Назначение раздаточной коробки автомобиля

Раздаточная коробка устанавливается на всех автомобилях с полным приводом, а также на автомобилях, укомплектованных каким-либо дополнительным оборудованием. Предназначение раздаточной коробки полноприводного автомобиля следующее:
распределение крутящего момента между приводными осями;
увеличение крутящего момента при езде по бездорожью.
Под автомобилями с дополнительным оборудованием подразумевается всевозможная спецтехника, такая как автокраны, автоподъемники, пожарная техника и прочее. В данном случае раздаточная коробка обеспечивает подключаемый привод масляных насосов, водяных помп и прочего оборудования.

В плане устройства раздаточные коробки различных автомобилей существенно отличаются, однако их общее предназначение остается неизменным. «Раздатка» автомобиля с полным приводом состоит из следующих узлов:
корпус (картер);
ведущий вал;
валы привода передней и задней осей;
дифференциал межосевой;
устройство блокировки дифференциала;
зубчатая или цепная передача;
понижающая передача.
В корпусе раздаточной коробки располагаются все элементы, включая понижающую передачу и межосевой дифференциал. Как и в коробке передач, в корпусе раздаточной коробки имеется смазывающая жидкость (трансмиссионное масло), которая обеспечивает постоянную смазку всех внутренних узлов.
Крутящий момент от КПП передается на раздаточную коробку через ведущий вал. Далее крутящий момент передается на межосевой дифференциал, который может иметь различные конструкции. Устаревшие раздаточные коробки содержат простейший межосевой дифференциал без механизма блокировки. На современных автомобилях устанавливается дифференциал с возможностью жесткой блокировки или самоблокирующийся дифференциал.
ММежосевой дифференциал
Основное предназначение межосевого дифференциала заключается в распределении крутящего момента между приводными осями автомобиля. Дифференциал без механизма блокировки позволяет осям вращаться с различной скоростью. Тогда как самоблокируемый или с механизмом ручной блокировки дифференциал позволяет принудительно распределять крутящий момент между приводными осями в зависимости от дорожных условий.
В современных раздаточных коробках встречаются различные конструкции самоблокирующихся дифференциалов:
вязкостная муфта;
блокировка типа Torsen;
фрикционная муфта.

Наибольшее распространение получила конструкция с вискомуфтой (вязкостной муфтой). Данный механизм автоблокировки дифференциала наиболее прост в изготовлении и является относительно недорогим. Принцип работы вискомуфты основан на отслеживании угловых скоростей приводных осей. При увеличении угловой скорости одной из приводных осей, происходит плавная блокировка дифференциала и увеличение крутящего момента на ось с меньшей угловой скоростью. Основным рабочим телом данной муфты является специальная жидкость с изменяемой вязкостью. К недостаткам такой конструкции можно отнести отсутствие возможности ручной блокировки, неполное автоматическое блокирование, возможность перегрева при длительной работе.
Дифференциал Torsen имеет более совершенную конструкцию, однако в силу ограниченной прочности не применяется на внедорожниках. Главным преимуществом такого механизма является более широкий диапазон переброса крутящего момента.
Блокировка на основе фрикционной муфты существенно превосходит предыдущие конструкции, так как имеется возможность как автоматической, так и ручной блокировки дифференциала. В конструкции имеются фрикционные диски, и работа основана на силах трения. При проскальзывании одной из приводных осей, фрикционные диски, сжимаясь, полностью или частично блокируют дифференциал.

Вал привода задней ведущей оси в большинстве случаев располагается соосно с ведущим валом. Вал привода передней оси получает вращение от цепной или зубчатой передачи. Помимо всего прочего, в раздаточной коробке также может присутствовать понижающая передача, которая позволяет увеличивать крутящий момент, передаваемый от силового агрегата на колеса автомобиля. Большинство внедорожников укомплектованы раздаточными коробками с понижающей передачей. В раздаточной коробке также может быть смонтирован механизм ручного или автоматического отключения и подключения полного привода.
В зависимости от конструкции раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы. Основные режимы:
подключена задняя ось;
подключены обе приводные оси;
подключены обе оси с межосевой блокировкой;
подключены обе оси с межосевой блокировкой и пониженной передачей;
подключены обе оси с автоблокировкой межосевого дифференциала.
Управление раздаточной коробкой может осуществляться непосредственно рычагами (механический привод), либо кнопками, включающими исполнительные механизмы, воздействующие на органы управления раздаточной коробки. На полноприводных автомобилях, не предназначенных для внедорожной езды, «раздатка» в большинстве случаев управляется автоматически.

Читайте также:  Что нужно в машине бренда Форд

Раздаточная коробка – неотъемлемая часть полноприводных автомобилей. Благодаря этому агрегату, происходит распределение крутящего момента по осям, а также его увеличение при движении автомобиля по местности со сложным рельефом.

Взгляд в прошлое

Первые полноприводные автомобили появились в начале двадцатого века. Это были легковые автомобили, предназначенные для участия в гонках по шоссе и по бездорожью. Публика отнеслась к изобретению прохладно, считая его баловством, и не собиралась переплачивать большие деньги за сомнительное удовольствие.

Казалось, идея умерла, никому не нужная. Но уже в десятых годах прошлого века конструкторы реанимировали ее, разработав полноприводные грузовые автомобили.

Перед разработчиками встал вопрос: как распределить крутящий момент между двумя ведущими мостами. Было ясно, что обычная коробка скоростей не может решить эту задачу.

После некоторых манипуляций появился совершено новый агрегат, который выполнял следующие задачи:

  • создавал ряд передаточных отношений, способствующих согласованию скорости вращения коленвала, крутящего момента, выходящего из него, и скорости автомобиля;
  • распределял крутящий момент между ведущими мостами;
  • не препятствовал движению назад.

По привычке этот новый механизм долго еще называли коробкой скоростей. Но, в отличие от знакомой по не полноприводным автомобилям, эта коробка имела два выходных вала.

Но и эта разработка не имела успеха из-за высокой стоимости. Возможно, она так и канула бы в лету, но тут началась первая мировая война. А, как известно, военные действия ведутся не только вдоль дорог с твердым покрытием, приходится тащить пушки по бездорожью, да еще и в весеннюю распутицу. Вот тут-то и настал звездный час полноприводных автомобилей.

Назначение раздаточной коробки

Раздаточная коробка служит для распределения усилия на все ведущие мосты автомобиля. Кроме того, с ее помощью осуществляется включение и выключение ведущего переднего моста. Раздаточная коробка, как правило, имеет двухступенчатый редуктор. Под его воздействием меняются передаточные числа, и вдвое увеличивается количество передач автомобиля.

Первый ряд передаточных чисел получается при включении прямой (высшей) передачи. Второй ряд задействуется при понижении передачи. Это позволяет использовать автотранспорт в разных дорожных условиях.

В конструкции автомобилей высокой проходимости имеется устройство, не позволяющее включить понижающую передачу в тот момент, когда передний мост включен. Такое устройство предохраняет задний мост от перегрузки большим крутящим моментом.

Типы раздаточных коробок

1. С соосными приводными валами ведущих мостов. Этот тип широко применяется благодаря возможности использования единой главной передачи для переднего и заднего мостов.

2. С несоосными ведомыми валами. У них нет промежуточного вала. Компактность, бесшумность, высокий КПД – вот главные преимущества этого типа раздаточной коробки. К тому же она отличается небольшой металлоемкостью.

Читайте также:  Ютуб видео недоступно что делать

3. С блокированным приводом ведущих мостов. Позволяет использовать полную тяговую силу без пробуксовывания колес. С такой раздаточной коробкой передний мост включается только на труднопроходимых участках дороги. При движении автомобиля по твердому покрытию в целях экономии топлива и снижения степени изнашивания шин передний мост отключается.

4. С дифференциальным приводом ведущих мостов. В коробках этого типа применяется дифференциал межосевой, позволяющий вращение ведущих валов с разными скоростями. У автомобиля, оснащенного такой коробкой, постоянно включен передний мост. Для повышения проходимости дифференциалы межосевые выполняются с принудительной блокировкой.

Устройство раздаточной коробки

Несмотря на различия конструкции раздаточных коробок, зависящих от системы полного привода, все они имеют общие основные узлы:

  • вал ведущий;
  • дифференциал межосевой;
  • механизм, блокирующий межосевой дифференциал;
  • приводной вал задней оси;
  • зубчатая или цепная передача;
  • передача понижающая;
  • приводной вал передней оси.

Схема раздаточной коробки

Крутящий момент от коробки скоростей к раздаточной коробке передается через ведущий вал.

Распределяет крутящий момент между осями — дифференциал межосевой. Благодаря ему, оси могут вращаться с разными угловыми скоростями. Межосевой дифференциал бывает двух типов:

  • симметричный (распределяет крутящий момент поровну);
  • несимметричный (распределяет крутящий момент в различных соотношениях).

Блокировка дифференциала служит для жесткого сцепления передней и задней осей.

Цепная передача передает крутящий момент на переднюю ось. Она состоит из зубчатых колес (ведущего и ведомого) и приводной цепи. Вместо цепной часто используют зубчатую передачу (цилиндрическую). В системе полного привода, автоматически подключаемого, раздаточная коробка выполнена в виде конического редуктора.

Назначение понижающей передачи – увеличение момента крутящего при движении автомобиля по бездорожью. Имеет конструкцию планетарного редуктора.

Режимы работы

Раздаточная коробка работает в пяти режимах.

1. Включена нейтраль.

2. Разблокирован дифференциал при включенной повышающей передаче: крутящий момент делится в соотношении 1:2.

3. Заблокирован дифференциал при включенной повышающей передаче: крутящий момент делится в зависимости от сцепления колес с дорожным покрытием.

4. Разблокирован дифференциал при включенной понижающей передаче: крутящий момент раздается в соотношении 1:2.

5. Заблокирован дифференциал при включенной понижающей передаче: передний и задний мосты работают как единое целое. Крутящий момент раздается в зависимости от степени сцепления колес с дорогой. В таком режиме проходимость автомобиля самая высокая.

Видео: раздаточная коробка.

Буду надеяться, что статья получилась интересной и полезной!

Для того, чтобы одновременно распределить крутящий момент между передним и задним мостами авто оснащают раздаточной коробкой или раздаткой- механизмом в трансмиссии автомобиля, который, кроме распределения крутящего момента, выполняет еще несколько функций:

  • увеличение крутящего момента, необходимого для преодоления сопротивления качению ведущих колес при движении по бездорожью;
  • обеспечение устойчивости автомашины при медленном движении во время достижения максимального крутящего момента.

Устройство раздаточной коробки

Устройство раздаточной коробки Audi.

Мировая автомобильная промышленность выпускает сотни моделей авто, оснащенных раздаточными коробками, имеющими различную конструкцию, которые состоят из нескольких основных элементов:

  • металлического корпуса;
  • главного (ведущего) вала, через который передается вращение от коробки передач;
  • валов заднего и переднего моста;
  • межосевого дифференциала, распределяющего вращение между передней и задней осью автомобиля;
  • зубчатой или цепной передачи;
  • маслосборника — камеры, в которой накапливается масло;
Читайте также:  Глушитель ваз 2112 16 клапанов схема

Конструкция межосевого дифференциала позволяет колесам переднего и заднего мостов вращаться с разной скоростью в случае, если узел не оснащен механизмом блокировки. Если в раздаточной коробке установлен дифференциал с функцией самоблокировки или возможностью блокировки вручную, раздаточная коробка будет принудительно регулировать вращение валов задней и передней оси в зависимости от состояния дороги.

Производители авто оснащают раздаточные коробки несколькими основными типами дифференциалов:

  • вискомуфтами;
  • блокировками Torsen;
  • фрикционными муфтами.

Первый вариант является наиболее распространенным, простым в изготовлении и относительно недорогим. Из недостатков — невозможность принудительной блокировки дифференциала, возможность выхода из строя в результате перегрева при длительной нагрузке.

Torsen устанавливают на паркетниках, поскольку непрочная конструкция узла не позволяет авто передвигаться по бездорожью. Фрикционные муфты имеют более совершенную конструкцию, а также возможность ручной и автоматической блокировки.

Виды раздаточных коробок

Рычаги управления ручной раздаточной коробкой автомобиля Нива.

В зависимости от назначения, конструктивных особенностей и типов транспорта выпускают несколько видов агрегатов, предназначенных для распределения крутящего момента:

  • простые (неотключаемые);
  • ручные;
  • полуавтоматические;
  • автоматические.

Наиболее весомые достоинства простых механизмов — высокая износоустойчивость, простота использования и безотказность. Коробки такого типа устанавливают на зарубежные и отечественные модели внедорожников, а также спортивные автомобили, специально предназначенные для скоростной езды по бездорожью. Особенность таких раздаток в том, что они функционируют постоянно вне зависимости от типа дороги.

Для управления ручной раздаткой используют механический рычаг, который в большинстве случаев располагается между пассажирским и водительским сиденьем. Ручная коробка не зависит от работы электроники авто, безотказна в работе.

Работа полуавтоматики характерна возможностью управлять ведущими мостами нажатием клавиш, расположенных на панели. Из плюсов — простое управление, из недостатков — внимание водителя отвлекается на переключение кнопок.

Управление автоматической раздаточной коробкой происходит в результате срабатывания электронных систем, которыми оснащают современными автомобилями. Подключение/отключение мостов, блокировка дифференциала осуществляется сервоприводами или гидротрансформатором. Автоматическая раздаточная коробка способна чутко контролировать автомашину на дорогах с различным состоянием покрытия, недостатком является возможность отказа в результате попадания влаги.

Читайте также: Что такое блокировка межосевого дифференциала и как она работает.

Режимы работы раздаточной коробки

В зависимости от конструкции раздатки водителем могут быть использованы несколько режимов работы:

  • включение заднего моста;
  • включение переднего и заднего мостов;
  • включение обоих мостов, межосевой дифференциал блокирован;
  • включены обоих мостов, включена понижающая передача, дифференциал блокирован;
  • включены оба моста при автоматической блокировке дифференциала.

Распространенные неисправности

Ремонт раздаточной коробки связан со значительными вложениями денег, поэтому для минимизации износа комплектующих необходимо бережно эксплуатировать автомобиль и проводить своевременное техническое обслуживание. Основными неисправностями раздатки называют:

  • износ подшипников — характеризуется повышенным шумом и вибрацией узла при движении. в дальнейшем появляются стуки, скрежет, что сигнализирует о скором выходе механизма из строя;
  • образование задиров на зубьях шестерен — влечет затрудненное переключение передач, включение-выключение пониженной передачи;
  • износ фиксаторов механизма переключения — раздаточная коробка самопроизвольно выключается;
  • выход из строя сервопривода включения фрикционной муфты, который ведет к перегреву агрегата из-за его постоянной работы.

Читайте также: В чем отличие роботизированной коробки передач от автоматической и что лучше.

Видео на тему




Оцените статью
Поделиться с друзьями
Лада Калина
Добавить комментарий