движения;
  • происходит утечка тока;
  • после зарядки увеличены нагрузки на автомобильную электрическую цепь.
Читайте также:  Пол багажника гранта лифтбек

Большинство из этих причин можно легко исправить, после чего нормальное напряжение аккумулятора автомобиля будет даже в тех случаях, когда источник питания эксплуатируется не один год. Лишь когда срок службы блока питания закончился, то такому агрегату ничем нельзя помочь.

В некоторых случаях виновниками разрядки блока питания являются сами автомобилисты. Эксплуатируя машину поездками на близкое расстояние, они не дают возможности батарее восстановиться полностью. Неплотно закрыв двери и не захлопнув багажник, забыв выключить фары, они способствуют тому, что даже на стоянке батарея продолжает работать, уменьшая свой заряд. Включенные лампочки и другие приспособления, требующие расхода заряда, за несколько часов могут разрядить аккумулятор до ноля.

Перед тем, как производить дополнительную (плановую) зарядку батареи или задуматься над покупкой нового агрегата, необходимо произвести визуальный осмотр агрегата, измерить силу тока, плотность электролита и определить напряжение в нем. Важно учитывать показатели приборов при работе блока питания без нагрузки и с дополнительной нагрузкой, считаться с условиями хранения и эксплуатации.

Как и чем проверяют нужный уровень заряда?

Замерять напряжение на источнике питания, прибегая к помощи бортового компьютера машины, крайне нежелательно, поскольку он часто может показывать ошибочные данные. Разнобой показателей происходит потому, что вольтметр приспосабливают не напрямую к батарее, а это приводит к возможным потерям, показывая цифры намного меньше, чем непосредственно на блоке питания.

Напряжение автомобильного аккумулятора желательно измерять с использованием мультиметра или вольтметра, снаряженного нагрузочной вилкой.

Используя первый прибор, необходимо выставить его в режим для измерения вольтажа. Затем к выводам блока питания прикладывают щупы устройства (полярность особого значения не имеет) и замеряют показатель напряжения. Мультиметр стоит недорого и надежно служит в тех случаях, когда необходимо провести работы с установкой, обслуживанием и профилактикой автомобильного электрооборудования. В инструкции к использованию прибора указаны таблицы, позволяющие определить уровень зарядки.

Использование нагрузочной вилки (прибора с вольтметром, двумя контактами, ручкой и дополнительным сопротивлением) для того, чтобы определить напряжение на клеммах аккумулятора, поможет изучить реальное состояние блока питания. В данном случае измеряется вольтаж с сопротивлением в замкнутой цепи. Вилка создает имитацию нагрузки на батарею, сопоставимую с запуском мотора.

Проверка напряжения акб.

Перед использованием данного устройства необходимо убрать всю грязь с корпуса батареи, хорошенько протереть его и очистить клеммы (для этого можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу). Первым делом для такого теста блок питания необходимо зарядить до максимума, после чего клеммы вилки подключают к выводам батареи и подают нагрузку в промежутке 5 секунд. На последней секунде засекают показания вольтажа на шкале вольтметра. Если прибор покажет цифры ниже 9 вольт, то проверку АКБ больше производить нет необходимости – такой источник питания необходимо заменить.

Показатели напряжения аккумулятора под нагрузкой должны составлять 10–10,5В. После отсоединения прибора напряжение батареи немного увеличится.

Такая проверка демонстрирует работоспособность блока питания, поскольку нормальное напряжение могут выдержать практически все АКБ, а нагрузка указывает, какая из них «дохлая». Вилка создает нагрузки, в два раза превышающие показатели от номинальной емкости аккумулятора.

Если без дополнительной нагрузки источник питания демонстрирует показатели вольтажа полностью заряженного блока питания, а после присоединения нагрузочной вилки сильно «проседает», то это свидетельствует о какой-то неисправности в батарее (коротком замыкании, сульфатации и других факторах). Разобравшись с причиной, неисправность надо устранить или купить новый агрегат, чтобы старый аккумулятор однажды не подвел.

Зимние особенности показателей напряжения на блоках питания авто

Многие водители жалуются на то, что в холодную пору года в источнике питания при неработающем двигателе снижаются все его параметры, и машина не заводится. Предусмотрительные владельцы четырехколесных транспортных средств забирают батарею на ночь с улицы в теплое помещение.

Дело не в том, что на морозе происходит разрядка аккумулятора, а в том, что при минусовых температурах меняются показатели плотности электролита, отчего уменьшается уровень вольтажа. У полностью заряженного аккумулятора сбоев в работе не бывает даже в сильные морозы. У разряженной батареи состояние электролита зависит от температуры замерзания, что приводит к проблемам с запуском и нормальной работой двигателя.

Снижение температуры замедляет химические реакции в корпусе агрегата, с каждым градусом ниже ноля уходит примерно 1% максимального заряда, вследствие чего уменьшается и вольтаж.

Для тестирования аккумуляторов в минусовых условиях используют так называемый «холодный старт». Сначала измерения проводят при -18° С (такую температуру большинство блоков питания выдерживают без проблем), а затем при — 29° С. Нормальная работа блока питания зависит не от напряжения, а от энергии отдачи. То есть, чем ниже показатели сопротивления, тем легче току протекать внутри корпуса. В современных типах аккумуляторов показатели сопротивления снимают с помощью специальных примесей, которые добавляют в пластины, а также путем увеличения максимальной контактной площади электролита и пластин.

Максимально заряженной батарее не страшны любые морозы. Но зимой показатели того, какой должна быть зарядка авто, необходимо снимать хотя бы раз в 7–10 дней.

Зная, какое напряжение должно быть на аккумуляторе, необходимо помнить, что замеры напряжения желательно производить раз в месяц, чтобы предохранить батарею от нежеланных последствий. Проверить аккумулятор можно не только на СТО, но и в домашних условиях.

Интересные видео про норму зарядки акб


Проверка степени разряженности аккумуляторной батареи

Проверка состояния автомобильной аккумуляторной батареи – очень важная и необходимая процедура, ведь его разрядка может привести к нарушениям работы других устройств автомобиля. Если батарея разряжена в зимнее время больше чем на 25% или в летний период больше чем на 50%, то ее нужно уже обязательно зарядить.

Как проверить аккумулятор?

Предлагаю Вашему вниманию два основных способа проверки степени разряженности аккумуляторной батареи:

  • по напряжению;
  • по плотности электролита.

Первый способ – проверка разряженности по напряжению аккумуляторной батареи. Сам способ считается легким, но не достаточно точным.

Порядок выполнения проверки:

  1. сначала измеряем напряжение на каждой клемме без нагрузочного сопротивления;
  2. напряжение должно находится в пределах от 2,0 до 2,2 В;
  3. если оно в норме, то производим замер напряжения на каждой клемме с нагрузочным сопротивлением. Для этого прижимаем концы нагрузочной вилки к штырям самого аккумулятора на несколько секунд. Через 5 секунд измеряем напряжение;
  4. разница между двумя замерами должна быть не больше 0,1-0,2 В.

Следующая таблица поможет при определении степени разряженности батареи.

Второй способ – проверка разряженности батареи по плотности электролита. Считаемся более сложным способом. Для проверки понадобится ареометр.

Порядок выполнения проверки:

сначала нужно измерить температуру самого электролита. Нормой считается результат в пределах от 20 до 30° С, но если он отличается, то необходимо при дальнейших измерениях учесть температурные поправки (указанные в таблице) и добавить их к будущим показаниям ареометра;

  • проверьте плотность электролита.
  • После чего с помощью полученного результата и ниже представленной таблицы определите степень разряженности аккумуляторной батареи.
  • Внимание! Во избежание получения неправильных результатов не рекомендуется измерять плотность электролита:

    1. если сам электролит слишком холодный или слишком горячий, оптимальная температура для произведения измерений — от 15 до 27°С;
    2. если его уровень в аккумуляторе меньше необходимой нормы;
    3. после включения стартера. Рекомендуется подождать некоторое время для того, чтобы плотность электролита стала равномерной в батарее;
    4. после добавления дистиллированной воды в аккумулятор. Необходимо подождать некоторое время для того, чтобы электролит перемешался с водой;
    5. во время «кипящего» электролита. Необходимо набрать в ареометр электролит и подождать пока пузырьки не выйдут на поверхность.

    В представленной таблице для более точного проверки степени разряженности совмещены данные о плотности электролита и напряжении аккумулятора без нагруза.

    ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ!

    Лабораторная работа № 6.

    Источники электрической энергии машин.

    1. Цель работы: Рассмотреть устройство и особенности конструкции стартерной аккумуляторной батареи 6СТ55;

    Рассмотреть основные неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения;

    Рассмотреть устройство и особенности конструкции генераторов современных автомобилей:

    Рассмотреть основные неисправности генераторов и способы их устранения.

    2. Приборы и оборудование: Аккумуляторные батареи; генераторы переменного тока.

    3.Краткая теория:

    Устройство аккумуляторной батареи.

    Рисунок: разрез аккумуляторной батареи

    1 – корпус; 2 – крышка; 3 – положительный вывод; 4 – межэлементное соединение;

    5 – отрицательный вывод ; 6 – пробка; 7 – индикатор для проверки уровня электролита;

    8 – сепаратор; 9 – положительная пластина; 10 – отрицательная пластина.

    Корпус батареи имеет шесть секций, в которых размещены шесть последовательно соединенных элементов, напряжением по 2 В. Каждый элемент состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных тонкими и пористыми пластмассовыми пластинами (сепараторами). Малая толщина и большая пористость сепараторов обеспечивает низкое внутренне сопротивление батареи и, тем самым, позволяют получить низкое внутреннее сопротивление батареи и, тем самым, позволяют получить большую силу разрядного тока при низких температурах. В элементы залит электролит, которым служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Электролит заливается до уровня, на 10-15 мм выше верхнего края сепараторов, или предохранительного щитка. Пластины элементов представляют собой решетки, отлитые из сплава свинца и сурьмы. Ячейки решеток заполнены пористой активной массой. У заряженной батареи активная масса положительных пластин состоит из перекиси свинца (коричневого цвета), а отрицательных – из губчатого свинца (серого цвета). При разряде батареи активная масса положительных и отрицательных пластин превращается в мелкокристаллический сернокислый свинец (белого цвета).

    Читайте также:  Шины зимние шипованные отзывы рейтинг

    Техническая характеристика аккумуляторной батареи 6СТ55А

    Тип батареи 6СТ55А

    Номинальное напряжение, В 12

    Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда,

    и температуре электролита 25° С в начале разряда, А´ч 55

    Разрядная сила тока при 20-часовом режиме разряда, А 2,75

    Разрядная сила тока при стартерном режиме и температуре

    электролита -18° С, А 255

    Напряжение после 30с разряда при стартерном режиме, В ³8,4

    Время разряда при стартерном режиме до напряжения 6 В, мин ³3

    Сила тока заряда, А 5,5

    Объем заливаемого электролита, л 3,8

    Габаритные размеры, мм:

    с электролитом 21

    без электролита 17

    Маркировка: 6 СТ 55

    Стартерная автомобильная батарея, с шестью последовательно соединенными аккумуляторами, двенадцативольтовая, номинальной емкостью 55 А*ч.

    Первая цифра указывает число аккумуляторов в батарее; буквы СТ – тип батареи (стартерная), следующие за этими буквами число – номинальную емкость батареи (55 А*ч)

    Последующие буквы – материал моноблока, сепараторов. После всех указанных цифр и букв наносится номер ГОСТа, по которому изготовлена батарея.

    Электролит изготовляют из смеси аккумуляторной серной кислоты с дистиллированной водой. Электролит готовят в фаянсовой, керамической, или эбонитовой посуде. В стеклянной посуде электролит готовить нельзя, так как стекло может лопнуть от высоких температур. Кислоту тонкой струей вливают в воду, непрерывно помешивая раствор стеклянной, или эбонитовой палочкой. Воду в кислоту вливать нельзя, для предотвращения разбрызгивания.

    Плотность электролита контролируется ареометром, и при изменении окружающей температуры меняется, поэтому, в зависимости от температуры электролита, при измерении следует учитывать поправки.

    В зависимости от климатической зоны, в аккумуляторную батарею заливается электролит плотностью:

    Климатический район °С Время года Полностью заряженная батарея Батарея разряжена
    на 25 % на 50 %
    Очень холодный (от –50 до -30) Зима 1,30 1,26 1,22
    Лето 1,28 1,24 1,20
    Холодный (от –30 до -15) Круглый год 1,28 1,24 1,20
    Умеренный (от –15 до -8) Круглый год 1,27 1,24 1,20
    Теплый влажный (от 0 до +4) Круглый год 1,23 1,19 1,15
    Жаркий сухой (-15 до +4) Круглый год 1,23 1,19 1,15

    Проверка степени разряженности аккумуляторной батареи

    Проверка должна производиться измерением плотности электролита, а так же замером напряжения на выводных клеммах аккумуляторной батарей. У полностью заряженной батареи, напряжение должно быть не ниже 12 В, и плотность соответствовать норме.

    Таблица определения степени разряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита.

    Состояния аккумуляторной батареи Плотность электролита, приведенная к +15°С (288°К), и температура его замерзания
    Полностью заряжена Температура замерзания эл-та: °С °К 1,31 -77 1,29 -74 1,28 -68 1,27 -58 1,25 -50 1,24 -42
    Разряжена на 25 % Температура замерзания эл-та: °С °К 1,27 -58 1,25 -50 1,24 -42 1,23 -40 1,21 -28 1,20 -25
    Разряжена на 50 % Температура замерзания эл-та: °С °К 1,23 -40 1,21 -28 1,20 -25 1,19 -22 1,17 -18 1,16 -16

    Работоспособность аккумуляторной батареи определят проверкой ее под нагрузкой. Кислотные аккумуляторные батареи имеют свойство снижать напряжение под большой нагрузкой. Чем более разряжена батарея, тем интенсивнее падает в ней напряжение при нагрузке. Для проверки для проверки степени разряженности аккумуляторной батареи, под нагрузкой, используют специальные приборы. Проверка осуществляется так: переключателем нагрузки включают нагрузочное сопротивление, соответствующее емкости проверяемой батареи. После выдерживания под нагрузкой около 5 секунд, фиксируют показания вольтметра. По показаниям определяют степень разряженности аккумуляторной батареи.

    Для практических целей, ЭДС может быть определена по эмпирической формуле, дающей хорошее приближение:

    Омическое сопротивление батареи является суммой сопротивления электролита, сепараторов, активной массы, решеток и соединительных элементов. Под сопротивлением электролита подразумевается сопротивление той его части, которая находится между электродами. Таким образом, можно записать, что общее омическое сопротивление батареи при разряде равно:


    Заряд аккумуляторной батареи.

    Заряд аккумуляторных батарей можно производить от любого источника постоянного тока, при условии, что его напряжение больше чем напряжение заряжаемой батареи. Для заряда положительный полюс источника тока должен быть соединен с положительной полюсом заряжаемой батареи, а отрицательный – с отрицательным.

    Для любого момента заряда величина тока может быть найдена по формуле:

    R – общее сопротивление заряжаемой цепи, Ом. Uист. – напряжение источника тока, Uб – напряжение батареи в данный момент заряда.

    Из этой формулы следует, что при равенстве напряжения зарядного устройства и батареи, зарядный ток равен нулю. Если напряжение батареи меньше напряжения зарядного устройства, зарядный ток больше нуля. Если напряжение батареи больше напряжения зарядного устройства, ток меняет первоначальное направление и батарея будет разряжаться.

    Различают два типа заряда: при постоянном токе и при постоянном напряжении.

    Заряд при постоянном токе: удобство этого способа является простота расчета количества электричества сообщенного батарее, как произведения тока и времени заряда. Этот способ имеет свои недостатки: при малом токе время заряда велико. При большом токе к концу заряда ухудшается заряжаемость и наблюдается значительное повышение температуры электролита, что снижает срок ее службы. Определена оптимальная величина тока заряда 0,1 С, А. Методом заряда при постоянном токе можно заряжать большое количество батарей.

    При использовании метода заряда при постоянном напряжении в первый момент зарядный ток достигает больших значений. В процессе заряда, когда напряжение батареи постепенно возрастает, сила тока понижается и к концу заряда становится значительно меньше, чем сила тока при заряде методом постоянного тока. Средняя величина тока при правильно выбранном значении напряжения приблизительно равна 0,1 С, А.

    На автомобиле заряд происходит при постоянном напряжении.

    При заряде батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения выше 40°С. Если темпера достигнет 40°С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток, или прервать заряд и охладить батарею до 27°С. Заряд прекращается, когда начинается обильное газовыделение во всех отсеках батареи, и напряжение и плотность электролита в течение последних 3 часов заряда будут оставаться постоянными.

    Генераторы на автомобилях работа­ют в условиях изменения частоты вращения (от 800 до 6000 об/мин) и нагрузки от минимальной (все потребители выключены) до пол­ной (включены все потребители). При этом в определенных пре­делах должно сохраняться напряжение в сети. Номинальное на­пряжение в 12-вольтовых системах принято равным 14 В, а в 24-вольтовых — 28 В.

    Номинальный ток нагрузки — это максималь­ный ток, который может обеспечить генератор в длительном режиме при максимальной частоте вращения двигателя и номи­нальном напряжении.

    Скоростная регулировочная характеристика необходима для вы­бора диапазона изменения тока возбуждения. Минимальное зна­чение его соответствует работе при максимальной частоте враще­ния и нулевой нагрузке генератора (ток нагрузки Iг = 0).

    Токоскоростная характеристика —это зависимость тока на­грузки от частоты вращения при постоянном значении напряже­ния. Основные точки характеристики: начальная частота враще­ния n без нагрузки (принята в диапазоне 900. 1200 мин

    ‘); номи­нальная частота вращения nн, при которой достигается номиналь­ная нагрузка Iн; максимальная частота вращения nmах, при которой достигается максимальная нагрузка Imах.

    УСТРОЙСТВО И РАБОТА ГЕНЕРАТОРОВ

    Типичным представителем многочисленных моделей генера­торов является генератор 37.3701, который устанавливают на ав­томобили ВАЗ. Статор генератора 11 (рис. 26.4) набран из плас­тин электротехнической стали. В его пазах уложены обмотки 18 трехфазной системы, соединенные на «звезду». Диаметр провода 1 мм, сопротивление одной фазы в холодном состоянии 0,155 Ом.

    На вал 9 ротора напрессованы клювообразные полюсы, между которыми помещена обмотка возбуждения 12. Ее концы выведены на контактные кольца 8. Обмотка имеет 420 витков провода диа­метром 0,8 мм, ее сопротивление 2,6 Ом. Ток подается в обмотку возбуждения через контактные кольца и щетки, установленные в щеткодержателе 7. На нем укреплены интегральный регулятор на­пряжения (ИРН) 17.3702 герметичного исполнения и выпрями­тельный блок 2. Этот блок БПВ11-60-02 смонтирован на двух ши­нах — отрицательной и положительной, изолированных одна от другой. На них установлены по три диода ВД-20, но разной по­лярности. Шины служат проводниками тока и одновременно радиатором для отвода теплоты. Дополнительно три диода работают для выпрямления тока, идущего в обмотку возбуждения.

    Крышки 4 и 14 выполнены из алюминиевого сплава и стянуты шпильками. Генератор приводится в действие от коленчатого вала двигателя через ременную передачу. Для обдува обмоток генерато­ра на шкив привода установлена крыльчатка вентилятора 17, а в крышках 4 и 14 выполнены вентиляционные отверстия.

    Частота вращения генератора до 4000 мин»1, мощность 770 Вт, номинальный ток 55 А.

    Аналогично устроены генераторы других автомобилей. На ав­томобиле «Нива» ВАЗ-21213 установлен генератор Г221-А-006. Дополнительно к рассмотренной выше конструкции на его крыш­ке со стороны контактных колец размещен воздухозаборник, обеспечивающий очистку воздуха, подаваемого для обдува обмо­ток.

    Генератор 16.3701 и его модификацию 161.3701 устанавливают на автомобилях ГАЗ и ВАЗ. На автомобилях ЗИЛ-431410 и его мо­дификациях применен генератор 32.3701.

    Основными неисправностями генераторов являются:

    v Плохой контакт между щетками и контактными кольцами.

    v Обрыв обмотки возбуждения.

    v Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора.

    v Межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения.

    v Обрыв одной фазы в цепи обмотки статора.

    v Замыкание обмотки статора на сердечник.

    v Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector