Признаки неисправности датчика оборотов коленчатого вала

Признаки неисправности датчика оборотов коленчатого вала

Автомобильная промышленность развивается невероятными темпами, поэтому на смену старым технологиям приходят новые решения. Они демонстрируют высокую продуктивность работы, экологическую безопасность и надежность. Поэтому при покупке современной машины нужно разбираться в основных нюансах ее устройства, а также знать о принципе работы разных датчиков. В их числе — датчик коленвала.

Общая информация

В течение последних лет производители автомобилей используют только инжекторные силовые установки, которые во многом превосходят карбюраторный тип. Большинство из них оборудовано датчиком положения коленвала, за исключением моделей, где нет бортового компьютера.

Продуктивность работы любой современной машины тесно связана с электронным блоком управления, который отвечает за все процессы по распределению ресурсов силовой установки. Задача датчиков заключается в отображении информации о состоянии отдельных узлов и транспортного средства в целом.

Задача датчика положения коленчатого вала заключается в снятии таких показателей:

  1. Момент прохождения поршнями ВМТ и НМТ в первом и последнем цилиндрах. Передаваемая информация обрабатывается электронным блоком управления, что необходимо для корректировки разных показателей двигателя.
  2. Объемы топлива, которое поступает в цилиндры.
  3. Время подачи бензиновой или дизельной смеси.
  4. Угол поворота распредвала.
  5. И другие важные рабочие моменты.

Устройство и размещение

Разбираясь в устройстве ДПКВ, нужно понимать, что такой элемент состоит из стального сердечника с медной обмоткой, закрепленного в корпусе из пластика и заизолированного компаундной смолой.

На рынке распространено три разновидности датчиков:

  1. Индукционные. Работают на основе намагниченного сердечника с проволокой из меди, которая измеряет любые скачки напряжения. Такие модели способны не только фиксировать расположение коленвала, но и замерять скорость его вращения, что отыгрывает большую роль для качественной функциональности силовой установки. Представители такого типа считаются очень популярными, поэтому они встречаются в машинах гораздо чаще, чем остальные.
  2. Оптические. Такие узлы функционируют на базе светодиода, излучающего свет, а также приемника, который фиксирует излучение с обратной стороны. Когда луч попадает на контрольный зуб, происходит его прерывание. Такой процесс фиксируется приемником, а затем передается на электронный блок управления.
  3. Датчик Холла. Функционирует за счет одноименного эффекта. Коленчатый вал оборудован магнитными элементами, на которых происходит образование постоянного тока под воздействием датчика. Представители этого типа характеризуются особой функциональностью, поэтому они пользуются высоким спросом и присутствуют во многих двигателях.

Чтобы силовая установка работала слаженно и без сбоев, необходимо следить за состоянием ДПКВ. Производители учли этот фактор, поэтому стали размещать датчики в удобных и легкодоступных местах, что позволяет быстро и без особых сложностей заменить их или отремонтировать. Даже если под капотом находится множество узлов и мелких деталей, датчик синхронизации найти довольно просто.

Как правило, его устанавливают на кронштейне между шкивом генератора и маховиков. От датчика положения распредвала или других подобных элементов он отличается наличием длинного провода (длина составляет 70 см), а также специфическим разъемом подключения к бортовому компьютеру.

Чтобы заменить или установить новый датчик, достаточно грамотно определить зазор между стержнем и диском синхронизации. Размеры зазора составляют от 0,5 до 1,5 мм и зависят от особенностей автомобиля. Для регулировки дистанции нужно открутить или закрутить специальные шайбы, которые находятся между прибором и местом монтажа.

Принцип работы

Все датчики выполняют одну основную задачу — корректировку настроек двигателя для снижения расходов топлива и бесперебойной работы автомобиля. И датчик коленвала — не исключение.

Он функционирует по такому алгоритму:

  1. Коленчатый вал машины снабжен реперным диском со специальными зубцами, но стартовый и нулевой зубцы отсутствуют.
  2. Когда узел начинает вращаться, а на зубчики подается магнитное поле от датчика синхронизации, они воздействуют на него. В результате такие изменения фиксируются в виде импульсов и передаются в ЭБУ.
  3. Когда зубчатое колесо проходит мимо датчика, характер импульсных данных заметно меняется, поэтому электронная система старается восстановить нормальный режим работы коленчатого вала.
  4. Руководствуясь полученными импульсами, бортовой компьютер фиксирует размещение коленчатого вала в конкретный промежуток времени. Обработав их, ЭБУ подает сигнал нужным системам и начинает процесс корректировки их работы.

Таким образом двигатель восстанавливает прежнюю функциональность, а расход топлива стабилизируется. Неправильная работа ДПКВ грозит разными проблемами, поэтому при появлении малейших признаков поломки необходимо провести проверку датчика коленвала.

Признаки неисправности

Неопытному автомобилисту важно понимать, что датчик коленвала никогда не работает с периодическими сбоями: он либо нормально считывает показатели с коленчатого вала либо вообще не может это сделать. Это объясняется простым устройством и принципом работы, поэтому поломка неизбежна. Если датчик не выполняет свою функцию, значит, его нужно заменить, т. к. ремонтному обслуживанию он не подлежит. Если при проведении диагностики была подтверждена поломка, придется купить новый элемент.

Существует множество причин и предрасполагающих факторов, вызывающих поломку коленчатого вала. К ним относят температурные изменения и повышенную влажность, а также прямое механическое воздействие. При серьезных неисправностях силовая установка работает в неправильном режиме или вообще не запускается.

Что касается признаков поломки ДПКВ, то они остаются аналогичными для всех типов таких устройств. Водитель должен принять нужные меры, если заметит такие проблемы:

  1. Снижение интенсивности тяги. Такое явление часто указывает на выход из строя важных узлов двигателя, но не всегда связано с повреждением датчика синхронизации. Тем не менее проверка ДВС неизбежна, поэтому лучше проверить все возможные варианты.
  2. Сбои в работе двигателя, «плавающие» обороты на холостом ходу и при нагрузках.
  3. Детонация силовой установки по мере повышения нагрузок.

Также о повреждении датчика положения коленвала могут свидетельствовать частые остановки двигателя, а также появление надписи «Check engine» на панели приборов.

Перед тем как осуществить замену элемента, необходимо проверить другие важные узлы силовой установки, т. к. перечисленные «симптомы» проявляются и при других, более серьезных неисправностях машины. Чтобы найти истинную причину, нужно выполнить комплексный техосмотр. Он предотвратит неоправданные затраты и позволит быстро восстановить нормальную функциональность автомобиля. Но если был поврежден датчик, придется заменить его, т. к. он не подлежит ремонту.

Способы диагностики

Проверяя функциональность ДПКВ, автомеханики придерживаются простого принципа — от простых методов к более сложным. В первую очередь осуществляется визуальный осмотр детали, затем оценка рабочих характеристик с помощью различных приборов, таких как омметр, осциллограф или другие электронные системы.

Из-за отсутствия подвижных элементов и простой конструкции процесс диагностики становится очень простым, а сроки службы самого датчика остаются довольно высокими. Поэтому его поломка случается крайне редко, причем не из-за износа, а по причине неправильного ремонта других узлов или из-за попадания посторонних предметов в подкапотное пространство.

Перед началом диагностики нужно зафиксировать начальное размещение датчика на двигателе. После изъятия его проверяют на предмет наличия повреждений, загрязнений или следов коррозийных процессов. Незначительные внешние дефекты очищаются обычным спиртом. Если они отсутствуют, придется перейти к следующему этапу — использованию специального диагностического оборудования. В его качестве используется мультиметр, который поддерживает разные режимы проверки.

Использование омметра

Такой метод проверки считается наиболее простым и доступным, однако вероятность точного результата не совсем высокая. Прибор предназначается для замера сопротивления катушки, для чего нужно одновременно прикоснуться щупами к выводам катушки. При этом соблюдение полярности является необязательным условием.

Значения сопротивления определяются техническими характеристиками катушки и держатся на уровне 500−700 Ом. Чтобы определить нормальное значение, нужно ознакомиться с описанием датчика в техническом руководстве, которое прилагается к автомобилю.

Для применения мультиметра, нужно следовать такой инструкции:

  1. Изначально нужно выставить нужное сопротивление, которое будет соответствовать измеряемым значениям.
  2. Затем нужно прикоснуться щупами к концам датчика и проверить новые показания.

Если они приближены к норме, значит с катушкой нет никаких проблем. Методика недостаточно эффективная из-за неточного отображения результатов. Поэтому автомастерам приходится прибегать к другим вариантам.

Проверка индуктивности

Когда случается возбуждение любой автомобильной катушки, это повышает значение индуктивности, и катушка коленвала — не исключение. Для проверки функциональности ДПКВ достаточно проверить этот показатель.

Задача выполняется с помощью мегаомметра, сетевого трансформатора и некоторых других приспособлений. Также можно использовать многофункциональный мультиметр, который поддерживает функцию оценки индуктивности. Если она отсутствует, придется задействовать остальное оборудование.

Средний показатель нормальной индуктивности составляет 200−400 мГн (при определенных условиях он может незначительно меняться). Если после выполнения проверки отображается критически высокий или низкий уровень, придется заменить датчик коленвала, т. к. он вышел из строя.

На следующем этапе диагностики следует оценить состояние изоляции между проводами катушки. Такая проверка выполняется с помощью мегаомметра. На приборе выставляют напряжение в 500 В, а для максимальной точности процедуры ее повторяют 3−4 раза.

Нормальное значение сопротивления не должно опускаться ниже отметки 0,5 Мом. Если на дисплее отображаются другие цифры, возможно, произошла потеря изоляции катушки из-за межвиткового короткого замыкания или механического повреждения. Такой признак указывает на повреждение детали. Для размагничивания катушки используется сетевой трансформатор, но более эффективным методом проверки является применение осциллографа.

Прибор под названием осциллограф позволяет проводить точную проверку важных значений работы ДПКВ, а также отображает процесс формирования импульсов на экране. Из-за высокой точности диагностирования такой метод используется во всех профессиональных автомастерских, но его несложно реализовать и в домашних условиях. Работы проводятся на запущенном двигателе, хотя можно изъять датчик. Для проведения проверки нужно приобрести электронный осциллограф и нужную программу.

Если во время такого мероприятия датчик определил перемещение металлического предмета, скорее всего, он работает без сбоев. Но для постановки точного диагноза придется подключить прибор к датчику с запущенным двигателем.

ДПКВ — это важнейший элемент каждого мотора инжекторного типа. От слаженности его работы зависит не только показатель расхода топлива, но и качество работы двигателя. Поэтому автомобилисту будет полезно знать, как проверить датчик коленвала на предмет поломки в домашних условиях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях