Как часто нужно менять сцепление

Автомобили с механической коробкой передач снабжены специфическим механизмом, именуемым «сцеплением». Тем самым, которое добавляет ненавистную многими водителями «лишнюю» третью педаль и нередко становится причиной серьёзной поломки, способной не только основательно подпортить воздух в салоне, но и полностью обездвижить машину. Рассказываем, почему «горит» сцепление, и раскрываем секреты продления ресурса этого механизма.

Что такое сцепление и как оно работает

Все современные машины с механической (а также роботизированной) коробкой передач в обязательном порядке оснащаются так называемым сцеплением — механизмом, позволяющим изменять передаточное отношение трансмиссии и наделяющим конструкцию возможностью полностью прекращать подачу крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам. Это необходимо, чтобы, к примеру, останавливать автомобиль и трогаться с места, а также переключать передачи.

Механизм сцепления располагается между маховиком двигателя и коробкой передач и наделяет трансмиссию возможностью плавного включения и выключения. Крутящий момент от коленчатого вала мотора напрямую передаётся на маховик, тот, в свою очередь, через корзину и специальный диск с фрикционами (или пакет дисков) передаёт вращение на первичный вал коробки передач и далее — через шестерни коробки и дифференциал — на колёса машины.

Как правило, на обычных легковушках применяется однодисковая схема сцепления, состоящая из самого механизма и его привода. Диск сцепления, снабжённый специальными фрикционными накладками, усилием мощной пружины прижимается к маховику, а другая его сторона жёстко зацепляется с первичным валом коробки передач. Когда водитель нажимает левую педаль, приводной механизм отодвигает диск сцепления от маховика и тем самым разрывает передачу крутящего момента. При отпускании педали трансмиссия вновь подключается. Привод сцепления может осуществляться разными способами — механическим (тросом), гидравлическим и даже электрическим, однако основного принципа работы механизма это не меняет.

В целом сцепление — предельно простая и надёжная конструкция, в которой ломаться практически нечему. Но только на первый взгляд! Поскольку передача крутящего момента осуществляется благодаря фрикционам и силе трения, именно от состояния прижимного диска и его накладок зависит сама возможность автомобиля перемещаться в пространстве. Со временем фрикционы диска изнашиваются — сцепление начинает буксовать и сильно нагреваться, а затем и вовсе перестаёт работать. Этот процесс сопровождается характерным дымом и неприятным запахом, который ощущается как внутри автомобиля, так и за пределами его салона.

Ресурс нехитрого механизма напрямую зависит от стиля вождения автовладельца и от его способности грамотно распоряжаться третьей педалью. Поэтому автопроизводители обычно не дают гарантии на данный узел: безответственные водители способны спалить фрикционы за какие-то три-пять тысяч километров, в то время как профессионалы легко откатают с точно таким же механизмом 150-200 тысяч.

Нетрудно догадаться, что сцепление — такой же «расходник», как, к примеру, тормозные колодки. Однако при правильной эксплуатации его замена вам может никогда не понадобиться — скорее всего, к тому моменту вы уже смените автомобиль на другой. К любителям «отжечь» это, разумеется, не относится — замена сцепления гарантированно опустошит их кошелёк на весьма солидную сумму: такая операция почти всегда трудоёмка и дорого оценивается дилерами.

Как продлить жизнь сцеплению

Жизненный цикл механизма сцепления зависит не только от состояния фрикционов на диске — изнашиваются также корзина, выжимной подшипник и даже сам маховик. Однако быстрее всего в негодность приходит именно диск. Чтобы продлить срок службы сцепления, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций:

— трогаться правильно

Трогаться на автомобиле правильно учат ещё на курсах вождения. Правило здесь одно — педаль сцепления нужно отпускать плавно и, одновременно, достаточно быстро, чтобы диск не буксовал в частично нажатом положении. Момент схватывания должен чувствоваться ногой. Управление «газом» в процессе трогания также чрезвычайно важно: при преждевременной подаче порции топлива обороты повысятся до замыкания сцепления, что станет причиной пробуксовки фрикционов и быстрого их износа.

— не держать педаль в полунажатом положении

Вторая ошибка, которую совершают даже бывалые водители, связана с систематическим частичным нажатием на педаль сцепления в процессе езды. Проще говоря, неумелые автолюбители не убирают ногу на площадку отдыха, а держат её над педалью и время от времени на неё надавливают — незаметно для себя. Это приводит к активации привода и ослаблению давления диска на маховик. Результат — всё та же пробуксовка, снижение ресурса и перегрев узла.

— не буксовать

Сцепление на автомобилях, которые используются для внедорожных вылазок и всевозможных внеасфальтовых покатушек, «живёт», как правило, в разы меньше, чем у «правильных» водителей. Длительная пробуксовка в грязи или глубоком снегу больнее всего бьёт именно по сцеплению. Оказавшись в грязевом или снежном плену и пытаясь из него выбраться, будьте предельно аккуратны — не перегружайте трансмиссию! Характерный запах и жар из-под днища — верный признак, что пора перестать вхолостую крутить колёсами и придумать какой-то более действенный выход из неприятной ситуации.

— не выключать и не включать сцепление под нагрузкой

Чтобы максимально продлить жизнь сцеплению, нелишним будет избавиться от привычки бессмысленно отсоединять трансмиссию во время движения, к примеру, когда автомобиль катится с горы. Такая привычка, к сожалению, осталась у многих соотечественников со времён, когда деревья были большими, а движки карбюраторными — тогда это помогало существенно экономить топливо. Сегодня же данный приём не только ничего не даёт в плане экономии, но и подвергает опасности всех участников движения. Помните: трансмиссия всегда должна быть подключена, за исключением трёх моментов — трогания, остановки и переключения передач. Научитесь двигаться на передаче даже в глухих пробках. Чем меньше вы манипулируете педалью сцепления, тем лучше и для вас, и для этого механизма!

— не забывать опускать «ручник»

Неопытные автолюбители нередко забывают перед началом движения отключить «ручник» — колёса автомобиля остаются частично или полностью заблокированными. В этом случае машине крайне сложно ехать: двигатель, трансмиссия, тормоза и сцепление испытывают колоссальную нагрузку, на которую эти механизмы изначально не рассчитаны. Сцепление в таком случае нагружается особенно сильно и начинает буксовать.

— не буксировать автомобили или тяжёлые прицепы

Буксировка автомобилей или тяжёлых прицепов — ещё один отличный способ «убить» сцепление. Помните, что легковушки для этого изначально не предназначены. Даже частое использование легкового прицепа допустимой массы сильно сократит ресурс сцепления — автомобилю сложно трогаться с места и преодолевать подъёмы, механизм при этом испытывает дополнительные нагрузки.

— не переключаться с перегазовкой

Переключения с перегазовкой или спортивные старты с места с высоких оборотов дают неизменно высокий результат в деле уменьшения ресурса сцепления. Прежде чем возомнить себя гонщиком, ознакомьтесь с ценой на запчасти и работы по замене механизма сцепления. Будьте уверены, его жизнь будет короткой и дымной!

Достаточно важным и серьезным узлом, который периодически требует ремонта, а порой и замены, является сцепление автомобиля. И довольно опасно осуществлять эксплуатацию авто с неисправным сцеплением, что чревато существенными финансовыми затратами, а в более худшем случае тяжелыми ДТП.

Рекомендации здесь однозначны: состояние сцепления должно быть под вашим неусыпным вниманием и ни в коем случае, не стоит игнорировать вопросы, связанные с его ремонтом.

Начнем с того, что рассмотрим признаки, указывающие на неисправность сцепления, а также в каких случаях его следует менять. Так, нажимая на педаль, можно проверить исправно ли сцепление. Характерный скрип, появляющийся при нажатии на педаль, свидетельствует о неисправности сцепления. В то же время необходимо ясно разобраться с причиной скрипа, исходит ли она непосредственно от педали, либо от пластиковых панелей или ковриков.

Если к скрипу добавилось еще и подергивание педали, то не тяните время, а просто обратитесь к специалистам автосервиса. Появление в салоне запаха горелой пластмассы является еще более явным признаком. Поэтому невозможно спутать его с чем-либо, а тем более не заметить. И в таком случае следует принять во внимание, что через несколько километров дальнейшего следования, сцепление может выйти из строя.

Если вы оказались в такой ситуации, то необходимо его заменить по возможности сразу не откладывая на потом, и выполните эту работу своими руками, по возможности конечно. Если такая возможность отсутствует, то обратитесь на станцию ТО. Тугое переключение передач и затрудненный выжим педали, четко дают вам понять, что пора менять сцепление. При этом включить первую и заднюю скорость станет достаточно тяжело.

Не тяните с заменой сцепления, так как на следующем этапе вы не сможете переключать скорости вообще. Займитесь ремонтом сами, либо поручите этот вопрос автосервису. Однако если со средствами у вас туговато, но имеются условия, которые необходимы для ремонта сцепления, да и принцип работы этого агрегата вам хорошо знаком, то возьмите это дело в свои руки. Думаю, что делая для себя, вы выиграете в качестве.

Отметим, что гораздо легче осуществить процесс замены сцепления на заднеприводных автомобилях, чем на переднеприводных. Могут возникнуть дополнительные трудности, обусловленные конструктивными особенностями агрегата, которые могут отличаться в зависимости от марки. На подъемнике сцепление поменять значительно проще, но при отсутствии его и обычный домкрат вполне сойдет.

Приступая к изложению на бумаге всего процесса ремонта, обращаем ваше внимание на то, что клеммы аккумулятора и, конечно же, гидравлический цилиндр надо предварительно отсоединить. Далее поднимаем автомобиль и помещаем под него специальную емкость для сбора трансмиссионной жидкости, которая может потечь.

Следующей операцией будет отключение от трансмиссии электрики и снятие стартера, соответственно. В исправности маховика и подшипников мы сможем убедиться, только сняв трансмиссию, для чего предварительно откручиваем все ее крепления. Результатом такого осмотра будет замена старых деталей новыми, в случае выявления каких-либо повреждений.

Необходимо проверять пригодность к использованию и целостность деталей сцепления, которые вами снимались в ходе ремонта. Обратите внимание на то, что невозможно будет поставить трансмиссию, если установленное вами новое сцепление не настроено правильно.

Далее сборку всех агрегатов осуществляем в обратной последовательности. Установка трансмиссии, как показывает практика, является самым трудным процессом. Вес ее достаточно внушительный, поэтому для ее поддержки пригласите помощника. Вам понадобятся все ваше терпение и повышенная внимательность, поскольку установка трансмиссии процесс довольно трудоемкий и продолжительный.

При установке гидравлического сцепления имеются свои тонкости. Для удаления всего воздуха из системы, такое сцепление придется прокачивать после сборки. Доливать жидкость, чтобы она была по уровню, придется, если в этом возникнет необходимость.

Работоспособность узла надо проверить более тщательно после установки нового сцепления. Для начала надо выжимать педаль и переключать передачи на месте и если не возникает никаких проблем, то проведите такую проверку в движении. Если все нормально, то переходите к нормальной эксплуатации.

Вот и логическое завершение: основные признаки, при которых необходима замена сцепления отражены, и также отражен процесс его ремонта. Важным является напоминание о возможности самостоятельного ремонта сцепления, что реально только при наличии практического опыта и достаточного багажа знаний по данному вопросу. Есть сомнения, тогда рисковать не стоит, остается только одна дорога – к специалистам, дабы не добавлять себе лишних проблем.

В заключение всего вышеизложенного хочется добавить: чтобы эвакуатор не доставлял ваше неподвижное авто на СТО, не игнорируйте признаки свидетельствующие о необходимости замены сцепления.

когда надо менять сцепление

Уважаемые астраводы подскажите на каком пробеге рекомендуется менять сцепление?
Или может кто то меня определенно на каком то пробеге

Подпишусь ,тоже интересно, не знаю на скольки его нужно менять,у друга GTC 2007 г.,пробег 140.000, ничего не менял ,но собирался))

Сцепление меняется по мере проблем с ним аки
1. Пробуксовка
2. Ведение
Я нигде ни разу не встречал рекомендаций о пробеге для замены))) тоже хотелось бы увидеть

внимание вопрос! средняя стоимость замены сцепы на 1.6? работа-запчасти? чето почитал форум предыдущего авто, выпал в осадок. хоца узнать че почем у нас.

ч0рный караваныч 1.6 энжой 2011года Бохум.- продан!
Mitsubishi ASX 2.0 блондинка Асечка))

В психиатрии ведь как бывает — кто первым халат надел, тот и доктор.

Комплект аналога 10-12 тыс, оригинал 17-20 тыс. Работа от 3000 тыс,

Чувак, сцепление это расходник по типу колодок. Все его по разному кончают, кто за 40000 убьет, а кто и 200000 проедет.

ТоварисЧи, а какие есть яркие приметы того,что сцепление приказало долго жить?
Ну или хотя бы намеревается это сделать?

Читай пост #9
Сцепление меняется по мере проблем с ним аки
1. Пробуксовка
2. Ведение

Элементарное наблюдение падения и поднятия стрелки тахометра при переключении передач,если сцеп.нормальное при переключении наблюдается небольшое падение оборотов и последующее их плавное поднятие,при неполадках сцепления этого падения нет и скорость растет гораздо менее быстро чем стрелка кол-ва оборотов двигателя на тахометре.

FIL59
3-я передача, скорость около 50км/ч, резко нажать на педаль газа-если машина плавно разгоняется -все ок. Если резко прыгают обороты, а авто почти не рагоняется — ремонт!

Так и на 1й не должно быть прокрутов сцепления и на второй тем более. Если на 50 км ч такое замечается то это уже морг конкретный.

походу мне требуется замена )) киньте котоложный номер)

Двигатель, год выпуска, коробка?

"Проверка «ведения» сцепления:
•Если даже при прогретом двигателе коробка передач переключается с трудом, или переключение сопровождается скрипящими или царапающими звуками, то в этом случае, сцепление не выключается полностью, т. е. происходит «ведение». Подобное явление вызывается довольно редко при повреждениями коробки передач. Чтобы в этом окончательно убедиться, необходимо проверить первую или заднюю передачи:
•Двигатель оставить работать в холостом режиме;
•Педаль сцепления полностью выжать, подождать около трех секунд, а затем попытаться включить заднюю или первую передачи;
•Если включение передачи происходит с трудом или слышны скрипящие звуки в коробке передач, это значит, что происходит «ведение» сцепления. Не свободно вращается ведомый диск сцепления;
•Проверить гидравлику сцепления и прокачать его;
•Повторить проверку сцепления на «ведение»."

Вопрос:
На Астре H это работает?

Что значит "проверить гидравлику сцепления и прокачать его"?
Т.е. проблема может быть решена не обязательно заменой сцепления?

У меня вот такая трабл На первой или второй передаче отпускаю сцепление плавно слышен такой звук (тк тк тк ). это если медлино едешь, я проехал всего лишь 45 тищ. И когда включаю заднею то иногда слышишь скрежит как будто не доконца выжато сцепление, це может быть?

На днях обнаружил, что при резком ускорении после 3 т. об. стрелка взлетаем мгновенно до 5 т. Сразу пришел к мысли что походу буксует сцепление.
При этом каких то посторонних шумов нет. Скоростя включаются нормально.

Теперь озадачился следующими вопросами:
1. Как проверить свое предположение по поводу не годного сцепления? Я просто допускаю еще мысль что возможно тросик (если он есть) где нить замерз и из-за этого не до конца отпускает муфту, ли бо еще что то. Может тамп че прокачать надо, или жидкость поменять. Что бы обойтись так сказать меньшими жертвами.

2. Если менять сцепление, что именно нужно менять? Я когда то давно менял с батей, но мы меняли только диск. На форуме пишут что и выжимной и корзину нужно менять и еще че то.

3. И самое интерестное "ГДЕ" менять? может уже кто менял, посоветуйте.

психанул, ударил по ручке, когда передача не воткнулась, итог — педаль сцепления повисла, передачи включались только на выключенном двигателе. выжимное и само сцепление под замену.

ни хера себе ударил

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях