Механизм стеклоочистителя ВАЗ 2110 — диагностика и ремонт

Механизм стеклоочистителя ВАЗ 2110 — диагностика и ремонт

Тот, кто когда-либо ездил на автомобиле с неработающими дворниками в сильный дождь или снегопад, может рассказать, насколько это тяжело и опасно. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, нужно следить за состоянием щеток стеклоочистителя и своевременно их менять.

В этой статье мы поговорим о том, что представляют собой дворники ВАЗ-2110. Также мы рассмотрим конструкцию механизма стеклоочистителя и разберемся с наиболее распространенными его проблемами.

Как устроен стеклоочиститель «десятки»

Механизм очистителя ветрового стекла автомобиля ВАЗ-2110 состоит из следующих элементов:

  • электродвигатель;
  • трапеция (механический привод);
  • модуль управления (переключения режимов);
  • элементы электрической защиты;
  • поводки дворников;
  • щетки.

Электродвигатель

Дворники ВАЗ-2110 приводятся в движение электрическим двигателем. Его конструкция включает редуктор и три токоподводящих щетки, благодаря которым он может работать в трех скоростных режимах. Моторчик дворников ВАЗ-2110 расположен в специальном отсеке под декоративной решеткой снизу лобового стекла.

Механический привод

Привод щеток стеклоочистителя представляет собой систему рычагов и тяг, подвижно соединенных между собой в форме трапеции. Он находится в моторном отсеке под ветровым стеклом и предназначен для преобразования вращательного движения вала электродвигателя в возвратно-поступательное и обратно. Таким образом, трапеция дворников ВАЗ-2110 заставляет щетки двигаться синхронно и в одной плоскости.

Модуль управления

Управление механизмом стеклоочистителя осуществляется посредством отдельного переключателя, расположенного на рулевой колонке справа.

Он имеет четыре режима:

  • неактивный (дворники ВАЗ-2110 находятся в состоянии покоя);
  • прерывистый (щетки движутся с определенным промежутком);
  • быстрый;
  • очень быстрый.

Элементы защиты

Поскольку привод дворников электрический, его цепь защищена при помощи предохранителя. Располагается он в основном монтажном блоке и имеет обозначение F-5. Если не работают дворники ВАЗ-2110, поиск неисправности лучше всегда начинать именно с него.

Частота взмахов щеток в прерывистом режиме регулируется отдельным реле. Оно также находится в основном монтажном блоке и обозначается как K-2. В случае нарушения периодичности работы дворников «десятки» его необходимо заменить. Пытаться диагностировать или ремонтировать реле нецелесообразно, так как стоит оно немногим больше 200 рублей.

Поводки

Поводки дворников ВАЗ-2110 – это элементы механизма, которые передают усилие от кривошипа трапеции непосредственно к щеткам. Другими словами, это рейки, которые, собственно, и двигают дворники по лобовому стеклу. К трапеции они крепятся при помощи шлицов и фиксирующих гаек. На концах поводков дворников «десятки» имеется специальное крепление в виде крючка.

Щетки

Каркас устройства выполнен из металла и имеет составную конструкцию, в которую входит одна главная рейка и две дополнительные, расположенные на ней. Щетка изготавливается из мягкой резины. Посреди ее рабочей поверхности есть продольный выступ (киль), который, собственно, и чистит стекло. Щетка крепится к двум дополнительным рейкам каркаса, входя в их пазы. Для того чтобы дворник легко скользил по стеклу, некоторые производители покрывают его рабочую часть графитом.

По центру основной рейки имеется механизм крепления, при помощи которого она присоединяется к поводку. Он представляет собой направляющую, за которую зацепляется крюк поводка и пластиковая защелка, фиксирующая соединение.

Бескаркасные дворники

В продаже есть и бескаркасные щетки. Главной особенностью их конструкции является отсутствие металлического каркаса. Его роль выполняет пластиковая прижимная пластина. Такие щетки отличаются мягкостью хода, отсутствием скрипа, вызванного расшатанными соединениями, коррозии. Кроме этого, они не «свистят» при движении на большой скорости.

Когда нужно менять дворники

Ресурс «десяточных» щеток составляет 500 тысяч рабочих циклов. Если перевести эти цифры в площадь, которую они могли бы очистить, то это получится 50 футбольных полей. Но, как бы там ни было, менять дворники рекомендуется один раз в год. И делать это желательно перед наступлением холодов. Естественно, дворники ВАЗ-2110 могут утратить свою работоспособность и раньше. Причиной этому может быть, например, повреждение вследствие примерзания к ветровому стеклу или деформация, вызванная постоянным пребыванием на солнце. В таких случаях щетки также необходимо менять.

Размеры

Штатные дворники «десятки» имеют стандартную длину, равную 51 см, причем она одинакова и для щетки, расположенной со стороны водителя, и для той, что находится с пассажирской стороны. Но придерживаться этого стандарта необязательно.

На ВАЗ-2110 можно установить дворники следующей длины (водительская сторона/пассажирская, см):

  • 50/50;
  • 51/48;
  • 53/50;
  • 53/51;
  • 53/53;
  • 55/45;
  • 60/50;
  • 63/48.

Следовать каким-либо советам при выборе длины щеток не нужно. Лишь бы они после установки не перекрывали обзор и не цеплялись за защитную решетку.

Какие щетки выбрать

Определившись с размером дворников, не спешите покупать первую попавшуюся модель. Дело в том, что рынок автозапчастей сегодня переполнен подделками. Поскупившись на каких-то 100 рублей, вы можете приобрести дворники, которые эффективно проработают несколько дней, а после этого начнут скрипеть и пропускать воду.

Лучше отдать предпочтение известным производителям, а покупку осуществлять в специализированном магазине. Что касается конструкции, то тут уже вам решать – приобретать «бескаркасники» или обычные. Главное, чтобы крепления подошли.

Замена дворников ВАЗ-2110

Процесс замены дворников на «десятке», как, впрочем, и на любом другом автомобиле, очень простой, и не отнимет у вас более пяти минут. Да и инструмента для этого никакого не потребуется.

Порядок работ следующий:

  • ветровое стекло накрываем плотной тканью, чтобы защитить его от возможных повреждений;
  • отгибаем поводок дворника от лобового стекла;
  • приподнимаем защелку механизма крепления вверх, проворачиваем каркас на 90 градусов вокруг направляющей и сдвигаем его вниз, снимая с крючка поводка;
  • направляющую нового дворника заводим в крючок крепления и загоняем ее в конец изгиба до щелчка защелки.

Как ухаживать за дворниками, чтобы продлить срок их службы

Чтобы дворники служили как можно дольше, придерживайтесь следующих советов:

  • Испачканные грязью щетки протирайте чистой влажной тряпкой или губкой. Так вы не только избавитесь от грязи, но и убережете стекло от царапин.
  • Если переднее стекло покрылось слоем пыли, а в омывателе автомобиля закончилась жидкость, не включайте очиститель. Это также приведет к образованию на стекле царапин.

  • В зимнее время, особенно в снегопады, не оставляйте дворники, прислоненными к ветровому стеклу – они примерзнут. Лучше приподнять поводки так, чтобы щетки находились в подвешенном состоянии.
  • Если дворники все-таки примерзли, ни в коем случае не пытайтесь отодрать их силой. Так вы только повредите резинку. Запустите двигатель, включите печку в режим обдува лобового стекла и дождитесь, пока оно разморозится.
  • Сбивать лед с каркаса или щетки также нельзя. Аккуратно изгибайте резинку до тех пор, пока он не отслоится мелкими частями.
  • Осуществляя замену дворников, положите на лобовое стекло какую-нибудь плотную ткань. Это убережет его в случае, если подпружиненный поводок выскользнет у вас из рук.

Трапеция дворников передает усилие от двигателя на поводки стеклоочистителей. Лучшее качество очистки лобового стекла будет лишь в том случае, когда все элементы дворников исправны.

Если шарниры трапеции забиты грязью или в них высохла смазка, энергии моторчика не хватит для качественной очистки. Поэтому владельцы автомобилей десятого семейства раз в 5 – 10 лет вынуждены ремонтировать трапецию, чтобы избежать ухудшения работы дворников.

Что влияет на состояние трапеции

Мотор и трапеция дворников расположены непосредственно под стеклом, поэтому часть воды или омывающей жидкость попадает на них. Помимо воды туда попадают пыль, грязь и различный мелкий мусор.

Все это приводит к изменению свойств смазки и ухудшению работы трапеции. Когда смазка теряет свои свойства, начинается износ пластиковых втулок шарниров, в результате появляется люфт и увеличивается сопротивление при работе.

Как снять трапецию двориников

Для снятия трапеции понадобятся:

  • ключ на 10;
  • тонкая плоская отвертка;
  • крестовая отвертка.

В первую очередь необходимо снять дворники. Для этого необходимо снять пластиковые накладки и открутить гайки, с помощью которых они крепятся к шпилькам трапеции. Затем выкрутите саморезы и боковые крепления защитного кожуха (жабо) и снимите его.

Если крепления не выкручиваются, обработайте препаратом WD-40. Прежде чем снимать кожух, убедитесь, что выкрутили все саморезы, болты и гайки. Если кожух не снимается, ищите крепление, которое вы не выкрутили. Приподняв жабо, отсоедините от тройника трубку подачи омывающей жидкости, после чего уберите кожух в сторону.

Снимите ремень, который поддерживает бачок радиатора и отодвиньте бачок в сторону. Затем вытащите перегородку (шумоизоляцию), которая расположена за бачком. Не забудьте вытащить из нее трубку подачи омывающей жидкости.

Отсоедините электрические разъемы питания электромотора. После этого открутите болты крепления трапеции и электромотора. Чтобы извлечь трапецию, необходимо или долго мучиться, придумывая различные варианты, или подвести под дальний (относительно моторчика) конец нижней тяги трапеции тонкую плоскую отвертку и вытащите всю конструкцию как по салазкам. Также можно провернуть левый край трапеции по часовой стрелке и вытащить наружу, затем извлечь двигатель.

Ремонт трапеции

Во время ремонта необходимо очистить все элементы трапеции от грязи и осмотреть шпильки. Если на их ребрах обнаружен износ, придется менять трапецию. Ремонт трапеции заключается в замене пластиковых колпачков. Для этого вам понадобится ремкомплект и кипяток. Сначала разберите трапецию, используя в качестве рычага монтировку или мощную плоскую отвертку. После этого срежьте старые пластиковые колпачки.

Если не получается срезать, воспользуйтесь бокорезами и откусывайте от колпачков по кусочку, пока не получится вытащить их из тяг трапеции. Также можно подержать концы трапеции в кипятке, достаточно 2 – 3 минут, после чего вытолкните колпачки из посадочного места.

На автомобили «десятого» семейства – ВАЗ 2110, 2111 и 2112 устанавливали три вида трапеций, которые отличались незначительными деталями. Поэтому существует вероятность, что придется подгонять либо тяги трапеции, либо колпачки. Достаньте колпачок и осмотрите. Если на нем сверху есть фиксирующий выступ, проверьте выемку под него на посадочном месте тяги. Если выемки нет, придется или срезать выступ на колпачке (не влияет на работоспособность и надежность трапеции) или пропиливать его в тяге. Если на колпачке выступа нет, никакой подгонки проводить не придется.

Очистите тягу и посадочное место, затем опустите колпачок на 10 – 15 секунд в кипящую воду. После этого он размягчится и легко станет на место. Не устанавливайте холодный колпачок, это приведет к его разрушению. После полного остывания колпачка (20 минут) тяга готова к сборке. Перед сборкой смажьте втулки графитной смазкой.

Проверьте исправность электромотора. Для этого отсоедините его от трапеции (необходимо открутить гайку крепления) и подключите к автомобильному аккумулятору. При работе он должен издавать негромкое жужжание.

Если вы не знаете, как присоединить моторчик к аккумулятору, то подключите его к разъему питания. Включайте различные режимы работы электромотора в течение 10 – 15 минут. После этого пощупайте его. Если мотор нагрелся, необходимо заменить его. Специалист по электротехнике может попытаться восстановить это устройство, но обычным водителям и автолюбителям необходимо менять его.

Установка трапеции на место

Обычно установка трапеции на место не вызывает трудностей. Вставьте ее и закрепите болтами. Не затягивайте болт крепления двигателя, возможно, электромотор придется немного повернуть, чтобы добиться четкой работы трапеции. Убедившись, что трапеция работает нормально, затяните болт крепления электромотора, установите и закрепите шумоизоляцию, жабо (не забудьте подключить трубку омывателя), и расширительный бачок. Вставьте пластиковые заглушки и установите на место, установите поводки с щетками и проверьте работу дворников на всех режимах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях