Особенности маркировки автомобильных шин

Особенности маркировки автомобильных шин

Шина – один из основных элементов автомобильного колеса. Производится из резиновой смеси с добавлением дополнительных компонентов (например, масел и смол). Устанавливается на обод диска. Главные задачи – обеспечивать контакт ТС с дорожным покрытием, компенсировать колебания и смягчать удары, улучшать общий уровень сцепления, повышать тормозные характеристики.

Автопокрышка состоит из следующих основных частей:

Основная и дополнительная маркировка

Шинная маркировка – условные знаки, цифры и буквы, нанесённые на боковинах. Содержит максимально подробную и всестороннюю информацию о покрышке. Позволяет определить свойства и технические характеристики автошины. Максимально ускоряет и упрощает процесс выбора для покупателя. Бывает европейской, североамериканской, японской и австралийской. На шинном рынке РФ принято использовать систему маркировки, разработанную в Старом Свете.

При наличии определённых знаний и опыта автовладелец легко расшифрует все обозначения, нанесённые заводом-изготовителем. Определит сезонность покрышки, тип конструкции, посадочный диаметр и т.д.

Основная

Для наглядности расшифруем шинную маркировку (европейскую) на конкретном примере. В качестве образца возьмём модель Сordiant Sport 3 225/65 R17 106H.

  • Cordiant – компания-производитель, один из лидеров по изготовлению автошин в Восточной Европе. Выпускает продукцию под 3 торговыми марками: Cordiant, Cordiant Professional и TyRex.
  • Sport 3 – летние шины с асимметричным протекторным рисунком и спортивным характером. Разработаны специально для активных и энергичных водителей. Одно из сильных мест – высокая сопротивляемость аквапланированию.
  • 225 – показатель ширины автопокрышки. Указывается в миллиметрах.
  • 65 – отношение высоты профиля к ширине. Указывается в процентах. Высота покрышки измеряется от посадочного обода до края шинного изделия. Умножив 225 на 0,65, получим 146. Это высота профиля в миллиметрах.
  • Буква R (также на боковинах наносится надпись Radial) является обозначением радиальной автопокрышки. Основная конструктивная особенность заключается в расположении нитей корда без перехлеста. Они направлены от борта к борту.

  • 17 – посадочный диаметр обода колеса. Указывается в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см). Данная характеристика должна быть одинаковой у дисков и шин.
  • 106 – обозначение индекса максимальной грузоподъёмности. Цифра бывает двух- или трёхзначной. Чем она выше, тем больше допустимая нагрузка у выбранной модели автошины. В нашем случае числовое значение 106 устанавливает максимум в 950 кг. Характеристика критична в первую очередь для грузовой резины, так как покрышки для легковых машин изготовляются с запасом.
  • H – скоростной индекс. Означает максимальную скорость, которую выдерживает автопокрышка при стандартной нагрузке, сохраняя первоначальные эксплуатационные характеристики. Скоростной индекс присваивается только на основе стендовых испытаний, проведённых шинным производителем. Указывается латинскими буквами. Для каждой из них установлено своё значение (в км/ч). H = не более 210 км/ч. Если на боковине покрышки отсутствует маркировка, то максимальная скорость езды на автомобиле не должна превышать 110 км/ч. Спортивные автопокрышки маркируются индексами W и Y (270 и 300 км/ч соответственно).

Классификации

Диагональные и радиальные

Главное отличие заключается в технологии натяжения нитей корда. В диагональных автопокрышках они перекрещиваются. Тянутся от борта к борту по диагонали, поэтому корд получается многослойным.

Радиальные автопокрышки – более современные изделия шинного производства. Нити располагаются без перекрещивания. Идут от борта к борту вдоль колеса. Имеют однослойную конструкцию корда, которая отличается надёжностью, повышенной жёсткостью и высокой степенью натяжения.

Основные преимущества радиальных автошин перед диагональными заключаются в следующем:

  • длительный срок эксплуатации;
  • более стабильные и сбалансированные сцепные и тормозные характеристики, что способствует лучшей управляемости и устойчивости автомобиля;
  • уменьшенное сопротивление качению (способствует экономии топлива);
  • высокий показатель теплопроводности каркаса, улучшенный отвод тепла.

Единственным недостатком автошин радиальной конструкции перед диагональными является меньшая приспособленность боковой части (боковины) к внешним механическим воздействиям.

99,9% современных шин для легковых автомобилей имеют радиальное расположение нитей корда. Маркируются буквой R и/или надписью Radial.

Камерные и бескамерные

Камерные шины маркируются аббревиатурой TT или надписью Tube Type, бескамерные – TL или Tubeless. Вторые – более современные, отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками. Главные отличия бескамерных автопокрышек от устаревших моделей с камерами заключаются в конструкции шины, способе крепления на обод колёсного диска. В случае прокола бескамерная покрышка сдувается моментально. Авторезину без камеры можно быстро отремонтировать (без демонтажа, с помощью специальной пасты) при получении небольших повреждений.

Дополнительная

Дата

Указывается 4 цифрами. Они обведены в овал или кружок. Первые две цифры означают неделю, вторые две – год изготовления. Например, 1816 – 18-я неделя 2016 года.

AW, AS (All Seasons) – указание на всесезонные покрышки, использующиеся зимой и летом. Рекомендованы для эксплуатации только в южных широтах России. Для остальной части РФ лучше использовать специализированную летнюю и зимнюю авторезину.

M+S – маркировка зимних шин. Является свидетельством того, что они хорошо приспособлены к эксплуатации на заснеженных трассах за городом, на городских дорогах, где реагенты вместе со снегом образуют снежно-грязевую кашицу.

E17 – буквенно-цифровое обозначение. Ставится на боковинах покрышек, допущенных к эксплуатации и соответствующих европейским нормам безопасности. Другой вариант – DOT. Это буквенный код, указывающий на соответствие стандартам безопасности Департамента транспорта США.

Указания на улучшенные эксплуатационные характеристики

RF или надпись Reinforced – шинные изделия с увеличенной несущей способностью.

XL расшифровывается как Extra Load. Две буквы указываются после индексов предельной нагрузки и максимальной скорости. Обозначают повышенную прочность и увеличенную грузоподъёмность. Наносятся заводом-изготовителем на усовершенствованных моделях авторезины. Их индекс нагрузки увеличен на 4 единицы по сравнению со стандартными.

FR – покрышка с дополнительной защитой обода диска.

ROF (Run Flat у Pirelli, ZP у Michelin и т.д.) – автопокрышки, способные работать в случае прокола или другого повреждения. Имеют специальную усиленную конструкцию, противостоящую складыванию боковин. Позволяют комфортно и безопасно доехать до ближайшего шиномонтажа на средней скорости (максимальная – 80-100 км/ч).

Символы и обозначения, упрощающие установку

Надпись ROTATION и направляющая стрелка наносятся на автопокрышки с протекторным рисунком направленного типа. Облегчают процесс монтажа. Стрелка указывает на направление вращения.

Шинная маркировка – на первый взгляд, вещь достаточно сложная и запутанная. Ситуацию затрудняет большое количество надписей, дополнительных обозначений и символов. Однако если уделить время и разобраться в вопросе, то можно легко и непринуждённо «читать» маркировку, быстро определять технические характеристики автопокрышки. Это поможет при поиске подходящего шинного комплекта для автомобиля.

В нашей стране, как в Европе и в США существуют определенные стандарты маркировки шин, в этой публикации мы познакомим вас с расшифровкой цифр, кодов и обозначений на колёсах, разработанных организацией «European Tyre and Rim Technical Organization» (ETRTO) для стран Европы и «Tire and Rim Association» (TRA) для Соединенных штатов Америки. О того, насколько хорошо автовладелец разбирается в том, что означают цифры на колесах, зависит безопасность вождения, срок службы покрышек, а также расход топлива автомобилем.

И зимняя и летняя резина имеют собственную маркировку и обозначения, которую каждый производитель автомобильных покрышек обязан разместить на боковине шины. Особенно важна эта информация в межсезонье, когда водителям необходима замена авторезины, равно как и после износа текущего комплекта шин — правильно разбираться, значит выбрать оптимальные колёса для своего автомобиля.

Маркировка шин включает в себя большое число цифр, символов и обозначений, например: страна и бренд производителя; модель покрышки; типоразмер шины (ширина покрышки, высота профиля в % от ширины, диаметр диска в дюймах); индекс максимальной нагрузки; индекс скорости; сезонность и условия эксплуатации; уровень безопасности по DOT/ECE; а также дополнительная информация о характеристиках автопокрышки согласно стандарта ISO/TC 31/SC 3.

Как расшифровать?

Для примера мы расшифруем маркировку шины, на которую производителем был нанесён следующий код: 195/70 R14 88 T M+S — что означают эти цифры на колесе? Давайте разбираться, и так:

Смотрим на верхнюю часть шины на иллюстрации и расшифровываем маркировку 195/70 R14 88 T M+S, нанесенную на боковину автопокрышки:

  • 195 — это ширина профиля шины в миллиметрах.
  • 70 — это число обозначает «высоту шины» в виде отношения высоты профиля к ширине шины — 70%. Чаще всего этот параметр именуется профилем (например, полнопрофильная или низкопрофильная резина), при одинаковой ширине покрышки, чем больше этот показатель, тем шина выше. Выбирая комплект резины важно учесть допустимые типоразмеры, заявленные производителем автомобиля. А также помнить, что в случае, когда высота профиля шин ниже оптимального, дорожный просвет машины станет меньше, а вот использование шин большего профиля ограничено размерами колесных арок, особенно зимой, когда арки часто забиты снегом и льдом. Практически любой онлайн-магазин автошин и дисков имеет специальный шинный калькулятор, позволяющий подобрать подходящий размер покрышки под ту или иную модель машины.
  • R — этот символ означает, что автошина изготовлена с радиальным кордом, почти все шины на текущее время выполняются именно с таким кордом. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины.
  • 14 — это число обозначает диаметр диска (обода) в дюймах. Не радиус (кстати, тоже распространенная ошибка), а именно «посадочный» (внутренний) диаметр покрышки на диск, составляющий в данном случае 14 дюймов.
  • 88 — это число обозначает индекс максимально допустимой нагрузки на одно колесо (в данном примере это 560 кг на одно колесо, таким образом для легкового автомобиля массой до двух тонн шины с таким индексом вполне подходят). Особенно важно правильно выбрать соответствующий индекс нагрузки при покупке резины для микроавтобусов и небольших грузовиков.
  • T — этот символ обозначает индекс скорости шины и в данном примере скорость для шин ограничена максимальной величиной 190 км/ч.
  • M+S — это маркировка шин (M&S = Mud + Snow / грязь + снег), которая означает, что шины зимние, еще их называют «всесезонными», так как шипы на такую резину не ставят, и вы в принципе можете эксплуатировать такие колёса круглый год, штрафа за такую резину в летнее время не предусмотрено. Часто бывает, что внедорожники продаются снабженные резиной M+S, в зависимости от манеры езды и веса автомобиля такие шины могут прослужить более 50 000 километров пробега.

Теперь рассмотрим справочные данные, которые помогут расшифровать маркировку на резине для вашего транспортного средства.

Таблица индексов максимально допустимой нагрузки на шину

Чаще всего на боковине шины указан именно индекс нагрузки, но на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана максимальная нагрузка «Max load» в килограммах.

Индекс Нагрузка Индекс Нагрузка Индекс Нагрузка
60 250 кг 87 545 кг 114 1180 кг
61 257 кг 88 560 кг 115 1215 кг
62 265 кг 89 580 кг 116 1250 кг
63 272 кг 90 600 кг 117 1285 кг
64 280 кг 91 615 кг 118 1320 кг
65 290 кг 92 630 кг 119 1360 кг
66 300 кг 93 650 кг 120 1400 кг
67 307 кг 94 670 кг 121 1450 кг
68 315 кг 95 690 кг 122 1500 кг
69 325 кг 96 710 кг 123 1550 кг
70 335 кг 97 730 кг 124 1600 кг
71 345 кг 98 750 кг 125 1650 кг
72 355 кг 99 775 кг 126 1700 кг
73 365 кг 100 800 кг 127 1750 кг
74 375 кг 101 825 кг 128 1800 кг
75 387 кг 102 850 кг 129 1850 кг
76 400 кг 103 875 кг 130 1900 кг
77 412 кг 104 900 кг 131 1950 кг
78 425 кг 105 925 кг 132 2000 кг
79 437 кг 106 950 кг 133 2065 кг
80 450 кг 107 975 кг 134 2125 кг
81 462 кг 108 1000 кг 135 2185 кг
82 475 кг 109 1030 кг 136 2245 кг
83 487 кг 110 1060 кг 137 2305 кг
84 500 кг 111 1090 кг 138 2365 кг
85 515 кг 112 1120 кг 139 2435 кг
86 530 кг 113 1150 кг 140 2500 кг

Индекс скорости шин

Данная кодировка предназначена для присвоения покрышке скоростной категории по результатам специальных испытаний, подразумевает максимальную скорость на стенде, выдерживаемую шиной в течении нескольких часов. Обратите внимание, что при повседневной эксплуатации транспортного средства рекомендуется ездить со скоростью на 10-15 % меньше максимально допустимой, согласно данного индекса.

Обратите внимание, что автомобильные шины, имеющие маркировку индекса скорости «ZR», сконструированы для эксплуатации на скоростях превышающих 240 км/ч. Индекс скорости может располагаться в разных местах маркировки: 185/65SR15, или 185/65SR15 92S, или 185/65R15 92S.

Маркировка на шинах по сезону и дорожному покрытию

  • Aqua, Rain и т. д. — шины, которые высокоэффективны на мокрой дороге.
  • A/T (All Terrain) — шины для любого ландшафта (баланс между комфортом и проходимостью).
  • AS (All Season) — так обозначается всесезонная шина.
  • All-Season (All-Weather) — еще одна маркировка всесезонной резины.
  • M+S (Mud+Snow) — пригодны для движения по грязи и снегу (так маркируются всесезонные или зимние шины с расширенным по сравнению с летними температурным диапазоном и более развитым рисунком протектора, обеспечивающим сцепление не только на ровном асфальте, но внедорожными они, как правило, не являются).
  • M/T (Mud Terrain) — авторезина для грязевых ландшафтов.
  • R+W (Road + Winter) — всесезонная дорожная шина.
  • RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
  • Winter — кодировка зимних шин.

Дополнительные обозначения

  • Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки (многие производители злоупотребляют данной маркировкой ради маркетинга).
  • Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
  • Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
  • MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
  • MFS (Dunlop Maximum Flange Shield) — система максимальной защиты обода борта, разработанная компанией Dunlop, защищает колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
  • Outside и Inside — асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) с внутренней.
  • PR (Ply Rating) — прочность каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с несущей способностью каркаса 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», то есть «усиленные» (повышенной грузоподъемности).
  • Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки. На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной прочности шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C).
  • Rotation — шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.
  • Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом (металлокордовые шины).
  • SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.
  • Studless — покрышка не подлежит ошиповке.
  • Studdable — покрышка подлежит ошиповке.
  • Traction А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
  • Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.
  • TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
  • ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP — возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR — возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.

Существует еще и экологическая маркировка, которая предусмотрена в Европе и Юго-Восточной Азии (например в Японии и в Корее). Она характеризует шины по топливной экономичности и по шумности.

Обратите внимание, что присутствие в коде на боковине покрышки буквы C после диаметра, например, 195/65R15C 104/102R, означает «коммерческий», то есть эта шина предназначена для пикапов или небольших грузовиков с повышенной грузоподъёмностью. После размера могут присутствовать буквенные коды XL, RF, SL, LL (например, P235/75R-15 XL, P285/35R-19 LL). Они означают соответственно повышенную (extra load, reinforced), стандартную (standard load), и пониженную (light load) несущую способность каркаса шины.

В американской P-маркировке код XL соответствует максимально допустимому давлению 41 psi (280 kPa), SL и LL — 35 psi (240 kPa), в европейской маркировке XL/RF соответствует 42 psi (290 kPa), SL — 36 psi (250 kPa). Буквы FR (например, 225/50 R18 87V FR) после размера означают шину с защитой обода диска. Отличить американскую покрышку от европейской можно по коду стандарта качества: буква «Е» в кружочке — означает европейский стандарт, а аббревиатура «DOT» — значит шина американская.

Можно ли узнать год выпуска шины по маркировке? Да, такая информация зашифрована в числе из четырёх цифр, внутри овала на боковой поверхности покрышки. На инфографике выше этот код можно увидеть в левой нижней части схемы колеса. Первые две цифры этого кода содержат порядковый номер недели в году, а последние две цифры — это непосредственно год выпуска шины. Например, если на вашей покрышке в этом блоке будет число 1119, то это будет означать, что резина выпущена в 2019 году, на 11 неделе, то есть в марте.

Для полноценного выбора автомобильной покрышки необходимо ориентироваться на ее технические характеристики. Новичку придется столкнуться с большим количеством трудностей, поскольку такая продукция маркируется большим количеством цифр.

Тем не менее, это не значит, что принять окончательное решение будет невозможно. Если владеть хотя бы минимальной информацией, выбор покрышки для авто окажется более легким.

Все автомобильные покрышки могут иметь маркировку, состоящую из цифр, букв, отдельных слов, словосочетаний и цветных полосок. Может показаться, что это весьма сложно и неудобно, но на практике все проще, чем вы полагаете.

Цветные пометки

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Производитель проставляет цветные полоски на шинах не просто так. В данном случае маркировка шин для авто может включать в себя четыре цвета:

  • Белый с символами, заключенными в небольшую окружность. Такие метки ставит ответственный за соответствие нормам сотрудник;
  • Красный: обычно несет в себе сразу два значения. Покрышки, которые означают такими цветными точками, применяются в стандартной комплектации авто. Если на полоске есть метки в виде круга, это свидетельствует о том, что в этой зоне расположена тяжелая область корпуса покрышки;
  • Желтый: данные цветные точки обычно трудно заметить. Рядовому пользователю эта маркировка не пригодится; ее используют для облегчения балансировки в шиномонтажных компаниях;
  • Синий: эти цветные точки также могут использоваться как признак соответствия продукции заявленным стандартам.

В большинстве случаев метки разного цвета не пригодятся водителю при совершении окончательного выбора – они упрощают работу мастерам на СТО.

Распространенная маркировка

В процессе выбора потенциальный покупатель наиболее часто сталкивается с маркировкой подобного типа: 185/60R14 82 H 100 XL. Теперь поэтапно расшифруем ее:

  • 185: ширина профиля. Обозначается в миллиметрах;
  • 60: высота профиля. Тем не менее, не всегда это так. В большинстве случаев здесь указывается соотношение высоты профиля к ширине. И обозначается оно не в миллиметрах, а в процентах. Для отечественных дорог наиболее хорошим является соотношение от 65 до 75 процентов. Уменьшение этого числа приводит к тому, что снижается высота профиля. Это означает, что эксплуатировать ее в условиях плохого качества полотна будет трудно. Вы можете заметить, что на примере, указанном выше, ставится буква Она гласит о том, что перед покупателем стоит радиальная резина. Есть и диагональный аналог, но его производство практически прекратилось;
  • 14: внутренний диаметр. Обозначаются надписи только в дюймах. Мерки снимаются в том месте, где покрышка будет сопрягаться с диском авто. Специалисты называют это число «посадочным диаметром». Если, например, выбрать покрышку с посадочным диаметром 16 дюймов, диск также должен иметь такой диаметр;
  • 82: показатель грузоподъемности автомобиля. Другими словами, здесь обозначается максимально допустимая нагрузка на отдельно взятое колесо. Надпись 82 нужно расшифровать с помощью специальной диаграммы профильного стандарта пропускной способности. В нашем же случае резина, имеющая индекс 82, способна выдержать вес 475 кг. Все четыре шины могут приводить в движение предельно нагруженный транспорт, вес которого не превышает 1900 кг вместе с грузом. Дверной косяк, расположенный со стороны водителя авто, в большинстве случаев содержит метки о максимальной грузоподъемности автомобиля, а также размерах шин, которые можно установить на конкретную модель;

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Как выбрать незамерзайку

Мы в социальных сетях