Разбор стартера ваз 2109

Современные российские автомобили

Разделы

Разборка стартера

Разбор стартера ваз 2109

В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.

Предупреждение
Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Разбор стартера ваз 2109

1. Отверните гайку с нижнего контактного
болта.

Разбор стартера ваз 2109

2. Снимите шайбу и
отсоедините наконечник
вывода обмотки статора.

Разбор стартера ваз 2109

3. Отверните два винта крепления тягового реле.

Разбор стартера ваз 2109

4. Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините
якорь реле от рычага,
приподняв реле.

Разбор стартера ваз 2109

5. Выньте якорь и
пружину из тягового реле.

Разбор стартера ваз 2109

6. Снимите
уплотнительное кольцо.

Разбор стартера ваз 2109

7. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного (см. примечание).

Разбор стартера ваз 2109

Примечание
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним.

Разбор стартера ваз 2109

8. Снимите стопорное кольцо.

Разбор стартера ваз 2109

9. Снимите
ограничительное кольцо.

Разбор стартера ваз 2109

10. Отверните два винта крепления и снимите
защитную крышку.

Разбор стартера ваз 2109

11. Снимите стопорное кольцо.

Разбор стартера ваз 2109

12. . а затем
регулировочные шайбы.

Разбор стартера ваз 2109

13. Отверните гайки
стяжных шпилек.

Разбор стартера ваз 2109

14. Снимите крышку со стороны коллектора.

Разбор стартера ваз 2109

15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.

Разбор стартера ваз 2109

Примечание
1 – изолированные щетки
2 – неизолированные
щетки
Изолированные щетки
припаяны к выводам
обмоток статора, а
неизолированные – к
щеткодержателю. При
снятии щеткодержателя
изолированные щетки
остаются на выводах
обмотки статора.

Разбор стартера ваз 2109

16. Снимите
щеткодержатель (см.
примечание).

Разбор стартера ваз 2109

17. Снимите корпус со статором.

Разбор стартера ваз 2109

18. Снимите
пластмассовый упор
рычага.

Разбор стартера ваз 2109

19. Выньте якорь из
крышки со стороны
привода.

Разбор стартера ваз 2109

20. Снимите
промежуточную опору с
вала якоря.

Разбор стартера ваз 2109

21. Снимите стопорное кольцо с привода
стартера.

Разбор стартера ваз 2109

Примечание
Детали привода
стартера:
1 – шестерня
2 – рычаг привода
3 – обгонная муфта
4 – тарельчатая шайба

Разбор стартера ваз 2109

22. Снимите тарельчатую шайбу.

Разбор стартера ваз 2109

23. Снимите упорную
шайбу.

Разбор стартера ваз 2109

24. Снимите муфту с
рычагом.

Разбор стартера ваз 2109

25. Снимите упорное
кольцо.

Разбор стартера ваз 2109

26. Отверните два винта крепления крышки тягового реле.

Разбор стартера ваз 2109

Примечание
Детали тягового реле:
1 – выводы обмоток
2 – якорь
3 – корпус
4 – крышка
5 – контактные болты

Разбор стартера ваз 2109

27. Отверните гайки с двух контактных болтов
тягового реле (см.
примечание).

Разбор стартера ваз 2109

28. Отсоедините с
помощью паяльника оба
вывода обмоток от клемм тягового реле.

Разбор стартера ваз 2109

29. Снимите крышку
тягового реле.

Разбор стартера ваз 2109

30. Снимите
уплотнительное кольцо.

Разбор стартера ваз 2109

31. Выньте контактную пластину в сборе со
штоком.

Разбор стартера ваз 2109

32. Снимите со штока возвратную пружину.

Разбор стартера ваз 2109

33. Снимите стопорное кольцо.

Разбор стартера ваз 2109

34. Снимите изолирующую шайбу.

Разбор стартера ваз 2109

35. Снимите контактную пластину (см. примечание справа).

Разбор стартера ваз 2109

Примечание
Детали крепления
контактной пластины
(показаны в порядке
установки на шток).

Разбор стартера ваз 2109

36. Снимите изолирующую втулку.

Разбор стартера ваз 2109

37. Снимите шайбу.

Разбор стартера ваз 2109

38. Снимите
демпфирующую пружину.

Обмотки тягового реле
установлены в
неразборном корпусе.

Разбор стартера ваз 2109

39. Выньте из крышки контактные болты.

Тормозные шланги и трубки — Замена тормозных трубок
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отверните трубки от главного цилиндра и тормозных шлангов. Заглушите отверстия главного цилиндра и шлангов. 2. Отверните три гайки крепления и снимите пластмассовую з .

Подготовка автомобиля к выезду
Перед выездом проверьте техническое состояние автомобиля. Это займет не более 15 мин, зато во время поездки вы будете уверены в исправности систем и агрегатов. Рекомендуем выполнять эту проверку .

Мойка автомобиля
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Кузов окрашен синтетической эмалью горячей сушки. Уход за лакокрасочным покрытием заключается в периодической мойке кузова и восстановлении поврежденных участков лакокрасочного .

Читайте также:  Не работает вольтметр ваз 2109 низкая панель

Добрый день читатели сайта zerga.ru. В этой статейке "Разборка стартера ВАЗ 2109", мы проделаем работу по разборке стартера. Стартера автомобилей ВАЗ имеют разную конструкцию (например, с редуктором и без) поэтому я постараюсь охватить все важные моменты разборки всех моделей ВАЗ. Я сконцентрирую основное внимание на стартерах девятой модели, но по ходу разборки будем рассматривать и другие модели тоже, что пригодится всем владельцам авто ВАЗ.

Для начала снимаем стартерок с автомобиля. Как это сделать рекомендую прочитать специальную статейку вот здесь.

После того как сняли стартер с двигателя, приступаем к его разборке.

Для удобства разборки закрепляем стартер в тисках и отсоединяем силовой провод от втягивающего реле.

Теперь нам нужно снять втягивающее реле, для этого откручиваем два болтика и снимаем его.

Когда будите вынимать шток втягивающего реле, ни забудьте запомнить, как он был установлен, что бы потом установить его правильно на своё место. После снятия реле, отправляем его на диагностику, а если потребуется ремонт. Как это всё проделать самому рекомендую прочитать специальную статью вот здесь.

Разворачиваем разбираемый агрегат валом вверх. Нам понадобится снять кольцо, которое ограничивает ход бендекса.

Вооружившись ключиком на четырнадцать и молоточком, аккуратно сбиваем его из стопорного кольца.

Стопорное кольцо сидит плотно в канавке на валу и что бы его снять, нам понадобится пару отвёрток, ну или кому как будет удобно, главное содрать это кольцо с вала и не повредить его, потому что его нужно будет устанавливать обратно. Так же снимаем и ограничивающее кольцо.

Переворачиваем стартер задней крышкой вверх и закрепляем его.

Что бы снять заднюю крышку нужно отвинтить две гайки.

Подковырнув немного отверткой, снимаем заднюю крышку. Будьте предельно осторожны, потому что в крышке установлены графитовые щётки. Они придавлены пружинами к коллектору якоря, и небрежное снятие может повредить коллектор или сами щётки.

Но есть такие модели стартеров, у которых щётки расположены так, что они упираются в торец якоря. Такая конструкция на много упрощает разборку и сборку.

Теперь принимаемся за статор. Так как у нас стартер редукторный, то статор снимается вместе с якорем, а редуктор остается на месте.

Если стартер без редуктора, тогда сначала извлекаем якорь, а потом уже и статор.

В редукторном стартере всё наоборот. Сначала извлекаем статор, а потом из него вытаскиваем якорь. Когда вытащите якорь, не потеряйте регулировочную шайбу, которая устанавливается на ось якоря со стороны редуктора.

Ну, вот теперь нам осталось только извлечь редуктор.

Снимаем все шестерёнки с редуктора, что бы они не потерялись при дальнейшей разборке.

И нам осталось выбить вал редуктора с корпуса. Воспользовавшись молотком и наставкой, Вы запросто его вытащите.

Последней операцией будет то, что снимем с вала бендикс.

В процессе разборки ничего сложного нет, и вы запросто справитесь с этим делом.

Ну, а на этом пока всё. Будет что-то новое, обязательно допишу.

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Читайте также:  Как подтянуть ручник на ваз 2110 видео

Разбор стартера ваз 2109 Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Разбор стартера ваз 2109 Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Разбор стартера ваз 2109

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Разбор стартера ваз 2109

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

Читайте также:  Замена подрулевого шлейфа гранта

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Разбор стартера ваз 2109 Щетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Разбор стартера ваз 2109

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Разбор стартера ваз 2109 Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Разбор стартера ваз 2109 Втулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Оцените статью
Лада Калина
Добавить комментарий