Когда появилась шипованная резина в ссср

В Советском Союзе подготовка машины к холодному времени года была обязательной процедурой. И дело не в качестве советской продукции – просто сами автомобили были совсем другими.

Как правильно подготовить машину к зиме? Интернет пестрит советами-напоминаниями, но если у вас более-менее современный автомобиль, то никакие особые процедуры вам не грозят. По большому счету, нужно лишь смазать уплотнители, поменять щетки дворников (если они старые), проверить аккумулятор и световые приборы, вовремя залить незамерзающую жидкость и, конечно же, поменять покрышки на зимние.

Совсем по-другому выглядела подготовка к зимнему сезону у автомобилистов, живших в СССР. Счастливому обладателю машины нужно было не только уметь водить, но и быть, по сути, механиком-любителем.

Самую полную картину того времени дает главный и единственный в те годы орган автопрессы – журнал "За Рулём". Вот какие советы давали журналисты в 1972 году владельцам "Жигулей". А чтобы было понятнее, насколько изменился мир с тех времен, мы дополнили цитаты небольшими комментариями.

Моем, меняем, смазываем

"Начиная подготовку машины к зиме, прежде всего, тщательно промойте кузов (снаружи и внутри), двигатель и трансмиссию. Если у вас нет специальных моющих средств, воспользуйтесь стиральным порошком типа "Новость". Не советую мыть мотор бензином или дизельным топливом – они разрушают изоляцию проводов и резиновые детали. Теперь, когда все сверкает, гораздо приятнее работать. Да и видно лучше".

Вымыть кузов автомобиля в современных условиях – не проблема. А вот с подкапотной мойкой лучше быть поосторожнее. И конечно, сегодня никому не придет в голову использовать для этих целей стиральный порошок.

Фото: РИА "Новости" / Игорь Бойко

"К холодам нужно подготовить все системы. В двигатель залейте зимнее (М8Г №9) или в крайнем случае всесезонное (М10Г №10) масло. В коробку передач и задний мост – масло ТАД-17 или ТАД-10. Думаю, что вам это известно. Просто хочу напомнить".

Зимнее масло? Нынешние водители зачастую даже не знают, что это такое — спасибо современной химии! А масло в коробке передач вряд ли кто-то будет менять самостоятельно.

"Зазоры между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов отрегулируйте на холодном двигателе (плюс 15 – плюс 18 градусов). Они должны быть не менее 0,15 мм".

Что сделать? Можете себе сейчас представить, что какой-нибудь менеджер или леди из бизнес-центра после работы пойдут в гараж регулировать зазоры клапанов? Нет? А ведь когда-то это была вполне рядовая операция!

"Крышку воздушного фильтра, которая регулирует забор воздуха, переставьте в "зимнее" положение. Для чего, — я думаю, объяснять не стоит".

А мы все-таки объясним. На карбюраторных автомобилях это делается для увеличения температуры воздуха. Если эту операцию проигнорировать, то, в лучшем случае, на свечах будет увеличиваться нагар, а в худшем – возможно замерзание впускного тракта и карбюратора, вплоть до остановки двигателя. Вы уже чувствуете, скольких проблем лишены владельцы современных автомобилей?!

"Очистите бензобак от воды и грязи, выпустив их через сливную пробку. Доступ к ней закрыт резиновой заглушкой в правой части заднего пола кузова. Не забудьте также очистить и промыть сетчатый фильтр бензинового насоса".

Очистить бензобак? Промыть фильтр бензонасоса? Расскажи сейчас водителю о таких операциях, он за голову схватится! Кстати, а что в бензобаке делала вода и грязь? Неужто в СССР тоже были проблемы с качеством топлива?!

Фото: РИА "Новости" / Станислав Корытников

"Наконец, напомним об одной мелочи. Позаботьтесь, чтобы не замерзала замочная скважина двери и багажника и сам механизм замка. В продажу поступают специальные аэрозоли-антиобледенители для этой цели. Но если у вас нет такого баллончика, вспомним старый проверенный способ. Сначала промоем замок несколькими граммами спирта или ацетона (сильной струйкой, из маленького медицинского шприца). Затем смажем, вдув в скважину мелко истолченный грифель мягкого черного карандаша".

А вот этот лайфхак очень интересный! По сути – изготовление графитной смазки в домашних условиях. Правда, что-то нам подсказывает, что мало кто так будет делать – сегодня размораживатели замков продаются на каждом углу.

Как в СССР обходились без зимней и летней резины для автомобиля? Как ездили на автомобиле зимой? Какие применялись устройства для антискольжения?

Зимняя резина — это для разводка производителей шин.

Всю свою жизнь, за рулем, езжу на всесезонке. И не понимаю тех, кто "переобувается" для езды по Москве, в частности. На периферии — не знаю.

В СССР — машин было мало на дороге, особенно зимой, интенсивность не такая, что сегодня.

Зимой манера езды, конечно, менялась, дороги убирались от снега и наледи хуже. Бывали случаи, не выедешь со двора. Лопата зимой в багажнике, сейчас то же. Если светофор на подъеме, то могли быть проблемы.

Таксист научил — купить детскую лестницу. Купил две, благо стоили копейки и влезали в багажник. Реально выручили, когда поехали на Новый Год загород. До трассы из деревни добирались, подкладывая их под задние колеса семерки.

Большая часть автовладельцев пользовалась резиной всесезонной. Я не знал людей, которые имели бы два комплекта резины. Я не знал даже марок зимней и летней резины производства СССР. Покупка новой резины, любой, была огромной проблемой. Приходилось свою старую лысую сдавать в наварку.

Очень многие автовладельцы предпочитали зимой не ездить, совсем. Машина стояла в гараже, а аккумулятор был дома, в тёплой квартире. Такие мероприятия позволяли продлить срок службы резины до пяти лет, иногда и больше. Пробег в год составлял, конечно, около 10 000 км.

Для езды зимой предлагалось применялись специальные цепи, которые одевались на колесо. Это была такая редкость, что я видел только на картинках, в журнале "За рулем".

Диск здоровья в 2013 году стал экспонатом Музея социалистического быта (Казань). Директору музея Рустему Валиахметову (в центре) уралмашевский мини-тренажёр подарили музыканты группы «А-Студио» Кети Топурия и Байгали Серкебаев. Фото: muzeisb.ru

  • Опубликовано в №055 от 31.03.2016
  • Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (3 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья»(31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)

Изделия, о которых мы расскажем сегодня, выделяются из общего ряда свердловских брендов: они не были нашими разработками. Тем не менее производились они на свердловских заводах, имели собственные названия и, занимая значительную (до 50 процентов) долю рынка, ассоциировались у очень многих советских людей именно с нашей областью.

Шина «Снежинка»

Многие опытные автомобилисты, уже вовсю крутившие баранку в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, до сих пор с ностальгией вспоминают зимнюю шину модели АИ-168У, которая за свой рисунок протектора получила народное название «Снежинка». Это была первая зимняя резина в стране. «Снежинку» с 1989 года выпускал Уральский шинный завод, видимо, поэтому многие уральские автолюбители до сих пор уверены, что это свердловское ноу-хау. Однако это не так.

Название «Снежинка» единственные в СССР зимние шины получили за рисунок на протекторе. Неизвестный фотограф

— Шина была спроектирована Московским научно-исследовательским институтом шинной промышленности ещё в конце 60-х годов, — рассказала «ОГ» главный технолог ООО «Уралшина» Галина Яженских. — Тогда наше предприятие само не решало, какой типоразмер шин изготавливать — этим ведали в Москве. И до перестройки нам предписывали выпускать только мотоциклетные, грузовые и массивные шины. «Снежинка» же предназначалась для легковых авто. Первыми её производство освоили на заводах в Нижнекамске, Барнауле, Омске и Ярославле. В перестроечное время у нас появилось право выбора, и мы начали выпускать покрышки для легковушек, в том числе и «Cнежинку».

Аналогов этим шинам в нашей стране на тот момент не было. «Снежинки» выпускались под «Москвичи», «ВАЗы», «ИЖ». По словам главного технолога Уралшины, в год наше предприятие выпускало порядка 50 тысяч шин.

— Достать их было очень тяжело. Дефицитное время было, — вспоминает Галина Яженских. — В 90-е годы заводчанам этими шинами выдавали зарплату. Горожане об этом знали, поэтому вдоль забора у нашего завода постоянно крутились перекупщики или люди, которые готовы были обменять шины на бытовую технику, мебель и так далее. Насколько я помню, две «Снежинки» можно было обменять на диван.

Автолюбители на форумах в Интернете сегодня спорят о качестве этой зимней резины. Одни уверяют, что она была грубой, гудящей, тяжёлой и вовсе не приспособленной для гололёда. Другие пишут, что до сих пор ездят на «Снежинке» и лучшей резины ещё не встречали.

— Как ни странно, правы и те, и другие, — говорит Яженских. — Из-за отсутствия опыта работы с зимней резиной первые партии у нас действительно получались «дубовыми». Но в процессе мы отработали технологию, и отзывы были самые благоприятные.

Объёмы производства диагональных шин «Снежинка» стали снижаться в начале 2000-х годов, когда на российском рынке появились импортные радиальные шины, которые были более комфортабельными при езде, легче по весу и надёжнее. В 2002 году Уралшина полностью прекратила выпуск шин модели АИ-168У. Но на различных автомобильных форумах «Снежинки» продают и покупают до сих пор.

Диск здоровья

В семидесятых-восьмидесятых годах ХХ века у советских людей (прежде всего у женщин) был очень популярен диск здоровья — компактный спортивный тренажёр. Он c 1968 года производился на Уралмашзаводе, но — так же, как и «Снежинка» — не был разработкой свердловчан.

По словам научного сотрудника музея Уралмашзавода Сергея Агеева, в 1966 году специальным постановлением Совета Министров СССР на базе существовавшего в Москве Центрального опытно-конструкторского бюро спортоборудования был создан Всесоюзный проектно-технологический и экспериментально-конструкторский институт по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ). Этот институт, действовавший в системе Спорткомитета СССР, разрабатывал для всей страны различный спортивный инвентарь. В том числе и диск здоровья.

Ещё одно свидетельство популярности свердловского тренажёра — то, что его активно отрисовывали художники-карикатуристы.

— Устройство тренажёра нехитрое — два штампованных стальных диска, которые соединены шарикоподшипником, — рассказал Сергей Агеев.

У выпускавшегося в Свердловске диска здоровья был соперник — диск «Грация», производившийся в Краснодаре. Они друг от друга практически ничем не отличались, но особой конкуренции на рынке между ними не было: на прилавках магазинов не залёживались ни тот, ни другой. Кстати, покупали их не только дамы, мечтающие о тонкой талии. Достоинства большого стального шарикоподшипника оценили и их мужья: диск оказался весьма удобен в качестве поворотного стола для различных тяжестей (с этой целью его часто подкладывали под телевизор).

Диск здоровья пользовался настолько большим спросом, что теперь даже в музее самого предприятия этого диска нет — остался только паспорт изделия. Хотя изначально диск там, естественно, был… Фото: Александр Исаков

Сейчас Уралмашзавод такие спортивные тренажёры не выпускает, но подобные диски производят на других предприятиях России, например, в Самаре. Некоторые из нынешних дисков здоровья и «Грация» оснащены элементарной электроникой — счётчиком сделанных поворотов.

Сюжет

«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами — цель этой серии публикаций.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях