Что сделать чтобы машина не била током

Ситуация, когда стиральная машинка "щипается" током знакома многим жильцам старого фонда. Причины давно известны, а вот 100% безопасного решения пока не придумали. И вряд ли придумают, ибо основная причина — энергоснабжение по системе TN-C, а следовательно отсутствие надежного заземления.

Иногда случается, что удары током исходят от недавно купленного прибора на гарантии. А специалисты сервисного центра разводят руками: техника исправна, но в розетке необходимо заземление.

В этой публикации мы рассмотрим несколько ключевых вопросов:
— Почему стиральная машина бьет током?
— Почему нельзя "занулять" машинку и делать ДСУП в системе TN-C?
— Как подключить стиральную машину без заземления?
— Как максимально обезопасить себя от поражения током?

Причины ударов током

Во входных цепях машинки стоит один сдвоенный или два одиночных конденсатора — их цель предотвратить попадание помех от двигателя и электроники в сетевую проводку. Подобные фильтры имеются практически в любой технике.

Конденсаторы подключены по схеме со средней точкой — один с фазы на корпус, другой с ноля на корпус. Кто хоть немного знаком с электроникой знает: если на два, последовательно соединенных, одинаковых сопротивления подать напряжение, то в средней точке возникнет напряжение в половину поданного. А два конденсатора являются сопротивлениями для переменного тока (реактивное сопротивление). Другими словами, на корпусе появляется половина питающего напряжения — 110 В.

Однако внутреннее сопротивление такой средней точки достаточно велико (я это называю "низкой нагрузочной способностью", по дилетантски), большого тока от такого подключения возникнуть не может. В принципе, грамотный электрик понимает все эти вещи, я это написал для совсем "чайников" в электричестве. Поэтому человек может не ощущать этого напряжения на корпусе.

Но во влажном помещении любой незначительный ток ощущается сильнее. И многое может зависеть от окружающих факторов — малые токи могут утекать по влажному полу и тогда никаких неприятных "пощипываний" не будет. Этот эффект случается не всегда — по всей видимости, здесь сильно влияет емкость конденсаторов со средней точкой, во многих устройствах она чисто символическая и от этого проблем не возникает.

Несколько фактов можно утверждать однозначно: 1. С исправным заземлением ничего подобного быть не может в принципе, но его ведь нет. 2. Ток через среднюю точку менее 10мА, иначе невозможно было бы подключать машинку через УЗО. 3. Удалить среднюю точку из 2-х конденсаторов из машинки на гарантии — невозможно.

В другом случае проблемы возникают из-за "усталости" техники — когда она проработала достаточно и немного поизносилась. Внутри корпуса возникает избыточная влажность: изнашиваются гибкие патрубки или еще хуже — протекает бак. Если под машинкой не образуется луж во время стирки — это еще не показатель герметичности. Патрубки к примеру, могут лишь незначительно брызгаться при самых высоких оборотах — внешне протечек не наблюдается.

В паре с изношенной проводкой, влажность провоцирует различные утечки тока. Кстати, зачастую из-за прохудившегося патрубка начинает глючить электроника — техника не выполняет весь цикл программы стирки или стирает неадекватно долго. По всей видимости, непосредственно сами "мозги" вряд ли намочены, зато датчики вполне могут иметь влажный контакт с корпусом, тем самым подавать ложные сигналы в управляющий процессор.

В целом, как не крути и сколько не рассуждай, проблема требует адекватного решения — установки заземления и защиты от утечки тока (УЗО). Но было бы заземление — никаких вопросов бы не возникало: конденсаторы в питании не вызывали бы никаких ударов, а неисправность внутри машинки попросту не давала бы нормально включить УЗО. А если бы УЗО постоянно срабатывало — аппарат бы увезли в сервис или пытались починить своими руками.

Почему не стоит делать зануление и ДСУП в системе TN-C

Итак, мы подошли к тому, что заземление необходимо. Однако в домах, построенных до середины 90-х, реализована система TN-C. Это означает, что проводник рабочего глухозаземленного ноля выполняет по совместительству и защитную функцию PE (заземления). Поэтому он называется PEN (защитный ноль PE + рабочий ноль N) и на всем своем протяжении от трансформаторной подстанции, и до этажного щита — не разделяется. Поэтому, в этажном щите нет заземления, есть лишь шина PEN. Присоединение защитного (третьего) проводника квартирной электропроводки к PEN в этажном щите называется "зануление".

Читайте также:  Расположение предохранителей на ниве 2121

Не хочется лить много воды по этому поводу, стоит взглянуть на картинки ниже. Принцип демонстрирует последствия повреждения проводника PEN. На картинках показано зануление в распредкоробке (категорически не рекомендую так делать), однако они демонстрируют суть — безопасность особо не увеличится от зануления в щите.

Стоит заметить, что обгорание ноля на трансформаторной подстанции, которым пугают электрики — не единственная причина опасаться зануления. Элементарный контакт этажного электрощита с проводящей жилой PEN очень ненадежен, учитывая не один десяток лет эксплуатации.

Фото ниже как пример ненадежного соединения, только подумайте: если занулить электроприборы в ванной на такой контакт — стоит ему подогреться или еще немного окислиться и корпуса всех исправных, "зануленных" приборов окажутся под напряжением 380 вольт! Ведь это рабочий ноль обеспечивает напряжение 220 вольт между одной из трех фаз и шиной PEN, когда контакт с ним разрушается на этажном щите, то две квартиры (или три) оказываются последовательно подцеплены к двум фазам (или трем).

Надеюсь я привел достаточно аргументов для читателя, чтобы отказаться от зануления. Как не печально, но на качественное заземление не стоит рассчитывать до реконструкции домовой энергосистемы. До этого момента лучше жить вообще без заземления.

Действительно, если на всех токопроводящих предметах, в том числе и в арматуре пола ванной будет действовать один потенциал — находящийся там человек будет в безопасности. Пока не пересечет зону уравнивания потенциалов. К тому же, в такой ситуации обязательно пострадают соседи. Поэтому делать уравнивание потенциалов в квартире при системе TN-C категорически запрещено. Естественно, использовать трубы водопровода, отопления или торчащую из стены арматуру также нельзя использовать для заземления.

Так нельзя, это запрещено — так как же быть при отсутствии заземления в квартире?

Как подключить стиральную машину при отсутствии земли?

Другими словами, перед отключением все-таки вас ударит током, но кратковременно. Это куда более безопасно, чем совсем без защиты. Возможно защита будет периодически срабатывать, казалось бы без причин — это указывает на сырость внутри машины или неисправность.

Стоит заметить, что от токов со средней точки входных конденсаторов УЗО вряд ли защитит.

Выбрать выключатель дифференциального тока (УЗО) или автоматический выключатель дифференциального тока (дифф-автомат) — не имеет никакого значения. Главное следует помнить, что УЗО не защищает от обычной перегрузки или кз, поэтому последовательно с ним ставится обычный автомат.

Номинал реагирования на утечку или дифференциальный ток (значение IΔn на корпусе) нужно выбирать 10 мА или 30 мА. При 10 мА теоретически безопаснее, однако защита может ложно срабатывать чаще.

Для защиты подходят УЗО как электромеханического типа, так и электронного. Однако электромеханический тип предпочтительнее — он сохраняет свою работоспособность даже при обрыве ноля. Но такие аппараты дороже и их сложнее разыскать в продаже.

Ну и крайний совет по УЗО: конструктивно данный прибор предназначен для установки в щит, собственно там ему место. Однако при старой советской проводке в электрощите нет отдельной ветки на стиральную машину, зачастую на всю квартиру устанавливается 1-2 автомата. Поэтому защиту следует устанавливать на ветку, в которую входит розетка для машинки.

Что можно сделать, чтобы машинка не била током?

Как вы уже поняли, дифф-защита лишь отключает напряжение при утечках, причина этой утечки не устраняется. Поэтому можно принять все возможные меры по предотвращению причин.

1. Установите защиту от утечек тока, УЗО или дифф-автомат. Это не гарантирует отсутствия электро ударов, однако защитить от серьезных последствий вполне сможет.

2. Отсоедините средний вывод входных конденсаторов от корпуса, если это представляется возможным. Так как корпус не заземлен, по сути конденсаторы бесполезны и даже вредны.

3. Просушите феном внутренности машинки, по возможности проверьте целостность гофрированных патрубков — возможно они служат причиной излишней влажности.

Читайте также:  Ворон глаз на капот

4. Отключайте технику в промежутках между стирками из розетки. Да неудобно, но иначе никак.

Собственно это все, что можно посоветовать. Как видим, никаких супер-способов нет, но такова жизнь. со старой проводкой и отсутствием нормального заземления.

Некоторые водители и даже пассажиры автомобильных транспортов испытывали на себе удар тока сбоку машины. Зачастую удар происходит при выходе их авто или прикосновении к кузову. Почему иногда происходит такое, что после приезда домой, при прикосновении к дверям возникает довольно неприятное ощущение?

Виной тому статическое электричество

Многие еще со школы помнят что такое статическое электричество. Это тот же эффект, что и при расчесывании волос пластмассовой расческой. После расчесывания волосы как бы встают дыбом. Также это можно заметить при снятии с себя одежды, сделанной из синтетических материалов. Тогда можно услышать характерный звук, а иногда в темноте увидеть искорки. Такой же эффект наблюдается и в машине.

Так почему же машина бьет током? Попробуем разобраться!

Самая распространенная причина — трение одежды водителя или пассажира во время поездки об обивку сидений. Особенно эта причина актуальна, если человек носит одежду из шерсти. В этом случае за время поездки человек накапливает какое-нибудь количество статического электричества. Не обязательно, чтобы у человека была одежда из шерсти. Синтетические волокна также имеют свойство накапливать заряд.

В общем, после поездки, человек, выходя из своего транспорта, случайно задевает дверь, и происходит неожиданный удар током. Заряд может накопить даже автомобиль, бывают разные случаи. Главный ключ — синтетические или шерстяные волокна.

Существует множество причин, почему машина бьет током. Быть виновником может не только одежда или обивка. Другие причины:

Во время быстрого движения машина трется о воздух. Следовательно, за время поездки на ней скапливается огромное количество заряда. Тут все логично: длиннее поездка — больше заряда. Также хочется добавить, что влажность воздуха тоже влияет на способность авто накапливать заряд. Чем более сухой воздух — тем больше кузов наберет электронов.

Человек, который сидит в салоне, также, как и все физические тела, имеет электрический потенциал. Однако, если автомобиль во время своего пути набрал отрицательного заряда, а потенциал пассажира или водителя положительный, то при контакте с кузовом они будут ощущать удар током. Если же заряд одинаковый, то ничего не произойдет.

Виной этому также может быть поломка автомобиля. А точнее повреждения проводов. Из-за механических воздействий, изоляция проводов может повредиться. Оголенный провод может соприкасаться с железной деталью, позволяя машине накапливать заряд. Следовательно, во время прикосновения, человек получает довольно сильный удар током.

Что делать? Если причина в плохой изоляции проводов, то нужно срочно идти к специалисту. Потому что могут быть печальные последствия. Например, на высокой скорости водитель получает удар током и не справляется с управлением. В общем, это довольно серьезная проблема, которую нужно срочно решать, чтобы избежать печальных случаев.

Без электричества трудно представить жизнь современного человека. Одновременно став нашим другом, электрический ток может представлять и опасность. Данное суждение совсем не относится к статическому электричеству, но что делать, если машина бьет током? Ведь статический разряд мало приятного приносит как водителю, так и пассажиру. В этой статье будут рассмотрены основные причины, по которым автомобиль может бить током и способы борьбы с этой проблемой.

Причины появления статического электричества

Если верить законам физики, то статический ток – это не что иное, как появление дисбаланса между всеми атомами, которые находятся в двух взаимодействующих телах.

При трении двух тел, которые не пропускают электрический ток, примером которым могут служить одежда водителя и материал обивки сидения автомобиля, происходит особо перераспределение электронных зарядов, после чего, возникает статическое электричество. В дальнейшем, если в положении тел не будет никаких изменений, то заряд сохраняется на достаточно долгое время, но водитель не сможет постоянно управлять автомобилем. Рано или поздно он выйдет и коснется металлической двери машины, вот тут то и происходит разряд статического тока. После разделения двух диэлектриков как раз и происходит тот самый разряд, который и ощущает человек.

Конечно, ничего опасного в этом явлении нет. Величина заряда настолько мала, что ущерба человеческому организму не будет никакого. Мы лишь ощущаем неприятное ощущение, которое тут же проходит. Туже приходится людям, сопротивление кожи которых находится на самом минимальном уровне. Они могут испытывать даже болезненные ощущения.

Читайте также:  Калина троит на горячую

В других случаях, статического заряда вполне достаточно, чтобы вывести из строя какой либо прибор бортовой сети автомобиля. Величина заряда будет вполне достаточна.

Видео — Как обнаружить утечку тока на ВАЗ

Способы борьбы со статическим электричеством в автомобиле

Как было сказано ранее, данный разряд тока не представляет опасности для человека, именно поэтому многие водители оставляют эту проблему и стараются ее просто игнорировать. Других же это явление всячески раздражает и терпение рано или поздно заканчивается. Тут уже начинается поиск способов решения.

Кузов автомобиля бьет током — как исправить?

Для того, чтобы избавиться от удара статическим зарядом, нужно знать, где он может появиться. Первым самым распространенным источником статического тока может являться кузов автомобиля. Получение статического электричества может возникнуть в процессе движения автомобиля. Кузов подвергается трению со стороны встречного потока воздуха, а следовательно, электризуется. Тем не менее, накопление статического заряда может возникать и в процессе стоянки автомобиля в ветреную погоду.

Идеальным условием для возникновения статики – это ветреная сухая и жаркая погода. На кузове скапливается заряд равный, примерно, тысяче вольт. В салоне же, напряжение магнитного поля будет составлять 0 вольт, таким образом, всем, кто находится в салоне автомобиля, такой удар не грозит. Если длительность воздействия ветра достаточно велика, то такого разряда вполне хватит, чтобы между рукой человека и металлическим кузовом автомобиля проскочила заметная искра на расстоянии, примерно 2-3 сантиметра. Именно поэтому, такой удар током можно ощутить уже в тот момент, когда рука еще не до конца поднеслась к кузову автомобиля. Такое часто происходит, когда водитель вышел из автомобиля и тут же закрывает дверь. После разряда, потенциалы между рукой человека и кузовом выравниваются и при повторном касании удара уже не происходит.

Итак, самый экономный вариант – это особая тактика, которая подразумевает другой выход из автомобиля. Многие устанавливают на дверной раме дефлекторы боковых окон. При покидании автомобиля, чтобы закрыть дверь, можно касаться пластикового дефлектора и толкать ее. В этом случае, пластмасса не пропускает электрический ток и выступает в виде изолятора, который предохраняет вас от удара электрическим током. Другой вариант подразумевает касание кузова ключом автомобиля, таким образом, ток уходит в ключ и нейтрализуется, делая кузов безопасным. Что касается пассажиров, то они могут коснуться корпуса другой частью ладони, так как она имеет самое высокое сопротивление электрическому току.

Но если у вас нет соответствующих накладок, то можно использовать специальные антистатические полоски, которые крепятся в нижней части автомобиля. При их изготовлении используются специальные токопроводящие материалы: графит или алюминиевая пудра. Данные элементы используются как заземлители, которые попросту разряжают электризованный кузов и уводят статический ток в землю.

Многие водители, в плане экономии используют обычную резиновую полоску из автомобильной камеры. На самом деле, эффекта от такого самодельного заземлителя не будет, но можно попробовать протянуть через резинку проволоку и закрепить ее на металлическом кузове.

Автомобильные сидения как источник статического заряда

При контакте одежды с сидением, заряд получает уже одежда человека и после касания рукой железного корпуса, разряжение происходит уже в сторону кузова. Таким образом, мы снова испытываем то неприятное чувство, которое представляет собой удар током.

Чтобы избавиться от статического заряда не одежде, можно использовать специальные антистатики, которые изготавливаются в виде спреев и наносятся на сидения автомобиля. Другой способ наиболее экономный. Можно попробовать сменить чехлы сидения на чехлы из другой ткани, а также во время езды передвигаться в другой одежде, которая не склонна к электризации. Таким образом, можно также избавиться от ударов током об автомобиль.

Пожалуй, это все способы, которые помогают избавиться от ударов током о кузов автомобиля. Снизить степень болезненных ощущений, возникающих при касании железных частей автомобиля можно и другими способами, здесь же перечислены самые основные, которые не требуют от вас специальных приспособлений, навыков и умений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector