Как увеличить мощность динамика

Что ж, друзья, пожалуй, эта запись будет финальным отчетом в доработке басовой составляющей отнюдь не дешевой системы Bang & Olufsen, однако, дававшей некогда слабину на низких частотах.
Но не будем о печальном, то в прошлом. Нынче уже совсем другое дело…

И на этот раз был предпринят кардинальный подход. Спустя 5 месяцев размышлений.
Напомню, в оригинале сабвуферный канал штатного усилителя выдавал лишь 120вт.
После электрического вмешательства мощность поднялась до 150вт — стало чуть лучше, но лишь чуть.
Затем последовала замена головки на 4-омный Hertz ES200.5 против 6-омного оригинала — мощность, соответственно, возросла до 220вт, басы появились, но чего-то все еще не хватало…

А не перемотать бы динамик? Да не вопрос! Поехали!

Почему перемотка, еще и нового динамика?

— Усилитель B&O может стабильно работать на нагрузки от 2.2ом и выше — динамика на такое (или близкое) сопротивление не существует
— Нужно было выжать максимум из оригинального исполнения системы
— динамик Hertz устраивал по своему звучанию, но не мог показать себя во всей красе

Соответственно, была предпринята попытка найти толкового мастера по перемотке головок в наших крайях, и он нашелся. Однако, стоимость мероприятия в еще одну головку (60 евро) и месяц очередей не сильно радовали. Потому было предпринято закономерное решение — рискнуть сделать все самому от и до!
Если честно, свои шансы я оценивал не выше 30-40%, т.к. это первый подобный опыт.

Вооружившись накопленными за неделю знаниями, принялся за работу.

Замеряем реальное сопротивление по постоянному току, подавая стабильный ток 1А — 2.9ом (50мОм на проводах) — совпадает с обещанием производителя.

Делаем прощальное фото и приступаем за работу.

Для начала потребуется отклеить подвес диффузора — он посажен на термоклей, хорошо размягчающийся уже при 70-80гр. Фен + пластиковая карточка = работа пошла:

Спустя уже несколько минут показалась центрирующая шайба. Состав, которым она была прихвачена, сразу мне показался подозрительным — он не размягчался растворителями, но все-таки сдался при прогреве до 150-200гр.

Тем не менее, спустя около часа аккуратных манипуляций динамик был успешно располовинен:

Далее — предварительная оценка провода, подбор подходящего чуть большего диаметра и начало процесса перемотки.

В оригинальном исполнении катушка состоит из:
— 4 слоев на алюминиевом каркасе 50мм диаметром
— 166 витков (около 28м провода)
— провод 0.45мм без учета изоляции
— вес обмоточного провода составил 42г:

Далее следовала зачистка каркаса и подготовка к намотке подбором нужного основания (не допустить образование замкнутого витка в пропиле каркаса!):

Провод для перемотки был подобран следующий:
— марка ПЭТВ-2, температурная выносливость 130/180гр
— 0,50мм без учета изоляции для большей выносливости
— около 26м в длине и 48г в весе
— около 155 витков для обеспечения сопротивление 2.3-2.5ом

После предварительной пропитки клеем основания, процесс намотки пошел виток за витком:

С качественным клеем отдельная история.
Требования к нему должны быть примерно следующие:
— отличная адгезия к металлам
— температурная выносливость не хуже 120гр
— относительная эластичность в застывшем виде
— не моментальное застывание, но желательна возможность управляемой вулканизации

По всем этим пунктам идеально подошел Loctite 352, имевшийся под рукой. Клей может часами находиться в полужидком (как свежий мед) состоянии, но, в то же время, при использовании мощной UV лампы застыть за минуту или при запекании при +121гр — в течение получаса — отлично!

Катушка была успешно намотана все в те же 4 полных слоя, на ту же длину намотки, что и в оригинале, и общим числом витков ровно 155 — как в аптеке!

Далее следовало заставить клей застыть — для этого опытным путем была подобрана подводимая к катушке мощность (порядка 16.5вт) так, чтобы температура ее стабилизировалась примерно на уровне требуемых +121гр и, в то же время, лаковая изоляция не повредилась бы. И так пара подходов по полчаса, клей практически затвердел.

Для пущей уверенности была взята UV-лампа от аппарата для проверки купюр на каких-то 4вт, и катушка окончательно отвердела спустя еще с полчаса равномерной неспешной "засветки":

Ну, и момент истины — окончательная пропайка выводов и замер сопротивления:

2.35 Ом с учетом подводимых кабелей (0.05ом)! Ровно то, что и ожидалось, математические подсчеты не подвели, значит, и считать еще не разучился. Усилитель на данной нагрузке способен развить порядка 310вт номинальной мощности.

Далее следовал не менее кропотливый процесс обратной сборки — проклейка центрирующей шайбы и подвеса на свои места. Для начала надо было счистить все остатки клея, слегка прогревая подвес:

А дальше — из серии "как нарисовать сову", поскольку процесс данный был очень муторный и фотографировать толком нечего было. Основная задача была — сцентровать катушку, не имея к ней доступа, ввиду особенности строения динамика.

Данная операция была возможна только при условии подачи слабого НЧ (около 10гц) сигнала на головку и ручной центровки на слух, что выглядело примерно так:

После тщательной центровки все отзвуки пропали и не появлялись при умеренном сдвиге подвеса:

Далее — окончательное прихватывание клеем подвеса и шайбы и подача приличной амплитуды:

Никаких звуков! Такого результата продолжительного процесса перемотки я не ожидал, учитывая отсутствие прежнего опыта. Ждем, пока все окончательно застынет, и беремся за следующий этап:

Меня не устраивало наличие инородной проставки толщиной 10мм, иначе динамик попросту не умещался в корпусе сабвуфера. Раньше. И с этим надо было что-то делать.
Да не вопрос — гулять, так гулять — спиливаем одно из ребер, мешавших динамику полностью погрузиться в корпус:

Каркас стальной, на 4 ребрах никакой деформации не предвидится. хоть пляши на нем.
Ну и еще один мелкий надрез для полного погружения головки:

Как результат, никаких проставок и приличный вид! Хотя сверху все равно идет крышка…

Что из этого всего получилось?

Прежде всего, стоило бы визуально сравнить оригинальный динамик и доработанный Hertz:

Динамики весьма схожи, но преимущество все же на стороне Hertz — это и чуть более толстый магнит, и более мощное исполнение в целом.

Да и банальное "простукивание" наводит на определенные умозаключения:

Разумеется, Hertz и раньше играл интереснее оригинала.
Момент же истины был после установки сабвуфера в авто и первом его включении…
Вообще, человек я очень придирчивый, в особенности к своей работе. Но то, как заиграла система после окончательного апгрейда, отбросило в сторону все сомнения относительно целесообразности данной задумки! Я впервые захотел убавить количество басов просто потому, что их было уже более, чем достаточно!

Да, басов стало именно больше, чем ожидалось! Это непередаваемо. Даже при установке регулятора, как на фото, в спинку каждого из сидений на достаточной громкости отчетливо пробираются те низкие басы, которых раньше было мало, а в оригинале и попросту не было!

Сухие цифры, RMS
До и после — сабвуфер + мидбасы в дверях + 9 сч/вч динамиков по салону
Оригинал — 120+4*40+9*22 = 478вт
Доработка 1 — 150+4*50+9*22 = 548вт
Доработка 2 — 220+4*50+9*22 = 618вт
Финальная доработка — 310+4*50+9*22 = 708вт музыкальной мощности, или ровно в полтора раза выше оригинала, что нельзя не ощутить.

Спустя первые полчаса прослушивания было сделано предположение, что сабвуфер стал играть и заметно ниже. Не поверил. Не поленился, и пошел снимать реальные показания домой.

Были сняты замеры сопротивления относительно подводимой частоты (динамик вывешен в воздухе, подальше от всех предметов), что лишь подтвердило предположение.
В оригинале Fs (резонансная частота динамика) указана на уровне 40Гц и кривая сопротивления выглядит примерно как синий график:

То, что получилось в итоге, меня приятно удивило — Fs значительно упала до 28Гц (во что с трудом верится, но все относительно) и выглядела как оранжевый график. Оно же непосредственно влияет и на увеличенную отдачу на самых низких басах.

20-литровый же корпус результировал в 38Гц настройке (серый график), что не помешало ему ощутимо отыгрывать басы уже начиная с 28Гц в салоне авто, и так вплоть до 60Гц, выше которых уже роль сабвуфера не так важна.

Тут я смог доказать сам себе, что не ослышался, и продолжаю убеждаться при каждом включении системы! Это именно тот случай, когда ты понимаешь, что из системы выжат весь разумный потенциал, которого уже хватает с лихвой на любой жанр музыки, без фанатизма и оглушения прохожих. К слову, проделанная шумоизоляция в авто практически не выпускает звуки наружу, вырывающиеся лишь при открытии двери — это также не может не радовать — работа была проделана отнюдь не зря.

К чему это все? Хозяин доволен, и это главное. Поставленная цель сохранить полностью оригинальный внешний вид топовой заводской акустики была успешно достигнута. Приятно то, что салон наполняется звуками не в ущерб дизайну или полезному объему багажника — ведь все, до единого, динамики размещены под обшивками и не портят вид. Лишь алюминиевые сеточки и выезжающие из приборной панели твитеры как бы намекают, что тут не все так просто…

"Видишь суслика? — Нет. — А он есть…" ©

На этом проект Bang & Olufsen окончен, переходим к осуществлению новых!

Статьи, Схемы, Справочники

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Как усилить мощность динамика

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Перейти к результатам поиска >>>

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:


  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.
  • Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

    • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
    • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
    • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
    • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
    • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

    Классификация

    Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.
    • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
    • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.
  • Применение

    Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

    1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
    2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  • В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  • В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.
  • давление или чувствительность?

    какая чувствительность номинальная?

    максимальная мощность и соответсвенно давление НЧ динамиков ограниченны механическим ходом диффузора и длиной намотки катушки.

    чувствительность можно изменить усилив магнит, разумеется параметры TS изменятся.

    K.V.V.
    Ветеран


    Откуда: Киев
    Сообщений: 5 316
    Репутация: 530 Thanks: 1268
    Поблагодарили: 10495 за 2658 сообщения
    yurko62
    Учу Правила

    Откуда: Клiшкiвцi
    Сообщений: 317 Thanks: 17
    Поблагодарили: 181 за 66 сообщения
    K.V.V.
    Ветеран


    Откуда: Киев
    Сообщений: 5 316
    Репутация: 530 Thanks: 1268
    Поблагодарили: 10495 за 2658 сообщения

    (21-08-2014 16:52) yurko62 писал(а): Какой ход.
    Какой поршень.

    AntonZP
    Ветеран


    Откуда: Obořiště
    Сообщений: 7 166
    Репутация: 355 Thanks: 9341
    Поблагодарили: 9049 за 4019 сообщения

    (21-08-2014 16:52) yurko62 писал(а): Какой ход.
    Какой поршень.

    внутречерепное

    Morlock
    Ветеран


    Откуда: Харьков
    Сообщений: 1 076
    Репутация: 116 Thanks: 96
    Поблагодарили: 414 за 205 сообщения
    K.V.V.
    Ветеран


    Откуда: Киев
    Сообщений: 5 316
    Репутация: 530 Thanks: 1268
    Поблагодарили: 10495 за 2658 сообщения

    (21-08-2014 20:31) Morlock писал(а): Возможно +2дБ и выйдет.

    VNV73
    Ветеран


    Откуда: Запорожье
    Сообщений: 8 243
    Репутация: 456 Thanks: 10604
    Поблагодарили: 10712 за 4494 сообщения
    Morlock
    Ветеран


    Откуда: Харьков
    Сообщений: 1 076
    Репутация: 116 Thanks: 96
    Поблагодарили: 414 за 205 сообщения

    (21-08-2014 21:10) K.V.V. писал(а): Эк Вы хватили! 3дБ — это увеличение мощности в ДВА раза, а Вы думаете резинку натерли салом и плюс 2.

    Если натереть резинку салом, то думаю что и +5дБ будет. А если с прорезью, то и все +10дБ

    А если без смеха, то сие действо помогает лишь на НЧ динах в купе с шаманством с магнитом, а вот на СЧ думаю что вряд ли.

    Думаю что либо менять динамик, либо принимать средства-улучшайзеры вовнутрь, для достижения гармонии.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

    Мы в социальных сетях