Безвтыковые поршни что это такое

Как известно, текущий флагман отечественного автомобилестроения в лице "дважды автомобильного" АвтоВАЗа – Приора, оснащена двигателем ВАЗ 21126, объема 1.6 литра. Для тех, кто не знает, двигатель отличается от прежнего "безвтыкового" ВАЗ 21124 облегченной шатунно-поршневой группой, что снизило расход топлива и шумность ДВС. Мощность двигателя 21126 – официально 98 л.с., неофициально, по нашим замерам – в районе 100-110 л.с.

Прежний двигатель, 21124 с объемом 1.6 литра, имел шатуны 2110, длиной 121 мм, и тяжёлый поршень. За счёт циковок – мотор был безвтыковый.

Приора пошла по пути мирового автопрома – высокая степень сжатия и экологические нормы никак не хотят уживаться с "безвтыковостью" и мотор стал втыковым. На поршнях 21126 – чисто символические циковки и при обрыве ремня клапана загибает. Завод обещал ресурс привода ГРМ в 200 ткм, на практике ремень Gates PowerGrip у некоторых обрывался и на 40 и на 60 тыс.км. Известны случаи разрушения роликов, что так же приводило к загибу клапанов и последующему дорогостоящему ремонту.

Не будем спорить – должен быть мотор втыковым, или нет. Автор сам ездит на втыковом моторе и считает, что при должном техническом обслуживании и уходе, ничего страшного в таком двигателе нет. Нужно следить за состоянием роликов и ремня – вовремя обновлять ремень, и обрыв ремня не страшен. Для Приоры невозможно перетянуть ремень (частая причина обрывов ремня ГРМ на 8-ми клапанниках – именно перетянутый ремень), по причине того, что завод установил ролик-полуавтомат – при натяжке ремня нужно лишь совместить две прорези на ролике.

Итак, на рынке РФ большое количество Приор, часть владельцев которых не хочет мириться с теоретической возможностью загиба клапанов и они хотели бы сделать двигатель безвтыковым. Не будем с ними спорить, а лучше рассмотрим возможные варианты такой переделки, по состоянию на конец 2012 года:

1) Замена ШПГ на 21124 – ставим шатуны 2110 и поршни 21124. Популярный вариант, однако владелец потеряет все преимущества облегченной ШПГ.
2) Замена поршней Приоры на поршни от СТИ – кованные поршни имеют глубокие циковки и довольно высокую цену. Поршни ставятся с родными шатунами 21126.
3) Вариант замены поршней на украинские – АВТРАМАТ. Поршни полностью аналогичны Приоровским, но имеют утолщенное дно и глубокие циковки. Так же на них присутствует вытеснитель, для компенсации уменьшения степени сжатия, из-за глубоких циковок. При этом цена поршней – всего 2000 руб за комплект.

Итак, в этом отчёте автор покажет пример бюджетной переделки двигателя Приоры на безвтыковые поршни. Автомобиль клиента имеет небольшой пробег – всего около 50 тыс.км.

Загоняем машину на подъемник, сливаем масло, антифриз, снимаем головку. Снимаем поддон, откручиваем маслоприёмник (можно и не откручивать, просто так удобнее работать), откручиваем шатуны и демонтируем ШПГ. На автомобиле из 4-х стоят 3 поршня группы B, один – группы С. Цилиндры не имеют износа, сетка хонинговки – как новая, но есть слабые вертикальные задиры.

Читайте также:  Как проверить чашку стойки

Так как шатун 21126 не центруется по коленвалу, как десятый шатун в двигателе 21124, а центруется по поршню, на шатунных вкладышах наблюдаем характерные только для Приоры следы приработки, с боковыми следами касания по шатунной шейке коленвала.
На юбках поршней – довольно сильные задиры. Для 50 тысяч пробега – картина не очень-то и хорошая. В дальнейшем, по мере износа юбок – двигатель бы начал расходовать масло. Причины таких задиров могут быть различны – недостаток смазки (агрессивная езда на холодном, непрогретом двигателе), локальный перегрев поршней на режиме обкатки.

В начале статьи были перечислены три способа переделки двигателя Приоры на безвтыковые поршни. Из них мы выбрали украинские поршни "Автрамат". Цена у них приемлимая (в сравнении с ковкой от СТИ) – 2000 руб за комплект. В этот комплект входят только 4 поршня (пальцев и их стопоров, так же как и поршневых колец – в комплекте нет). Есть выбор по размерным группам – мы взяли группу С. С этими поршнями сохраняются все преимущества облегченной шатунно-поршневой группы, т.к. поршень Автрамат устанавливается на родной шатун 21126 и является таким же облегченным, как и родной поршень.
Как можно видеть на фото, у поршня сделаны утолщения на днище в литьевой форме, а на торце поршня мы видим глубокие "безвтыковые" циковки под клапана. Украинские конструкторы сделали более широкой юбку поршня, хотя общая высота поршня соответствует оригинальному. Обратите внимание на иную конструкцию маслосброса от маслосъемного кольца – на поршне нет сверлений, но заложены поднутрения в литьевой форме.

Далее несколько фотографий прямого визуального сравнения оригинальных поршней Приоры и безвтыковых украинских "Автрамат".

Монтируем новые поршни на родные шатуны Приоры. Шатуны, пальцы, стопора – остаются родными и не меняются. Шатунные вкладыши тоже не меняем. Поршневые кольца так же оставили родные с пробегом 50 ткм – они не изношены и не закоксованы. Прокладку ГБЦ поставили новую, масло и фильтр тоже заменили на новые.

Больше рассказывать, в общем-то нечего – блок накрыт головой, ремень ГРМ остался заводской, паразитный ролик набили смазкой SMT, всё собрали и завели машину. После запуска – полтора часа обкатки на холостом ходу, и выдача авто клиенту.

Дополнительные нюансы и работу двигателя после замены поршневой можно посмотреть в видео-ролике:

Статья написана: 30 декабря 2012 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.

Читайте также:  Инструкция по преодолению затяжных спусков и подъемов

Многих отечественных автолюбителей интересует вопрос замены поршней на Приоре на безвтыковые. Даже те, кто сравнительно недавно приобрёл автомобиль, сразу загораются мыслью осуществить эту замену. Причина этого кроется в том, что люди напуганы «страшилками» на тему лопнувшего ремня ГРМ. Действительно, как отмечают специалисты, повреждение ремня ГРМ может привести к серьёзным повреждениям двигателя, которые не будут подлежать ремонту. Очень часто, к разрыву ремня приводит заводская недоработка из-за которой поршневые циковки слишком маленькие. Конечно, можно возразить, будто правильный и постоянный уход за ремнём решит эту проблему, но, по словам экспертов, всегда существует высокий риск, что это произойдёт.

Замена поршней на Приоре на безвтыковые должна уберечь от возникновения вышеуказанной неполадки. Это связано с тем, что на данном типе поршней, можно обнаружить достаточно глубокие выемки, благодаря которым ремень не способен повредить двигатель. В последующих пунктах мы внимательно поговорим о том, какие поршни лучше выбрать и как провести их замену.

На отечественном рынке можно приобрести одну из следующих разновидностей безвтыковых поршней:

  • СТИ – главной их особенностью является то, что в процессе производства данной разновидности поршней используют горячее прессование. Однако, они почему-то не прижились у владельцев Приор, которые объясняют это следующим образом: во-первых, они обеспечивают низкую степень сжатия; во-вторых, площадь камеры сгорания чересчур большая. А это, как известно, негативно влияет на КПД мотора. Кроме этого, в связи с особенностями технологичных процессов производства, поршни СТИ изготавливаются из низкокремниевых сплавов, что делает их менее термоустойчивыми. Также в автомобиле, на котором установлены безвтыковые поршни СТИ, может случиться обрыв ремня кулачкового вала.
  • «Автрамат» – производятся в Украине, на харьковском предприятии. Их главным преимуществам перед предыдущим вариантом является то, что они производятся путём литья. Конечно, у них также есть ряд своих недостатков, но КПД данного типа поршней не сильно уступает КПД оригинальных.

  • Самарские – могут похвастаться теми же характеристиками, что и «Автрамат». Однако, самарские поршни тяжелее, что является минусом. Среди их достоинств хочется отметить сравнительно низкую стоимость.
  • Конечно, каждый должен сам делать выбор, но мы рекомендуем избегать СТИ. Лучше сразу купить более дорогие поршни и не знать проблем в будущем.

    Сразу нужно отметить, что при замене нужно серьёзно потрудится, но поверьте – оно того стоит. Однако, если нет уверенности в своих силах, можно обратится в автомастерскую, где специалисты за 8-10 000 рублей быстро и качественно произведут замену.

    Итак, алгоритм действий при замене поршней на безвтыковые следующий:

    • Перед началом непосредственной замены, необходимо тщательно очистить двигатель.
    • Далее, снимаем правые опорные кронштейны двигателя с помощью ключа 13-ки.
    • Ключом 15-ой откручиваем крепления генератора и убираем передний кронштейн мотора.
    • Отсоединяем трубопровод и всю топливоочистительную систему, включая масляный фильтр.
    • Демонтируем трубку, соединяющую помпу и блок цилиндров.
    • Снимаем масляный насос и маслоприёмник.
    • Ключом 10-ой откручиваем крепления сальника, поднять который можно с помощью отвёртки.
    Читайте также:  Митсубиси лансер 9 кузов

    В случае, если Приоре уже несколько лет, и у неё солидный показатель пробега, необходимо провести измерения нутромером, установив контрольные точки на 3, 10, 60 и 112 мм от верха цилиндра. Нормальным считается износ до 0.05 мм. Тем более что его можно компенсировать установкой большего поршня.

    В случае, если показатель износа превышает 0.15 мм, необходимо растачивать цилиндры. После того, как все новые поршни установлены, необходимо обратно собрать все запчасти.

    Стоит помнить, что после замены поршней на Приоре на безвтыковые, следует сразу залить новое масло и 5-10 минут прогнать двигатель вхолостую. Также важно, первые после замены 2000 км нужно ездить очень аккуратно, что означает не быстрее 90 км/ч, и с оборотами не выше чем 3 500 в минуту. Если вы всё сделали правильно, то в ближайшем будущем не должно возникать никаких проблем с двигателем и поршнями. Надеемся, что наши советы стали максимально информативными и полезными для вас, и теперь вы сумеете самостоятельно проводить замену поршней на своей Приоре.

    Поделиться

    Нынешние моторы АвтоВАЗа только ленивый не ругал за утрату способности переносить обрыв ремня ГРМ без последствий. И теперь завод решил вернуться к конструкции, с которой при обрыве ремня не происходит "Сталинград".

    Такие моторы зовут "безвтыковыми", то есть при обрыве ремня ГРМ клапаны не "втыкаются" в поршни, в днищах которых на этот случай предусмотрены специальные проточки.

    У АвтоВАЗа такие моторы раньше были, но после после модернизации и установки облегченной шатунно-поршневой группой уже не было гарантии, что клапаны не загнет после встречи с поршнями.

    И вот теперь в Тольятти решили вернуть "безвтыковые" моторы, пишет CARscope.ru со ссылкой на свои источники. Поставщик завода, компания Federal Mogul, освоила производство поршней с выточками (лунками, цековками) в днище, которые позволят клапанам остаться целыми при обрыве ремня ГРМ.

    Новая поршневая группа пойдет сразу на несколько мторов. Это 8-клапанный ВАЗ-11186 мощностью 87 л. с. и 16-клапанные моторы ВАЗ-21126 с отдачей 98 л. с. и ВАЗ-21127, выдающий 106 л. с., которые устанавливают на семейство автомобилей Kalina и Granta.

    Брат 127-го мотора – 106-сильный двигатель ВАЗ-21129, предназначенный для Vesta и Xray, – тоже должен получить "безвтыковую" версию в ближайшее время. А вот новый агрегат ВАЗ-21179 объемом 1,8 л и мощностью 122 л. с. пока обойдется старой поршневой группой.

    Доработанные моторы представят вместе с рестайлинговой Granta на Московском автосалоне в августе.

    Оцените статью
    Лада Калина
    Добавить комментарий