Для большинства автовладельцев сцепление — наиболее проблемная часть транспорта. Часто причина проблемы — неправильная регулировка сцепления УАЗ. Техническое обслуживание этого механизма производится с недостаточным вниманием и тщательностью, владелец машины не осознает всю важность системы. Грамотный и своевременный уход за диафрагменным сцеплением на автомобиле — гарантия длительной работы и высокой функциональности даже при интенсивной эксплуатации.
Частые неисправности и их причины
Для системы сцепления автомобиля УАЗ характерны разные неисправности: усиленное сцепление, механизм не выжимается, буксует или не прокачивается. Избежать подобных проблем помогает своевременное техническое обслуживание, замена изношенных деталей, смазка и контроль уровня жидкости в баке, диагностика всех систем и компонентов механизма.
Инструкция по эксплуатации дает основные сведения о работе узлов транспорта, подготовке их к действию, правилах и периодичности контроля функциональности агрегатов, основных неисправностях и расшифровке кодов ошибок. Следование рекомендациям производителя позволит продлить срок службы техники. Простые поломки можно исправить самостоятельно.
При более сложных неисправностях системы рекомендуется обратиться в сервисный центр.
Первая категория причин относится к проблеме, когда при опущенной педали система не может запуститься полностью. Алгоритм действий следующий:
- Отсутствие у педали свободного хода. Ремонтные мероприятия заключаются в настройке привода выключения.
- Сбой работы в конструкции перемещения нажимных дисков требует замены детали или удаления причины заедания.
- Неисправность нажимных пружин, сниженное усилие. Исправить ситуацию поможет приобретение новых запчастей.
- Попадание масла на поверхность трения дисков. Необходимо промыть и протереть бензином элементы насухо.
- Длительное буксование вызывает перегрев. Механизм самостоятельно остынет через некоторое время.
Если система запускается рывками или с вибрацией, причины могут быть следующими:
- Попадание масла на поверхность трения дисков. Необходимо установить новую деталь или протереть старую бензином, удалить выступающие неровности на поверхности нажимного диска и маховика.
- Износившиеся до заклепок фрикционные накладки указывают на потребность в незамедлительной замене компонента.
- Неправильное расположение оттяжных рычагов. Потребуется демонтаж сцепления и регулировка комплектующих.
Если при нажатии на педаль возникает посторонний шум, это может говорить о пришедшем в негодность подшипнике или отсутствии в нем смазки. Если использование масла не помогло, потребуется приобрести новый элемент. Поломка оттяжной пружины приводит к невозможности фиксации педали в верхнем положении. Пружину необходимо заменить.
Пропадает сцепление
Часто механизм не запускается или пропадает после долгого простоя транспорта без работы. Вероятная причина — «прикисание» ведомого диска к другим элементам конструкции. Если несколько попыток завести автомобиль не привели к успеху, лучше обратиться в сервисный центр. Исправить ситуацию самостоятельно в данном случае не получится.
Ведет сцепление
Распространенная группа неисправностей связана с ситуацией, когда сцепление ведет, нет возможности полностью выключить механизм.
Здесь может быть несколько причин:
- Свободный ход больше допустимого предела. Необходимо произвести регулировку.
- Повреждение ведомого диска. Необходимо поменять или при возможности исправить деформацию.
- Разрушение элементов ведомого диска. Здесь только один выход — приобрести новую деталь.
- Попадание в систему гидропровода воздуха. Исправить ситуацию поможет прокачка механизма.
- Заедание ступицы. Удалить забоины, посторонние элементы, заусеницы и иные причины нарушения работы конструкции.
- Неправильное расположение оттяжных рычагов. Потребуется демонтаж сцепления и регулировка комплектующих.
На потребность замены изношенных компонентов также указывают увеличенные зазоры в приводе.
Ремонт
Наличие схемы внутреннего устройства конструкции позволяет провести самостоятельный ремонт в случае простых неисправностей. Увеличение расхода топлива, масла, протечка охлаждающей жидкости, нехарактерные шумы и постукивания в механизме — первые показания к ремонту. Продлить функционирование деталей и транспорта помогает обслуживание и замена износившихся компонентов.
Как отрегулировать лапки сцепления
Для того чтобы отрегулировать сцепление на УАЗ, потребуется провести следующие ремонтные работы:
- Измерение линейкой величины свободного радиуса перемещения педали привода, выключающей механизм. Нормативное значение для пружинно-рычажного типа должно укладываться в пределы от 35 до 55 мм, для диафрагменного типа — от 5 до 30 мм.
- Измерение полного хода педали после ее опускания до предела. Нормативное значение для пружинно-рычажного типа составляет 18,5 см, для диафрагменного типа — 16,5 см.
- Настройка необходимого положения путем изменения позиции с помощью ключа.
- Контроль расстояния при опущенной педали между перегородкой моторной части и серединой оси штока. Необходимо добиться значения в 9,6 см. Вилка должна обладать свободной траекторией перемещения минимум 1,7 см. Изменение длины толкателя рабочей корзины — инструмент регулировки. Для этого необходимо снять и обратно закрутить толкатель до получения нужного значения.
Регулировка свободного хода педали сцепления требуется, если между расположенной на оттяжных рычагах поворотной частью и регулировочных винтах и элементах приспособления расстояние не лежит в пределах 50,75-52,25 мм. Винты можно снимать и закручивать обратно до установления правильного размера.
Соединение диафрагменной пружины не нуждается в настройке свободного хода и не требует регулировки системы выключения механизма. Правильные габариты зазоров и ходов обеспечены особенностями конструкции.
Как прокачать сцепление
Прокачка гидропривода потребуется в случае, если нажатие на педаль отличается чрезмерной мягкостью, нет возможности полностью выключить механизм. Все это указывает на наличие воздуха в гидроприводном узле. Ремонтные мероприятия проводят через перепускной клапан аналогично работам с гидроприводом тормоза. Упростит задачу наличие помощника.
Последовательность действий:
- Доливка рабочей жидкости в емкость главного цилиндра до нормативного предела.
- Освобождение головки перепускного клапана от защитного элемента, подсоединение резинового шланга.
- Подготовка емкости объемом более 0,5 л, заполненной рабочей смесью. Опустить свободный конец шланга в жидкость.
- Создание в полученной системе давления с помощью нескольких нажатий на педаль через 1-2 секунды.
- Поворот перепускного клапана в половину оборота.
В сосуд с жидкостью из системы будет выходить воздух. Когда движение пузырьков прекратится, необходимо нажать педаль и повернуть до упора клапан. Во время мероприятий следует постоянно контролировать наличие смеси в емкости главного цилиндра во избежание повторного проникновения в систему воздуха.
Описанные процедуры выполняют несколько раз, пока пузырьки полностью не исчезнут.
После прокачки в бачок доливают жидкость и возвращают защитный колпачок на клапан. Не используйте для этой цели жидкость из емкости, в которую был опущен шланг. В ней содержится воздух, который самостоятельно исчезает через 24 часа или после фильтрации.
Как правильно поставить диск сцепления
От правильной установки детали зависит функциональность транспорта, плавное движение, отсутствие шума и вибрации, комфортное перемещение по трассе.
Последовательность действий, как правильно поставить диск сцепления:
- Демонтаж коробки передач и рабочего цилиндра гидропривода.
- Снятие 4 болтов, соединяющих внизу картер сцепления, с помощью ключа.
- Удаление из конструкции нижнего элемента картера сцепления и прокладки.
- Установка отметки позиции маховика и корзины — ведущего диска.
- Снятие крепежных элементов, соединяющих корзину и маховик.
- Демонтаж ведущего и ведомого дисков.
Одна из поверхностей ведомого диска сцепления выступает больше, чем другая. Эта сторона должна быть повернута к коробке передач. Установка элементов проводится в обратной последовательности. Для настройки дисков потребуется специальная оправка. По окончании работ на шлицевой конец основного вала лучше нанести смазку.
Как поменять сцепление
Сцепление — средство отсоединения на короткий период вала двигателя от коробки во время изменения передачи, способ плавного перехода при запуске и начале движения.
Устройство сцепления УАЗ марки 452 отличается сухим механизмом и наличием одного диска с гасителем крутильных колебаний. Система характеризуется передачей крутящего момента от двигателя на трансмиссию с коэффициентом в 17 кг/см. Во время ремонта можно обновить систему, поставить лепестковый механизм.
Первый этап — подготовительные работы. Для демонтажа и последующей установки конструкции понадобятся следующие материалы и инструменты:
- комплект головок;
- набор ключей разных размеров;
- для демонтажа и монтажа карданного вала сзади — гнуто-накидной ключ;
- для работы в труднодоступных областях поможет небольшое зеркало;
- отвертки: плоская и крестовая;
- смесь-уплотнитель для резьбы;
- оправка для настройки ведомого диска.
Установка сцепления проводится в следующей последовательности:
- Установка транспорта на высокие, надежно фиксирующие опоры (кирпичи, деревянные колодки).
- Удаление отработанного масла с коробки передач и иных емкостей.
- Демонтаж заднего кардана. Отметка положения для будущей сборки позволит избежать появления вибрации.
- Отсоединение части переднего кардана, прилежащей к раздаточной коробке. Отметка правильного расположения детали.
- Демонтаж глушителя.
- Поочередное отсоединение хомутов резонатора, глушителя и кронштейна выхлопной трубы, болтов между катализатором и фланцем глушителя.
- Снятие всей конструкции и термического экрана.
- Расшплинтовка тяги элементов управления механизма передач. Не стоит снимать или менять положение регулировочных гаек.
- Расшплинтовка троса ручного тормоза, его перемещение с защитным кожухом в сторону.
- Удаление из датчика коробки передач колодки провода сигнализатора.
- Отключение провода датчика скорости, тяги элементов управления распределительной коробкой и снятие рабочего цилиндра.
- Отсоединение от двигателя выхлопной трубы, от картера — кронштейна и катализатора.
- Снятие крепежных элементов картера при поднятом домкратом двигателе.
- Снятие всех болтов, удерживающих коробку передач.
- Вывод назад распределительной коробки и коробки передач с помощью монтировки. Демонтаж обозначенных агрегатов.
- Удаление болтов стартера и кожуха путем использования насадки с карданом.
- Отметка расположения корзины и ее снятие.
- Подготовка новых деталей для замены, поиск специальных округлых или цилиндрических выступов на поверхности изношенных и новых комплектующих.
В сборке сцепления поможет специальная оправка.
Перед ее монтажом корпус диска и маховика необходимо обезжирить. Ведомый диск установить на оправку, вставить полученную конструкцию в маховик. Все крепежные элементы предварительно смазать фиксатором резьбы. Затягивать болты в несколько этапов. После установки можно снять оправку. Коробка передач и раздаточный механизм монтируются в обратной последовательности. По окончании работ необходимо осуществить мероприятия по настройке хода педали сцепления.