Как работает датчик включения вентилятора

Часто люди спрашивают, как проверить датчик включения вентилятора. Ведь при отказе вентилятора, в первую очередь, рекомендуется проверять именно его. Отказ датчика является самой частой неисправностью системы охлаждения.

Конечно, владельцы многих отечественных автомобилей могут спокойно приобрести другой датчик, благо стоит он копейки. И таким образом определить работоспособность стоявшего изначально. Но, владельцы иномарок такого себе позволить не могут, в их случае лучше определить исправность прибора, а после этого уже идти в магазин за новым, или продолжать поиски причины отказа вентилятора.

Как проверить датчик включения вентилятора? Чтобы ответить на этот вопрос нужно для начала определиться какие они бывают и как работают. Собственно, принцип работы довольно прост, в датчике имеется 2 контакта, а также биметаллическая пластинка. Она при нагревании расширяется и, замыкая контакты, подает ток на обмотку возбуждения двигателя вентилятора, включая его. Почти такой же принцип работы датчика системы охлаждения на инжекторе. Отличие только в том, что на инжекторах включение происходит через блок управления двигателем. Он собирает информацию с нескольких датчиков, и только тогда включает обдув радиатора.

На карбюраторных моделях датчики имеют четкую градацию по температуре срабатывания. Узнать в каких пределах работает датчик можно по маркировке на самом приборе, обычно это интервал цифр 97-92. Иногда, автолюбители, стремясь снизить порог включения вентилятора, специально подыскивали датчики с номиналом ниже стандартного. На инжекторах приборы стоят стандартные, включение там происходит, исходя из настроек блока управления.

Устанавливаться датчики могут в несколько мест. Наиболее распространенный вариант, это радиатор. Точнее в его нижней части. Так расположены датчики на всех карбюраторных моделях, а также на большей части инжекторов. Сейчас, все чаще можно встретить машины с датчиком включения вентилятора, встроенным в блок цилиндров, неподалеку от термостата. От остальных они отличаются только месторасположением.

Проверять работоспособность датчика можно несколькими способами. Некоторые из них отличаются на карбюраторных машинах и инжекторных. Поэтому, при проверке учитывайте эту разницу. Также, перед тем как проверять датчик, убедитесь в работоспособности предохранителя. Также проверьте цепь, питающую датчик и вентилятор.

Карбюраторные двигатели. В этом случае проверка максимально проста. Скидываем провода с разъема датчика. Включаем зажигание. Перемыкаем разъемы. Если вентилятор заработал, то однозначно поломался датчик его включения. Кстати, в таком случае, перемыкание разъемов позволит доехать до дома, и не перегреть двигатель даже летом. Только располагайте их так, чтобы контакты ненароком не коснулись корпуса, это вызовет замыкание.

Инжекторные. Во-первых, желательно провести компьютерную диагностику. В некоторых моделях автомобилей имеется отдельный код для датчика обдува радиатора. После проводится проверка на двигателе. Для этого достаточно снять разъем с термодатчика, при этом, блок управления перейдет в аварийный режим, и через 5-10 секунд запустит вентилятор. Это будет означать проблему в датчике, который передавал искаженные данные.

Проверка датчика

Термодатчик рассчитан на включение при определенной температуре. Но, это происходит далеко не всегда. Иногда он полностью отказывает, в некоторых случаях только частично, просто реагируя в других диапазонах. Для более точного диагноза необходимо проверить прибор дополнительно. Для этого вам понадобится вода в любой удобной посуде, термометр для жидкостей, тестер или лампочка с проводами. В зависимости от способа проверки может понадобиться аккумулятор.

Проверка тестером производится следующим образом. Датчик опускается в воду, причем нужно следить, чтобы он находился контактами вверх. В воду помещается термометр, и емкость начинают подогревать. К выводам присоединяют щупы тестера, его обязательно включают в режим проверки сопротивления. При невысокой температуре сопротивление должно стремиться к бесконечности. Вам следует уловить момент, когда прибор покажет сопротивление значительно меньше. Засеките в этот момент температуру.

Не самым страшным вариантом является срабатывание при температуре ниже номинала. Значительно хуже, когда прибор реагирует с опозданием. При отсутствии тестера, можно воспользоваться лампочкой. Для этого к датчику подключают аккумулятор, в одно плечо добавляют лампочку. Отмечают температуру, при которой включилась лампа.

Заключение. Исправность системы охлаждения автомобиля крайне важна. В случае неисправности есть риск серьезно повредить двигатель. Поэтому, знание, как проверить датчик включения вентилятора окажется для автолюбителя не лишним. Так вы сможете сэкономить не только деньги, но и время.

Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.

За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.

Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора

Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.

В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.

Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.

Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора

Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:

  • На карбюраторе. Чтобы проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора на карбюраторном двигателе, необходимо заглушить автомобиль. Далее находите датчик в подкапотном пространстве и снимаете с него провода, подходящие к разъему. После этого запускаем двигатель и перемыкаем разъемы, с которых были сняты провода. Если вентилятор включился, можно диагностировать поломку датчика.
    Обратите внимание: В ситуации, когда датчик выходит из строя в дороге, чтобы избежать перегрева двигателя, можно подобным образом перемкнуть контакты датчика. При этом важно их изолировать, чтобы они не коснулись корпуса и не вызвали замыкание.
  • На инжекторе. В инжекторном двигателе можно провести компьютерную диагностику датчика. В ряде современных автомобилей предусмотрена отдельная диагностическая ошибка, сигнализирующая, что неисправен датчик вентилятора охлаждения. Если такая ошибка была определена, можно следующим образом провести диагностику датчика на автомобиле. Нужно отсоединить разъем с датчика и подождать несколько секунд. Блок управление обнаружит, что датчик более не подключен и запустит вентилятор.

Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:

  1. Возьмите тестер, термометр для измерения температуры воды, емкость для нагрева воды, воду и сам датчик;
  2. Далее налейте в емкость воду и поставьте ее разогреваться;
  3. Опустите диагностируемый датчик в воду, чтобы его контакты находились сверху;
  4. Следите по термометру за температурой воды, при этом удерживайте щупы тестера (включенного в режим замера сопротивления – Ом) на контактах датчика;
  5. Пока вода не разогрета, сопротивление датчика будет стремиться к бесконечности. При определенной температуре нагрева датчик должен сработать и сопротивление значительно снизится. Необходимо определить при какой температуре воды это происходит.

В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.

Многие владельцы автомобилей семейства ВАЗ часто сталкиваются с проблемой перегрева мотора. Возникает данный недуг по различным причинам, но одной из наиболее распространенных проблем является несвоевременное включение вентилятора радиатора. Подобная неисправность способна привести к серьёзным поломкам. Выходит из строя не только клапанная крышка, но возможно и заклинивание силового агрегата.

Чтобы обезопасить свой автомобиль от поломок и обеспечить бесперебойную работу двигателя необходимо следить за состоянием всех основных датчиков системы. Как проверить датчик включения вентилятора на работоспособность?

Где находится датчик включения вентилятора?

На всех автомобилях ВАЗ с карбюраторным типом мотора датчик включения вентилятора располагается на корпусе радиатора. То есть, чтобы найти это устройство достаточно открыть капот и обнаружить со стороны радиатора охлаждения механизм, схожий на гайку с контактами.

Нагревание резьбовой части непосредственно в теплоносителе приводит к замыканию контактов. В свою очередь напряжение от аккумулятора подается к электродвигателю, который приводит к действию вентилятор.

Проверка датчика

Во время движения на высокой скорости охлаждение двигателя происходит естественным путем. В жаркую погоду и на малых скоростях возможно перегревание мотора. Увеличение показателя температуры не приборной панели может быть свидетельством того, что датчик вышел из строя. Устройство вступает в работу при достижении температуры ОЖ высоких значений.

Для его диагностики совершенно необязательно отправляться на станцию техобслуживания. Достаточно вооружиться подручным инструментом и проделать следующую работу:

  • Проверить на работоспособность предохранитель, если он вышел из строя, то необходимо установить новый экземпляр;
  • Замкнуть контакты механизма, если вентилятор начнет работать, то вероятней всего датчик включения нуждается в замене;
  • Проверить проводку, которая в большинстве случаев является причиной отсутствия питания и пробоев на массу.

Существует также альтернативный способ проверки работоспособности механизма с использованием мультиметра. Для этого необходима ёмкость с жидкостью и источник тепла. Первым делом требуется отсоединить все электрические разъёмы датчика и выкрутить механизм ключом. Предварительно следует слить антифриз и проделывать работу на холодный двигатель. Принцип проверки исправности ДВВ схож с проверкой термостата.

Клеммы мультиметра присоединяются к контактам термовыключателя и устройство переводится в режим работы «прозвон». Датчик вентилятора помещается в емкость с водой частью с резьбой. После чего включается источник тепла и нагревается вода. Температурный диапазон включения механизма, как правило, отображен на корпусе устройства. Зачастую это температура от 85 до 92 градусов. Когда вода будет нагрета до этих значений, датчик должен издать свойственный его включению звук. Если ничего не произошло, то следует заменить вышедший из строя механизм.

Самостоятельная замена ДВВ

Замена поломанного устройства начинается со снятий клемм аккумулятора. Затем необходимо слить из системы ОЖ и выкрутить устройство из корпуса радиатора. Сборка проводится в обратной последовательности. Работа не отнимет много времени даже у начинающего водителя. Для улучшения системы охлаждения возможна установка вентилятора от «Нивы».

В инжекторных модификациях слив охлаждающей жидкости не потребуется. Чтобы заменить датчик на ВАЗ-2107, ВАЗ-2109 с инжектором достаточно иметь под рукой ключ на «19» и выкрутить механизм. На его место установить исправное устройство.

При выборе нового датчика лучше всего обращать внимание на фирменные, заводские устройства, которые имеют соответствующие сертификаты. На рынке сегодня можно с легкостью наткнуться на дешевые подделки.

После замены следует проверить все соединения на герметичность. Также в последствие важно постоянно следить за температурой мотора, так как у водителя есть всего несколько минут, чтобы предотвратить серьёзные последствия от высокой температуры в главном агрегате автомобиля.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях