Какие ступени называются вводными

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Устойчивые звуки во всех тональностях см. в таблицах Ыа 1,2.

В письменных работах учащихся принято изображать устойчивые звуки белыми, а неустойчивые — черными нотами.

й 11. НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ

Неустойчивыми являются Ч11, 11, 1Ч, Ч! ступени. Они окружают звуки тонического трезвучия. Две из них: М! и П — имеют дополнительное название. Они называются вводными звуками, так как, окружая 1 ступень, как бы вводят в нее:

На неустойчивых звуках нельзя закончить музыкальное произведение, так как останется ощущение незавершенности. Для окончания необходимо повести неустойчивый звук в устойчивый. Переход неустойчивых звуков в устойчивые называется разрешением неустойчивых звуков.

Разрешение неустойчивых звуков происходит по правилу:

Разрешение П — 1 более устойчиво, чем П — П1, так как 1 ступень самая устойчивая в тоническом трезвучии, а П1 ступень менее устойчива. Полутоновое тяготение всегда более острое, чем тоновое. Поэтому в мажоре разрешение 1Ч — П1 более устойчиво, чем 1Ч — Ч. Однако разрешение 11 — П1, 1Ч — Ч также правильно.

Разрешения неустойчивых звуков во всех тональностях см. в таблицах М 1, 2.

5 12. ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ

Главные ступени в тональностях — 1, !Ч, Ч. Они имеют названия. ! ступень называется: тоника (Т), !Ч ступень называется: субдоминанта (Б), Ч ступень называется: д о м и н а н т а (О). Главные ступени во всех тональностях см. в таблицах М 1, 2.

Остальные ступени лада — побочные. Они также имеют названия.

И ступень называется: нисходящий вводный звук, И! ступень называется: медианта (средняя), Ч! ступень называется: субмедианта (нижняя медианта),

Ч!! ступень называется: восходящий вводный звук.

5 13. МАЖОРНЫЙ ЛАД

Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим и мелодическим. Строение гаммы натурального мажора:

тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строя таким образом мажорную гамму от звука до, получим гамму до мажор, от звука ре — ре мажор, от соль — соль мажор и т. д.: ло мажор 1 11 Н1 1Ч Ч Ч1 Ч11 1 1 11 111 !Ч Ч Ч! Ч[! 1

Вводный тон (нем. Leitton , фр. note sensible букв. «чувственная нота») — ступень мажорного и минорного звукорядов, лежащая полутоном выше или полутоном ниже соседней ступени. Переход от вводного тона, помещённого на слабой доле такта, к соседней ступени на сильной доле такта описывается как переход от ладового неустоя к ладовому устою, также как разрешение неустоя в устой. Иногда вводным тоном называется также II ступень мажорного или минорного звукоряда, расположенная целым тоном выше тоники [1] (используется в тех же метроритмических условиях).

Содержание

Краткая характеристика [ править | править код ]

В мажорно-минорной музыке Нового времени в качестве вводного тона наиболее типична VII ступень мажора и гармонического минора. В C-dur переход от h (VII ступени, на слабой доле) к с (I ступени, на сильной доле), в a-moll переход от gis (VII повышенной ступени) к a (I ступени) описывается как переход от вводного тона к тонике [2] .

В расширенной тональности вводные тоны могут быть образованы и на тех ступенях мажорного и минорного звукорядов, которые «изначально» отстоят от своих соседей на целый тон — путём их альтерационного повышения или понижения. Например, в C-dur/c-moll при переходе II низкой ступени в I ступень (des-c, с соблюдением вышеописанных метрических позиций) des описывается как вводный тон к тонике, при fis-g (IV—V) в тех же тональностях fis описывается как вводный тон к доминанте и т. д. и т. п.

Если переход осуществляется от более высокой ступени к более низкой, такая ступень именуется нисходящим вводным тоном, если же от более низкой к более высокой,— восходящим вводным тоном.

Ход от вводного тона на полутон вверх или вниз зачастую образует интервал, который является хроматическим по положению, но диатоническим по существу (например, упомянутый выше интервал gis-a в гармоническом ля миноре). В современной гармонии такого рода интервалы иногда обозначаются термином «диахроматические» [3] .

Исторический очерк [ править | править код ]

Понятие вводного тона появилось во Франции XVIII в. в ходе становления концепции гармонической тональности. Для него французы употребляли метафорический термин note sensible («чувственная нота», или «чувствительная нота»), причём только по отношению к восходящему вводному тону от VII к I ступени натурального мажора и гармонического минора. С XX века термин «вводный тон» применяют также по отношению к старинной музыке, в которой мажорно-минорной тональности не было. Например, каденцию с двумя вводными тонами (в России часто под названием «готическая каденция» [4] ), типичнейшую для музыки XIII—XIV веков, немецкие музыковеды называют «каденцией с двумя вводными тонами» (нем. Zweileittonkadenz ). Анализируя церковные тоны А. Банкьери (начало XVII века), говорят о «вводных тонах» в описываемых им каденциях многоголосного лада [5] . Вводные тоны находили даже в монодическом григорианском хорале [6] , хотя для возникновения вводного тона в молитвословной просодии нет метроритмической предпосылки (нет такта с присущим ему различением сильной и слабой долей).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях