Колонки под сиденье ваз 2106

ВАЗ-2106. Денис ЛЫСЕНКО, г. Кропоткин Краснодарского края

Уж не знаю, помните ли вы меня, а я всё помню. В 2006 году я дважды оказывался в числе призёров конкурсов, устроенных «А3» и компанией «Алком». Годом позже так уже не везло, но и без этого событий оказалось предостаточно.

В первом конкурсе, «Добавь драйва», меня хватило на годовую подписку, во втором, «Музыка ночных городов», я постарался и стал как бы вице-чемпионом, и, как оказалось, тут-то всё и началось…

Я подозревал, что неожиданно свалившийся на голову приз в конкурсе может в определенной степени изменить жизнь призера, но до какой степени — не представлял.

Если кто-то из редакции или организаторов помнит (хотя вряд ли…), в конкурсе с раздачей драйва я в письме упомянул, что мечтаю перевестись на заочку в универе и заработать денег на компоненты (не компонентную акустику, а компоненты аудиосистемы). Первое было непросто, а второе и сейчас трудно.

Перевестись на заочку мне стоило цепочки скандалов и тому подобного со стороны родителей. О переводе они узнали только через два месяца, когда я уже познакомился с новыми одногруппниками. Более взрослыми и образованными, чему я был очень рад. После сессии встал вопрос о поиске работы, но с одним условием: только с автомобилями, в которые устанавливают аудиосистемы. Задача непростая, точек по установке автоаудио в городе всего три, гаражники не в счет. Но стало еще сложнее, когда понял по каждой из них: до первой нелегко добраться (пешком, да еще через ж/д пути), цены на аппаратуру настолько высоки, что отпугивают клиентов, а многие экземпляры лежали годами (кое-что до сих пор лежит); вторая точка была увидена мною случайно.

Ещё одна установка, то, что кажется полкой, на деле — ящик с фазоинвертором

Я ехал на маршрутке домой и увидел рекламу на стене здания: «Автозвук, сигнализации». Это был магазин, тогда закрытый, но оно и понятно: точка по установке автозвука и сигнализаций еще не открыта. На тот момент желание работать там было настолько сильным, что как минимум через день мы с братом или знакомыми подъезжали посмотреть на этот магазин в надежде выцепить хозяина. Забегая вперед, скажу: сейчас в кармане моих джинсов ключ от этого магазина. Но было бы все так просто — стало бы неинтересно. 23 января я и брат познакомились с парнем из этого магазина, похожим на меня: в очках, улыбчивый, худоватый и умный. Мы сидели в его «Вольво» 1986 года выпуска, разговаривали о других точках по установке автоаудио и сошлись во мнении, что в городе нет настоящих мастеров, особенно по сабвуферам. Говорили о звуковой сцене, схеме Хаффлера, мультимедийных головных устройствах, процессорах временных задержек, сабвуферных головках, JBL Speaker Shop и многом другом, он показал мне свой квадратный саб (Crunch), 13-сантиметровую компонентную акустику Macrom, я потом вспомнил — из теста давнего номера «АЗ», «головой» в системе был мультимедиа Prology MMD-700. По итогам разговора получалось: я подходил по всем требованиям, он и не знал, что в моем городе (он сам из Армавира) есть такой «умник». Оставив свой номер телефона, я отчалил и стал ждать звонка. Ждал больше месяца… Не дождался.

В первых числах марта я прицелился в точку номер три. Если в двух словах, то, во-первых, она не славится оригинальными установками, во-вторых, в ассортименте аппаратуры преобладают Blaupunkt, Velas и Mystery, другие брэнды — в единичных экземплярах. Я считаю, что студия с опытом работы около 10 лет и большим списком постоянных клиентов должна бы смотреть на жизнь шире. Но это дешево, поэтому народ приезжает именно сюда. Тем не менее желание проявить свои способности было сильнее меня. Долго я не мог решиться позвонить, но решился (через два дня). На следующее утро рассказывал о себе, держа в руках «АЗ» с результатами конкурса. Хозяин «точки номер три» очень удивился прочитанному, типа, «и такое бывает?». Уже через сутки я знакомился с «коллегами»…

Пару дней я пытал всех (кроме бухгалтера) на тему установок и теории, зная об их небезупречной репутации как специалистов. Больше всего запомнился спор на тему напольной установки мидбасов. А вопрос, срубивший меня наповал, был о ребрах жесткости между стенками корпуса сабвуфера для головки Power Acoustik (фото прилагается), протестированной в «АвтоЗвуке» в 2006 году. Вопрос был в тоне претензии, мол, фанеры уходит больше. В итоге саб получился шикарным, хоть и из обычных материалов, я так старался… Мне объяснили: клиенту ставят то, за что он платит, и не предлагают сделать лучше. Поработав дней десять, я узнаю, что друг брата по имени Расул собирается приобрести ВАЗ-2106. После ремонта ходовой части пришло время установить аудиосистему. К этому моменту на работе мне (да и другим тоже) не довелось сделать ни одной оригинальной установки, стало так скучно и бессмысленно, что я ушел по-английски, просто погрузив свои вещи в багажник, попрощавшись только с бухгалтером. Заработать особо не получилось, но один интересный «левак» я срубил, предложив парню собрать сабвуфер в ВАЗ-21099 за полцены от предложенной уже бывшим хозяином. Это был «стелс» около 30 л в левом крыле (фото прилагается). Работа заняла четыре вечера. Добавив всего один синий светодиод, удалось заставить фиолетовый диффузор саба Kenwood загадочно засиять. Такая мелочь, а человек обалдел… Я помню вечер, когда он привел с собой сынишку (лет 15) посмотреть на мой корпусной сабвуфер Audiobahn (фото прилагается), малыш не мог ничего сказать, потому что на некоторое время у него отнялся дар речи… Да и звук впечатлял. Впечатлял чистотой и легкостью, не хрипел, не раздражал. Эта работа мне очень запомнилась, потому что я из «ничего» сделал корпус, который просто поразил заказчика, да и полученные навыки после работы с «девяносто девятой» очень пригодились в будущем. Такими путями я столкнулся с непаханым полем: ВАЗ-2106 без аудиосистемы и полный простор для реализации своих фантазий. Это был шанс засветиться в новом магазине.

Сабвуфер, за который меня так критиковали. «Много фанеры…»

Город у нас небольшой, за полчаса на маршрутке можно приехать с одного конца на другой. Самые громкие машины делались в Армавире, у нас если и делают так, то крайне редко, можно сказать — почти никогда. Скоро ситуация будет меняться, потому что я собираюсь показать своему городу, на что способен.

Итак, ВАЗ-2106. Перед размышлениями над схемой установки встало одно ограничение: не занимать багажник, учитывая, что под полкой был уже установлен газовый баллон… Сразу мною был предложен вариант установки сабвуфера вверх магнитом. По сей день у всех вопрос: «А так можно?» Еще бывает, мол, он не будет «качать», потому что «дует» в багажник… Как всегда, начинаю объяснять, но не все и не всегда соглашаются. На роль саба с красивой «попкой» подходил Ivolga SH-12FA. Его я и увидел в том самом магазине, куда хотел попасть. Попал, почти отчаявшись. Приехали туда втроем: я, брат и хозяин машины Расул. Стоил сабвуфер очень недорого (1950 руб.), еще больше я удивился цене трехполосной Ivolga SB-63k — 2700 руб. Я сразу же поставил условие: покупаем трёхполоску, и без вариантов: пищалки в стойку, СЧ в кикпанели, мидбасы в дверь. Казалось бы — классика, но у нас в городе к такому не привыкли, от нескольких людей были предложения: пищалки спереди, СЧ в двери, а мидбасы в заднюю полку. Вот в таких условиях приходится работать…

Так вот, закупили мы саб с акустикой и комплект проводов Cheetah. Нам сделали 5-процентную скидочку, потом завязался разговор на тему «кто это будет ставить?». Сам продавец по имени Игорь (теперь он мой напарник) задумался, когда я не с первого раза объяснил про способ установки саба. Как выяснилось, будущий напарник не соображал в автозвуке, но искал установщика, а я ждал, когда он в этом признается. Я знал, что буду тут работать и уделаю любого другого претендента. На следующий день пришел к ним с журналами «АвтоЗвук» и показал результаты конкурса, там еще было два таксиста… «Выиграл. Нет, правда, прислали все это. » Таксисты говорили, что это «лохотрон», а я им доказывал, что уже все установлено, пришлось даже машину пригонять и тыкать пальцем. Вот так я начал, то есть продолжил заниматься автозвуком.

И в «Калине» можно поставить приличный звук

Итак, накануне покупки саба и прочего был приобретен Helix Dark Blue II для трехполоски, а потом моноблок PG Octane R2.0:1. Мы начали примерять усилители и кроссоверы, багажник нельзя было трогать. Была мысль установить усилители на заднюю полку, но не стали создавать себе трудности, к тому же дизайн усилителей был совсем разным, как-то неизящно получалось. Тогда я предложил усилители — под сиденья. Места очень трудоёмкие для демонтажа неустановленными лицами, а это важно: машина всегда ночует под открытым небом. Чтобы демонтировать усилители, нужно открутить болты передних сидений и вынуть их из салона. Усилители закреплены шурупами к металлу, а шляпки залиты термоклеем. Доступ к настройкам Helix немного затруднен, потому что маркировка не читается без яркого освещения, а у моноблока очень удобные «ручные» потенциометры, которые я настраиваю по памяти, не сдвигая сиденье. Кроссоверы акустики очень компактно смонтированы рядом с усилителем, от кроссовера на акустику сигнал идет по проводам Mystery 1,5 мм2. От усилка на кроссовер — тоже Mystery, но толще — 8 AWG — остатки от силового провода на усилители. Сабвуфер питается по 8 AWG Mystery. На полке для контакта этих проводов я придумал простые «клеммы» (фото прилагается). Металл задней полки, левое крыло в багажнике и газовый баллон проклеены «Вибропластом М2», крышка багажника, задние двери и передняя часть салона от моторного отсека до передних сидений тоже виброизолирована, плюс весь пол промазан акустической мастикой. Передние двери обработаны улучшенным по сравнению с «Вибропластом» материалом Bimast, который мне очень понравился. Именно сам материал доставлял удовольствие от приклеивания, а от простукивания двери снаружи я вообще счастлив. Не подобрать такого слова, чтобы передать звук закрывающейся двери ВАЗ-2106, обработанной «Бимастом». «Бентли» отдыхает, потому что там это само собой, а здесь — от души…

А это мой новый логотип: LD-Style. Запоминайте, пока не догорел…

Упомянув о передних дверях, расскажу про мидбасы. Утопить их в дверь мешает ролик стеклоподъемника, а купить на авторынке типа «подиумы» из двух фанерных колец, обтянутых серым карпетом — полный «Колхоз Победы Ильича». Я вообще уважаю только то, что делается индивидуально. Если подиумы — то волосянка, пена, эпоксидка и т.д., если полка — 18 — 21-миллиметровая фанера, покрашенная лаком или антигравием, крепить — только к металлу кузова шурупами или болтами. В конце концов было решено делать подиумы в двери, так как параметры мидбаса не позволяли установку в ЗЯ под сиденья. Технологию описывать не буду, кто знает — красавчики, кто не знает — все еще впереди. Получилось со второго раза. Обтянул тонким кожзамом и прикрутил к металлу. С подиумами под мидбасы я не выпендривался — это неинтересно. Другое дело — среднечастотники. Уже имея опыт изготовления ЗЯ в кик-панели для своих Audio Art R5, я заранее приготовился подольше повозиться с СЧ-звеном Ivolga. Процесс изготовления наглядно виден на фото, технология многим известна. Самым неудобным было закрепить динамики на проставках из фанеры, чтобы сохранить заданную направленность излучения на ручку КПП, но всё получилось с первого раза. С твитерами дело затянулось, потому что эпоксидка долго сохла, да и доведение поверхности наждачкой до гладкого состояния заняло почти полдня. Затем грунтовка и покраска. Результат стоит всех усилий, подиумы ВЧ и СЧ получились оригинальными, даже взбудораживающими, особенно когда кто-то видел такое первый раз (а это, считайте, все: такого никто в городе не видел). На мидбасы ушло шесть дней, на пищалки — четыре, на СЧ — три.

Но всё же не дает мне покоя Art Sound Vulcan, не дает. Сегодня по моей инициативе из Армавира в наш магазин автозвука наконец-то был привезен Vulcan 12. В скором времени посчитаю объем ФИ для «Вулкана» и просмотрю, что советует любимый журнал, а потом, как любят это слово, «раскачаю» его… А позавчера уже установил клиенту в ВАЗ-2114 13-сантиметровую компонентную акустику Revolt на фронт: мидбасы в штатные места, пищалки на стойки. По сравнению с другой акустикой у Revolt повышенные высокие частоты, у R5 тоже (даже уровень я установил на 3 дБ ниже). Мне это нравится, акустика играет красиво. Со своей машины я демонтировал все подиумы и снял всю аппаратуру, теперь очень скучно. Зато есть несколько идей по оригинальной установке аудиосистемы в собственный автомобиль, ведь скоро лето, выезды на природу, частые встречи с «единомышленниками-автозвукачами», а я люблю удивлять народ, поэтому надо развить идеи, я уже решил: акустику Audio Art R5 инсталлирую в задние двери (кроме кроссоверов), пищалки с изготовленными полированными кольцами из нержавейки очень красиво вписываются в интерьер «родной» обшивки дверей ВАЗ-2106, а от Revolt S525 (что поставил в штатные места ВАЗ-2114) у меня имеются защитные сетки, которые я установлю вместе с R5, так они смотрятся дерзко. После первых месяцев работы в автозвуке я по-другому смотрю на проделанное когда-то в своей машине, увидел много недоработок, просто все делалось осенью и зимой в гараже с искусственным освещением, а сейчас на солнце видны слабые места, где-то просто боялся отрезать лишний кусок металла, где-то лень было просверлить или подкрасить и т.д., все приходит с опытом. Когда я вижу на страницах любимого журнала работы Crazy Alex’a Лысенко, напрягаю все свое воображение, чтобы додуматься, как он это делал. У меня в голове не укладываются две вещи: как обтягивают кожей приборные панели (иногда и подиумы) так аккуратно, так четко по линиям изгиба, да еще и с двойной (капроновой, наверное) строчкой (например, Isuzu Vehi-Cross из «АЗ» №2/2005 г.) и как доводят до идеально гладкого состояния поверхность, которая после покраски переливается, как морская гладь под луной, например, универсал Chrysler Александра Лысенко на Alpine, где детали интерьера выкрашены черным рояльным лаком. Но я ещё узнаю и научусь делать не хуже. Благодаря журналу «АвтоЗвук» мое хобби стало оплачиваться, и теперь знания — моя сила, многие перестали слушать своих знакомых «знатоков» и потянулись к настоящему…

Первый сабвуфер из серии, которую я назвал «Драйв» в честь сами знаете чего. Рельеф на верхней крышке, подсветка внутри, все дела…

А это — «Двойной Драйв». У него всё двойное: два «Вулкана», два порта, да и стенки, как видите, двойные

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к сайту.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies. Мы не сможем запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на этой странице.

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов.

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Интерес к самодельным компонентам вызван тем, что при создании качественной автомобильной установки обойтись только готовыми изделиями практически невозможно. В последние годы в радиолюбительской литературе появилось немало публикаций, посвященных самостоятельному изготовлению автомобильной аудиотехники, главным образом усилителей.

Но источник сигнала и усилитель — только надводная часть целого айсберга проблем, встающих перед создателем автомобильной установки. Огромное влияние на качество звучания оказывает конструкция акустической системы, причем это влияние намного больше, чем в "домашних" системах. Однако этот факт еще не стал очевидным и многие автолюбители пытаются улучшить качество звучания простой заменой динамиков и магнитол, хотя проблема вовсе не в этом.

Скептическое отношение к Hi-Fi в автомобиле вызвано прежде всего безграмотным подходом к установке акустических систем. Самая распространённая ошибка — установка мощных и высококачественных динамиков на задней полке, а спереди — что придется, или вообще ничего. Видимо, владелец на концерте предпочитает сидеть спиной к сцене…

К сожалению, радиолюбители только недавно стали уделять внимание созданию высококачественных акустических систем для автомобиля. Основная проблема — воспроизведение низкочастотной части звукового диапазона. Далее приводится описание очень удачной конструкции низкочастотной акустической системы для размещения под передними сиденьями ВАЗ-2108 и 2109. Подобные методы можно использовать для создания акустических систем в автомобилях других марок. В конструкции использованы доступные и недорогие материалы.

Попытки получить достойные "басы" в салоне автомобиля предпринимались с момента зарождения автозвука. До наступления "эры сабвуферов" для размещения басовых динамиков использовалась задняя полка. Несколько позже, когда до сознания масс дошло, что звук должен исходить спереди, стали использовать передние двери, штатные места в торпедо, кикпанели. И тут начались проблемы. Основное условие качественного звучания – создание оптимального акустического оформления для конкретных динамических головок. Для воспроизведения низкочастотного диапазона необходимо выдержать оптимальный объем корпуса. При его уменьшении относительно оптимума воспроизведение низких частот будет ослаблено. От увеличения объема пользы еще меньше – колебания диффузора не будут демпфированы в нужной степени. В результате воспроизведение низших частот будет сопровождаться гулким призвуком, а при некоторой "настойчивости" можно оборвать подвес диффузора или выводы звуковой катушки даже при скромной подводимой мощности. Кикпанели и торпедо для низкочастотного оформления обычно непригодны. Поэтому при построении многополосных систем в автомобиле головки чаще всего располагают в передних дверях. Во многих случаях это оправдано, так как большинство автомобильных головок рассчитано именно на такое акустическое оформление. Однако установка в двери имеет ряд недостатков. Трудно обеспечить требуемый объем для головок, предназначенных для установки в такие виды акустического оформления, как закрытый ящик или фазоинвертор, добиться герметичности еще сложнее. Необходимо провести тщательное вибродемпфирование и шумоизоляцию панелей и механизмов двери, иначе она будет "подпевать" уже на средней громкости. Да и динамики нужны влагостойкие.

Альтернативный вариант, лишенный этих недостатков – акустические системы под передними сидениями. Идея не новая, двух–, трех- и даже четырехполосные автомобильные акустические системы "почти как дома" были очень популярны в первой половине восьмидесятых. В пору расцвета это были добротные изделия – с жесткими корпусами, хорошими разделительными фильтрами и продуманным креплением. Готовые корпусные колонки неплохо вписывались в интерьер автомобиля и устанавливались без проблем. Довольно быстро они "ушли" с задней полки и заняли место под передними сиденьями, где уже не так бросались в глаза недоброжелателям. Между делом обнаружилось, что звучание от "переезда" только выиграло. Но как только производители автомобилей уделили внимание штатным местам, позиции корпусной акустики пошатнулись, а с появлением сабвуферов она и вовсе сошла со сцены. Тонкостенные коробочки с крошечными динамиками, появляющиеся иногда в продаже – всего лишь тень былой роскоши. Диалектика учит нас, что развитие идет по спирали. Поэтому возобновление интереса к акустическим системам под передними сидениями закономерно – это позволяет относительно простыми средствами решить проблему "переднего баса". Идея использовать ящики под сидениями как вариант акустического оформления низкочастотного звена в многополосной системе была навеяна действующими образцами в автомобилях ВАЗ-2107 и "Москвич-2141". Воспроизведение частот от 40 – 50 Гц и звуковое давление этих систем произвели сильное впечатление. Размещение ящиков под сидениями поначалу казалось делом несложным. Но, заглянув в то место салона "зубилы", где в дальнейшем предстояло стоять ящикам, я был немного ошарашен. Это была не "классика", с которой произошло первое знакомство. Установленные мной для себя требования "технического задания" состояли из трех пунктов: выжать максимально возможный объем, не нарушить функциональность сидений, обеспечить легкость монтажа (правда не в смысле облегчения демонтажа злоумышленнику). Идея установки динамика показана на рис. 1.

Рис. 1. Установка динамика под сидением автомобиля.

Каждый, заглянувший под сидение, видел, какой небольшой проем образован дугой передней опоры и каркасом. Поэтому решение заключалось в том, чтобы сделать переднюю опору разборной. Для этого было снято сидение, затем срублены заклепки, которые соединяют дугу с каркасом. По размерам этих заклепок изготовлены болты (рис. 2), все шейки которых взяты с заклепок. Только на конце резьба добавилась.

Рис. 2. Конструкция крепежных болтов.

Это хозяйство облегчило в дальнейшем проектирование ящика. Скажу сразу, все проектировалось на месте, без каких либо предварительных промеров, только путем проведения постоянных прикидок. Для этого понадобился гофрокартон, ножницы и скотч. Предварительно сидение было установлено на 4 болта салазок и откинуто к подушке заднего сидения. Дуга передней опоры с пружинами тоже была прикручена к полу, как положено. Болты, соединяющие все части сидения в одно целое, лежали рядом. Из картона я вырезал полосу такой ширины, чтобы она с минимальными зазорами разместилась между стойками дуги. Затем выгнул профиль, с минимальными зазорами огибающий крепления дуги. Потом уже подобрал приблизительно длины передней (до крепления) и задней частей ящика.

Следующим шагом было изготовление боковых стенок. Это не составило особого труда, я просто опускал сидение, смотрел, поднимал, подрезал лишнее и снова опускал. Самым быстрым способом соединения частей макета я посчитал соединение с использованием скотча. Потом была сделана верхняя часть макета. Сидение опущено, собранно на болты, и вот вроде результат. Есть все необходимые размеры. Но как я тогда ошибался!

По снятым размерам из 12- миллиметровой фанеры были изготовлены все части будущего ящика, за исключением фрагмента, огибающего крепление передней опоры. Этот фрагмент был изготовлен по композитной технологии. Стеклоткань по торцам боковых сторон и дна ящика была подклеена, а затем пропитана эпоксидной смолой и упрочнена еще несколькими слоями кусочков стеклоткани.

Когда все было собрано, пришло первое разочарование. Ящик уместился на своем месте прекрасно, но вот сидение вставать не хотело. Анализ показал, что промахнулся я с размерами боковых стенок и с использованием в качестве материала для макета гофрокартона. Каркас сидения имеет выгнутый профиль. При "примерках" он прогибал гофрокартон. А так как для того чтобы прогнуть его, особых усилий не требовалось, я этот подвох не заметил.

Лимитирующей позицией пока оставалась высота боковых стенок. Постепенно уменьшая ее и проводя постоянные прикидки, я добился максимального использования пространства. Хочу добавить, что я прикидывал взаимное расположение ящика и сидения, передвигая последнее из одного крайнего положения в другое. На этом этапе, возможно, придется уменьшить длину задней части, если вдруг в ящик начнет упираться пруток фиксатора промежуточных положений сидения.

Теперь ограничением стала выступать верхняя часть ящика. При использовании фанеры я опять натыкался на то, что выпуклая часть каркаса сидения упиралась в фанеру. Снижать высоту — значит уменьшать объем ящика, который по прикидкам получался около 8 литров. Опять проанализировав ситуацию, пришел к тому, что верх надо изготавливать также по композитной технологии. При очередной прикидке объекта "на местности", замерил расстояние от выпуклой части каркаса сидения до боковых стенок ящика. Потом на чуть меньшем расстоянии от боковых стенок в ящике были установлены дополнительные перегородки, расположенные под небольшим углом к боковым и имеющие меньшую высоту, так что при очередных прикидках расстояние между каркасом сидения и ребрами было порядка 10 мм. Для них предназначалась роль не только ребер жесткости, но и линий преломления стеклоткани при формировании верха ящика. От боковых стенок стеклоткань резко спадала вниз до ребер. А между ними имела небольшой, специально созданный прогиб. Ребра расположились только до изгиба нижней плоскости ящика (рис. 3).

Рис. 3. Конструкция корпуса.

Дальше ткань просто равномерно натянул. Перед пропиткой эпоксидной смолой можно провести еще одну прикидку. Я от нее отказался, так был полностью уверен в успехе. Фронтальный срез ящика я укрепил рамкой из брусков. К верхнему бруску была приклеена стеклоткань. Затем жесткость верхней панели была доведена до приемлемой путем наклеивания еще нескольких слоев стеклоткани. Причем последующие слои были сделаны с напуском на боковые стороны и приклеены к боковым стенкам под грузом. Замечу, что задняя, совсем узкая стенка была выклеена заодно с верхней. После того, как просохла смола, я произвел вибродемпфирование путем наклеивания визомата на поверхность фанеры. Стеклотканевую поверхность вибродемпфировал резинобитумной мастикой.

Осталось изготовить фронтальную панель, на которой должна будет разместиться головка. Я изготовил ее из двух слоев фанеры, склеенных клеем ПВА и дополнительно стянутых шурупами. Отверстие под головку вырезал на токарном станке. Как я раньше упоминал, в первом варианте решил использовать 6-дюймовые мидбасы. По периметру панели снял фаску достаточно больших размеров. Потом, приложив панель к ящику, приклеил ее, заполнив полость, образованную торцами стенок ящика и фаской панели, смесью мелких опилок и клея ПВА. Прочность получилась достаточной, так как при переходе к второму варианту пришлось потрудиться стамеской, расшивая проклеенные поверхности.

Что же в итоге получилось? Ящик при определенной сноровке устанавливается минут за пятнадцать. Основная проблема — на ощупь завести болты соединения передней опоры и сидения. Я был готов потратить на это дело и час, так как устанавливаются ящики один раз и надолго. Встают достаточно плотно. Никаких дополнительных креплений не применялось. Сидения свободно перемещаются между крайними положениями.

Измеренный объем ящиков составил 7,5 литров. Много это или мало? Для 6– дюймовых Macrom оказалось: очень мало. Как выход из тупика пришла мысль: из задней стенки сделать панель акустического сопротивления. Но до опытов дело не дошло. Решение было принято такое: применить динамик 25ГДН3–4. Произведены необходимые расчеты для салона автомобиля с использованием программы JBL Speaker Shop. Наилучшее акустическое оформление для этих головок – фазоинвертор объемом 7,5 литров с настройкой на частоту 50 Гц. В моей аудиосистеме изначально предполагалось использовать сабвуферы, поэтому и была выбрана эта частота. Хотя, если использование сабвуферов не предполагается, частоту настройки можно взять ниже, реально до 40 Гц.

В итоге был получен тот результат, на который и рассчитывал. Во первых, удалось разместить "под седлами" ящики минимально приемлемого и максимально возможного в этом случае объема. Во вторых, это никак не сказалось на функциональности сидений. В третьих, есть перспективы на базе этих ящиков сделать более мощную акустическую систему, применив, например, головки Rocford Fosgate.

Эскизы основных деталей приведены на рис. 4

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях